Николай Ганчук. Из истории русской разведки. Боярин Ордин-Нащокин.«Русский Ришелье» — опередивший свое время. Часть 2 | Куликовец

Николай Ганчук. Из истории русской разведки. Боярин Ордин-Нащокин.«Русский Ришелье» — опередивший свое время. Часть 2

Как уже было написано  в первой части ( Читать  здесь:  https://kulikovets.ru/2021/09/27/nikolaj-ganchuk-iz-istorii-russkoj-razvedki-boyarin-ordin-nashhokin/)  , карьерный взлет нашего героя начался после псковского восстания 1650 года Причина народного недовольства было вот в чем.

В 1649 году был заключен русско-шведский договор. Согласно его условиям, Россия должна была выплатить Швеции деньги за перебежчиков, т. е. за русских крестьян, которые покинули земли, перешедшие от России к Швеции по Столбовскому миру. Было оговорено часть суммы погасить хлебом. Хлеб стали закупать в Пскове. Так… А что у нас бывает, когда резко увеличивается спрос? Правильно… Спекулянты резко взвинтили цены на основной продукт питания псковичей. Началось восстание.

Ордин-Нащокин, который, как мы помним, жил тогда в Пскове, быстро сориентировался в обстановке. Собрав сведения о происходящем, он быстренько отправился в Москву. Выехал в Москву 5 марта, а 12 марта уже был принят царем Алексеем Михайловичем. Очень большая скорость по тем временам, вам не кажется?

Так вот, Афанасий Лаврентьевич рассказал царю-батюшке о причинах, ходе восстания, и посоветовал, как его можно подавить. Подавлять он предлагал путем комбинации как жестких мер по отношению к мятежникам, так и мягких по отношению к тем, кто колеблется. Ничего нового конечно, метод «кнута и пряника», но на Алексея Михайловича этот псковский дворянин сумел произвести впечатления. С этого момента, как я уже писал, карьера Ордина-Нащокина будет идти вверх. Вплоть до 1671 года. Впрочем, я забегаю вперед…

В 1652 году нашего героя снова назначают руководителем делегации на русско-шведских переговорах по территориальному размежеванию. Правда, ненадолго.

В 1654 году, после Переяславской рады и принятия Украины в состав России началась русско-польская война.

Карта русско-польской войны 1654-1667

Афанасий Лаврентьевич находится в войсках с самого начала войны. Впрочем, ничего о его ратных успехах не известно. В апреле 1655 года – русские войска под его руководством пытаются взять крупный польский город-крепость Динабург, но неудачно. Не был, походу дела, Ордин-Нащокин талантливым полководцем. По крайней мере настолько талантливым, как дипломат и разведчик.

Конец 1654 года – Ордин-Нащокин становится комендантом города Друя (около Витебска). Правда ненадолго. Потому что для него нашлось другое дело.

Тут надо сделать небольшое отступление, не совсем лирическое. Начало войны для России было более чем успешно. Русскими войсками были заняты Смоленск, почти вся Украина (кроме Львова), почти вся Белоруссия (кроме Бреста), вся Литва, в том числе и столица Вильно (совр. Вильнюс).

И тут резко изменилась международная обстановка. Швеция, пользуясь ослаблением Речи Посполитой, начал против нее военные действия. Теперь польскую армию били в хвост и в гриву не только русские, но и шведы. Шведские войска захватили Варшаву, Краков… В общем, в Польше стали вполне осязаемо наблюдать северного пушного зверька…

И тут Россия оказалась перед очень непростым выбором, что делать дальше. Продолжать боевые действия против Речи Посполитой, тем более сейчас, когда она вынуждена воевать на два фронта. Но при этом нужно было иметь ввиду, что в случае победы, захватив польские земли, Швеция усилится еще больше и отвоевать выход к Балтийскому морю будет еще сложнее.

Был и другой вариант. Заключить с Речью Посполитой перемирие и начать воевать уже со Швецией. Вот этот второй вариант Россия и выбрала. Забегая вперед можно сказать, что выбор оказался не очень удачным.

Карта русско-шведской войны 1656-1661 годов

Но сначала надо было обезопасить себе от удара в спину. Ордин-Нащокин отправляется послом в Курляндию, чтобы добиться от тамошнего герцога помощи в войне со Швецией, а также объяснить местным аборигенам, что действия Росси никаких угроз им не несет. Посольство закончилось успешно. Герцог Курляндский согласился помогать России. Ну и, находясь в Курляндии, Ордин-Нащокин не забывал и о разведке – он собирал сведения о состоянии шведских войск.

Вернувшись из Курляндии, Афанасий Лаврентьевич пошел на повышение. Он был назначен воеводой свежее отвоеванного города Кокнесе или Кокенгаузен (переименованный русскими в Царевич-Дмитриев городок).

