Этот день в истории. День рождения Эрмитажа. | Куликовец

Этот день в истории. День рождения Эрмитажа.

Основательницей знаменитого на весь мир музея стала императрица ЕКАТЕРИНА II. День памяти небесной покровительницы императрицы — святой великомученицы ЕКАТЕРИНЫ АЛЕКСАНДРИЙСКОЙ (24 ноября по старому стилю, в наше время это 7 декабря) и считается датой основания музея. Императрица всегда помнила, что великими называли правителей, покровительствовавших наукам, философам и искусствам. В феврале 1764 года она приобрела коллекцию берлинского купца Иоганна ГОЦКОВСКОГО в зачет его долга русскому правительству. До Екатерины первые холсты западноевропейских мастеров приобрел еще ПЕТР I, но даже в собирании музейных редкостей первый российский император, воин и строитель, отдавал предпочтение другим экспонатам, составившим основанный им первый музей России — Кунсткамеру. В коллекцию купца входило 225 полотен. Он собирал ее по заказу прусского короля ФРИДРИХА II. Но тот еще в правление ЕЛИЗАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ проиграл России Семилетнюю войну. Тогда русские войска в первый раз вступили в Берлин, а король сказал о противнике: «Это железные люди, их можно убить, но не победить». Королю с опустошенной казной стало не до высоких материй, а Гоцковский потерпел убытки, неудачно вложив средства в покупку хлебных магазинов (складов), оставленных русской армией в Берлине. Продажа коллекции могла покрыть значительную часть его долга, а для Екатерины II ее приобретение становилось еще одним подтверждением победы русского оружия, свидетельством прочности империи и укрепляло ее славу просвещенной правительницы.

Вел переговоры с купцом посланник императрицы в Пруссии князь Владимир ДОЛГОРУКОВ. Летом коллекция прибыла в российскую столицу. Ей было выделено помещение в Зимнем дворце, которое на французский манер стало называться Эрмитажем, то есть «местом уединения». Вскоре по соседству с дворцом было возведено специальное здание для размещения коллекции, которое стало зваться Малым Эрмитажем. Сделав первый шаг, Екатерина не остановилась. Поиском новых сокровищ занялись посланники по всей Европе, императрица советовалась со своими великими собеседниками–корреспондентами. Посланник в Париже князь Дмитрий ГОЛИЦЫН приобрел «Возвращение блудного сына» РЕМБРАНДТА. Другой шедевр художника — «Даная» — попал в коллекцию Эрмитажа по рекомендации Дени ДИДРО, посоветовавшего обратить внимание на наследство семейства баронов КРОЗА.

Коллекция быстро росла, к концу правления Екатерины в ней было почти 4 000 картин, но галерея еще долгое время оставалась недоступной для всеобщего обозрения. Поэт Александр ПУШКИН смог увидеть ее только потому, что его старший товарищ Василий ЖУКОВСКИЙ был наставником цесаревича. К Малому были пристроены Большой и Новый Эрмитажи. Последний, воздвигнутый при императоре НИКОЛАЕ I, стал первым в России зданием, предназначенным под публичный музей. В 1852 году он был открыт для публики. Император лично отобрал скульптуры в залы первого этажа. Через четверть века музей посещало 50 000 человек в год. Сегодня число его посетителей в год в полтора раза превышает население Латвии.

Источник

 

Присоединяйтесь к сайту «КУЛИКОВЕЦ» в  Telegram (инсайд, новости не выходившие на сайте), ОдноклассникахFacebookВКонтактеTwitter, и Вы всегда будете в курсе последних новостей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один × 2 =