Воронцовский маяк | Куликовец

Воронцовский маяк

Воронцовский маяк

Ориентир для судов непосредственно при входе в порт в Одессе впервые был сооружен на оконечности Военного мола. Но в процессе наращивания Карантинного мола изменилось положение судового хода, что стало причиной посадок входящих судов на подводные элементы конструкции мола.

Поэтому голландский консул Таббуда-Мариньи обратился к генерал-губернатору Новороссийского края М.С. Воронцову с просьбой установить маяк на Карантинном молу. Его соорудили в 1843 г. Он представлял собой деревянное сооружение высотой 26 м от основания, восьмигранной формы, с башней и мачтой, на которую в ночное время поднимали керосиновые фонари, а днем — желтый флаг.

В 1854 г. маяк уничтожили, в связи с началом Крымской войны. В 1859 году он был восстановлен, но маяк был несовершенным и нуждался в замене. В 1863 году был установлен первый Воронцовский маяк. Маячная башня, увенчанная специальным фонарем, имела высоту 30 футов (9,15 м) от основания. Маяк был освящен 8 ноября 1863 года, в день открытия памятника князю М.С. Воронцову на Соборной площади, почему и получил название Воронцовского.

С 1877 по 1879 г. к Карантинному молу пристраивали Рейдовый мол. На это время маячный огонь был зажжен у подножия Свято-Николаевской церкви на специальной небольшой платформе. (Со временем первый Воронцовский маяк был демонтирован и в 1898 г. установлен в 5 км от мыса Сарыч Крымского полуострова.Маяк работает и по сей день).

Второй Воронцовский маяк был освящен 20 ноября 1888 г. и установлен на оконечности Рейдового мола. Его строительством занимался петербургский купец 1-й гильдии Сан-Галли. Это была белая чугунная башня высотой 17 м. Маяк был оборудован светооптическим аппаратом современной системы «Френеля», поставленным французской фирмой. Он давал вращающийся огонь с проблесками красного цвета через одну минуту с дальностью видимости 13,7 мили (25,38 км). В 1911 году маяк оборудовали пневматической сиреной. Этот маяк освещал вход в порт 53 года.

15 сентября 1941 г., в дни обороны Одессы, его взорвали, чтобы маяк не служил ориентиром для авиации и артиллерии врага. После Великой Отечественной войны на руинах маяка временно была установлена деревянная мачта с ацетиленовым фонарем. Современный, (третий) Воронцовскиймаяк был сооружен в 1955 г, получивший название Рейдовый. Затем на него поставили новый маяк, в отличие от прежнего, с цилиндрической башней. По традиции его называют Воронцовским.

Белая башня маяка с красным фонарем высотой 26 метров изготовлена на Кронштадстком судоремонтном заводе в 1954 году. Маяк видно за 15 морских миль. Внутри «головы» мола смонтирована аппаратура кругового радиомаяка и силовая часть звукосигнальной туманной установки — наутофона.

Воронцовский маяк является передним маяком створа, ведущего на акваторию порта с моря. Задним маяком этого створа служит задний Одесский створный маяк, белая четырёхгранная башенка с красным же фонарём установлена на крыше белого многоэтажного здания на высоте 20 м на расстоянии 1,2 мили от Воронцовского.

Так продолжается славная история Воронцовского маяка, отлитого в бронзе медали «За оборону Одессы».

Татьяна ГЛЕБ-КОШАНСКАЯ, музей им. Де-Волана Одесского морского торгового порта.
Источник: http://m.viknaodessa.od.ua/old-photo/?mayak-vorontsovskij

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

12 − десять =