Реконструкция замка в г. Кокнесе

Хоть Ордин-Нащокин и считался воеводой города, фактически в его ведении оказались все города занятой русскими войсками Прибалтики. Так что дел у него было очень много. Нужно было усиливать влияние России на отвоеванных территориях, для чего не допускать конфликтов между войском и местным населением. Еще нужно было не забывать и об экономическом развитии этих земель. Кстати, несмотря на чрезвычайную занятость, Ордин-Нащокин как-то находил время и на письма царю с различными проектами. Например, предлагал полностью отказаться от дворянского ополчения и перевести русскую армию полностью на регулярную основу.

Афанасий Лаврентьевич, разведкой занимался тоже… И вот тут нашего героя случился провал, который кому-то другому стоил бы карьеры Вернее, даже не провал, а семейная трагедия. И связана она была с действиями самого родного человека.

У Ордина-Нащокина был сын с говорящим именем – Воин. Отец сделал все, чтобы дать ему достойное образование. Воин Ордин-Нащокин хорошо знал латинский, немецкий, польский языки, много читал. На момент описываемых событий Воин Афанасьевич находился при отце в Кокнесе, где заведовал тайной перепиской с иностранными агентами. Посетил, в служебных целях, естественно, несколько раз Польшу. То есть был, по сути дела, правой рукой отца, который доверял ему то, что не мог доверить другим.

В 1660 году Воин Афанасьевич Ордин-Нащокин должен был возвратиться из важной командировки в Москву с очень важными секретными документами и большой суммой денег. Но в Кокнесе он так и не приехал, отправившись, вместе с деньгами и секретными документами, прямиком ко двору польского короля. Сколько Воин Афанасьевич выдал секретной информации – за давностью лет сказать нельзя. Но понятно, что ущерб России был нанесен очень большой.

Измена сына могла Афанасию Лаврентьевичу обойтись очень дорого. Но, на удивление, этого на произошло. Царь Алексей Михайлович не то что не лишил своего доверия Ордина-Нащокина, но даже успокаивал в личных письмах безутешного отца. Мол, парень молодой, неопытный, мало ли что ему в голову стукнуть могло. Видно, очень доверял своему верному слуге самодержец Всероссийский…

Мало того, на удивление благополучно сложилась и судьба сына-изменника. Воин Афанасьевич, помыкавшись по Европе (переехал из Польши в Австрию, а потом жил во Франции, Голландии, Дании), в 1663 году обратился к русскому послу в Копенгагене с просьбой разрешить ему вернуться домой, в Россию. И, представьте себе, это разрешение ему дали. В тогдашней России и за гораздо меньшие художества голову ампутировали, а тут наказание было на удивление мягким. Всего лишь ссылка в Кирилло — Белозерский монастырь. Да и оттуда, по ходатайству отца был отпущен и даже возвращен на царскую службу. Причем не просто был возвращен на службу, а даже умудрился сделать какую-никакую, но карьеру. Воин Афанасьевич Ордин-Нащокин дослужился до должности воеводы города Галича. Год его смерти нам неизвестен.

Тем временем положение России на международной арене резко ухудшилось. Речь Посполита заключила мир со Швецией и теперь смогла направить все свои силы против России. А тут еще на Украине новый гетман Е. И Выговский, который сменил умершего Богдана Хмельницкого, изменил и перешел на сторону Польши. Теперь на два фронта, и против Речи Посполитой, и против Швеции, была вынуждена воевать Россия, имея очень неспокойный тыл на Украине.

В таких условиях Россия была вынуждена подписать со шведами очень невыгодный Кардисский мир, согласно которому Россия передавала Швеции все завоеванные земли на берегу Балтийского моря. В числе прочих Швеции перешел и город Кокнес (Кокенгаузен) – город, в котором Ордин-Нащокин был воеводой.

Война с Речью Посполитой приняла неудачный оборот. Россия потеряла все завоеванные земли, кроме Смоленска и Левобережной Украины. Война требовала все больше и больше финансовых средств. Всем стало ясно, что с Речью Посполитой нужно заключить мир, и мир как можно быстрее… Ордина-Нащокина, который неоднократно обращался к царю с призывом начать мирные переговоры с Польшей, срочно вызывают в Москву и отправляют с русским посольством под Смоленск, где должны были состояться русско-польские переговоры о мире. Но что-то пошло не так, и польские представители не прибыли. Тогда русская сторона обращается к польской с просьбой направить в Речь Посполитую своего представителя Ордина-Нащокина для секретных переговоров. Разрешение было дано.

В марте 1663 года Афанасий Лаврентьевич прибыл во Львов, где на тот момент находился королевский двор. Польско-русские переговоры шли очень тяжело, стороны не могли придти к общему решению относительно того, какие земли отойдут России, а какие земли останутся под Речью Посполитой. Кстати, именно во время львовских переговоров Ордин-Нащокин впервые поднял вопрос о русско-польском союзе против общих врагов – Швеции и Турции. Правда, это предложение не помогло заключению мира – львовские переговоры закончились неудачей.

Переговоры продолжились у деревню Андрусово (кстати, эта деревня существует и сейчас, находится на границе России и Белоруссии). Подписать долгосрочный мирный договор опять не удалось. Но и Россия, и Речь Посполитая так были измучены войной, что вести дальше боевые действия просто не могли. И вот 30 января 1667 года было подписан Андрусовский договор о перемирии на 13,5 лет. Росси отходил Смоленск и Левобережная Украина. Граница проводилась по Днепру. Киев с округой временно, на 2 года, отдавался России. (От себя добавлю, что Россия Польше Киев так и не вернула, ни через два года, ни через пять, вообще никогда). Запорожье объявлялось общим владением России и Речи Посполитой.

Андрусовское перемирие. Карта.

Памятный камень, поставленный на месте заключения Андрусовского перемирия 1667года

Заключение Андрусовского перемирия было серьезнейшим успехом как дипломатии России, так и главного переговорщика, который это перемирие заключил. Ордин-Нащокина пожаловали в бояре (для выходца из простой псковской дворянской семьи это был офигительный успех). Летом 1667года Афанасий Лаврентьевич возглавил Посольский приказ. Именно время пребывания во главе русской дипломатии (с 15 июня 1667 года по 2 декабря 1671 года) стало самым продуктивным во всей деятельности Ордина-Нащокина. Он наладил отношения, или, по крайней мере, пытался наладить с рядом новых стран, с которых до него дипломатических связей у России не было. В качестве примера можно привести такие страны, как Китай, Индия, страны Средней Азии. Афанасий Лаврентьевич много сделал для развития международной торговли, пытался создать русский регулярный флот , организовал почтовое сообщение. Но главные усилия Ордина-Нащкина направлены были на заключение «вечного мира» с Речью Посполитой.

Афанасий Лаврентьевич был твердым сторонником возвращения «в родную гавань» побережья Балтийского моря, которое на тот момент находилось под властью Швеции. При этом всем было ясно, что потомки викингов добровольно земли не отдадут. Значит придется со Швецией воевать. А воевать со шведами по любому лучше, имея с Речью Посполитой мирный договор, а еще лучше, договор союзный. Когда со Швецией воюет не только Россия, но и Польша.

Именно по этому Ордин-Нащокин с маниакальным упорством отстаивает необходимость заключения не просто русско-польского договора, а антишведского русско-польского союза. И вот ради этого Афанасий Лаврентьевич был готов на многое, вплоть до возвращения Польше Киева и Правобережной Украины. Вот это и сгубило его карьеру. Пошли слухи, что Ордин-Нащокин топит за мир с Польшей не просто так, а за долю малую. Кроме того, Афанасий Лаврентьевич отличался достаточно скверным характером, часто спорил с царем (чего Алексей Михайлович, представьте себе, не любил), иногда занимался самоуправством. А еще не будем забывать, что Ордин-Нащокин был выходцем из псковских дворян. Так что родовитое московское боярство воспринимало его, как безродного выскочку, что также не добавляло ему уверенности в аппаратной борьбе..

2 декабря 1671 года Афанасий Лаврентьевич покинул пост руководителя Посольского приказа и постригся в монахи. Местом своего проживания инок Антоний (именно так теперь звали Афанасия Лаврентьевича) выбрал Псковский Крыпецкий монастырь. Именно там он доживал свои дни и умер в 1680 году.

Вот так закончил свои дни, этот, прямо скажем, неординарный человек. Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин опередил свое время. Родись он попозже – скорее всего мы увидели бы его среди «птенцов гнезда Петрова», и сделать он смог бы гораздо больше. Хотя, с другой стороны, если бы не такие люди, как Ордин-Нащокин, никаких бы петровских преобразований не было бы.

14 октября 2014 года, в 600-ю годовщину со дня образования города, в центре Опочки был торжественно открыт памятник выдающемуся государственному деятелю Афанасию Лаврентьевичу Ордин-Нащокину, детство которого, по данным краеведов, прошло в Опочке.

А что касается «вечного мира», между Россией и Речью Посполитой, то он был подписан в 1686 году, уже после смерти Ордина-Нащокина. К этому моменту Речь Посполита настолько ослабела, и настолько нуждалась в помощи России против Османской империи, что ни о каком возвращении им Киева, не говоря уже о других землях, и речи не шло.

Источник:https://vk.com/@80025141-russkii-rishele-operedivshii-svoe-vremya-chast-2

Часть 1:https://kulikovets.ru/2021/09/27/nikolaj-ganchuk-iz-istorii-russkoj-razvedki-boyarin-ordin-nashhokin/