Олег Лавров. США: сланцевый психоз и ипотека | Куликовец

Олег Лавров. США: сланцевый психоз и ипотека

Можно констатировать, что вчера вечером мы наблюдали самую масштабную стрижку баранов в истории фондовых площадок, однако постепенно на горизонте начинают вырисовываться и другие «прекрасные» перспективы Америки.

По поводу сланцевого психоза вечером 20 апреля: по правилам торгов любой фондовой площадки цена за лот не может быть отрицательной. Просто потому, что в этом случае акцию, облигацию или фьючерс обязаны снять с торгов и приостановить листинг этого инструмента на бирже до выяснения обстоятельств.

Помня об этом правиле, тысячи «инвесторов» кинулись покупать WTI по цене в 1 цент за баррель — площадки дали время для этого, а потом цены ушли в отрицательную область. «Инвесторов» понять еще как-то можно — они же ориентировались на «самый честный в мире» рынок, с «понятными и четкими правилами». Купив танкер нефти по цене 1 цент за баррель, они рассчитывали удвоить свои вложения уже при цене в 2 цента за тот же самый баррель — вот он, золотой век биржевой торговли! Вот они, тысячи новых миллионеров и миллиардеров, воплощение американской мечты!

Честно говоря, лично я жду вала исков, сначала к Лондонской ICE, а потом и к американским торговым площадкам — но что-то подсказывает мне, что у тех, кто устроил эту стрижку и поимел на баранах миллиарды долларов, никаких последствий просто не будет.

Да, это была чистейшей воды спекулятивная операция против всех установленных правил — и не нужно думать, что все закончилось в понедельник: сегодня апрельские фьючерсы торгуются по цене на четверть ниже, чем вчера, в коридоре 14-15,5 долларов за баррель. Все это крайне отрицательно влияет на настроения американских нефтяников и способствует скорейшему сокращению сланцевой отрасли — и вот тут самое время напомнить, что из 13 млн баррелей добываемой в Америке нефти на сланцевиков приходится целых 9 млн баррелей.

Что же касается самих остриженных баранов, особенно американских, то их ждет еще один большой «сюрприз», незаметно разворачивающийся на ипотечном рынке США. Пока он действительно не очень заметен, но с продолжением карантина именно он начнет выходить на ведущие места в списке проблем простых американцев.

Иными словами, рынок ипотеки сейчас просто встал. Губернаторы большинства штатов издали указы о приостановке взыскивания платежей и долгов по ипотечным кредитам, причем каждый штат руководствуется своими сроками — где-то эта приостановка объявлена до 15 мая, где-то до 31 мая, кто-то из губернаторов поставил срок в 60 дней, а часть — в 90 дней.

За этот срок банки на территории конкретного штата не имеют права взыскивать платежи и долги, а также выселять людей с задолженностями из ипотечного жилья. Вроде все правильно и грамотно — но кто спрашивал сами банки и ипотечные фонды, наподобие FHA, VA, USDA, Fannie Mae и Freddie Mac?

Кстати, последние два агентства вы должны помнить — именно они понесли наибольшие потери в 2008-2009 годах, после того, как щелкнул ластами «Леман браззерс», один из системных на тот момент банков Америки.

Имея на сегодняшний момент 22 млн безработных, Америка имеет в перспективе не менее 11 млн будущих банкротств по ипотеке — а это уже не просто удар по рынку, это коллапс всей ипотечно-залоговой системы США. Смею напомнить, что сейчас на улице оказался персонал компаний, оказывающих услуги в различных отраслях рынка, но следом за ними на улице окажутся миллионы людей из нефтяной отрасли, автомобилестроения, морских, автомобильных и авиационных перевозок, персонала торговых портов и так далее — первые осторожные прогнозы по открытию рынков указывают на середину-конец лета, а открытие границ между государствами — на весну следующего года.

И все это время ипотечный рынок будет стоять — по нему не будет движения денег и банки с агентствами тоже пойдут на сокращение персонала: персонал окажется на улице и пополнит армию будущих банкротов по ипотеке.

Америке как воздух необходима инфляция, иначе она прямо на наших глазах потеряет всякую конкурентоспособность по сравнению с другими производителями и рынками. Однако проблема в том, что при такой неподъемной денежной и долговой массе запустить процесс инфляции внутри США будет очень сложно — но и контролировать уровень инфляции после этого будет невозможно от слова «совсем».

Проблема еще и в том, что в США после прошлого кризиса перестали использовать достаточно важный индикатор, который и предсказал сам кризис — это спред LIBOR-Ois. Если кратко, то лондонский индикатор LIBOR показывал краткосрочную годовую ставку, по которой обменивались активами банки рейтинга АА и выше (рейтинг «Леман браззерс» вплоть до банкротства был ААА), а Ois — это безрисковая ставка на ставки индексированного свопа «overnight» («через ночь»).

Иными словами, до кризиса 2008 года разница между этими индикаторами составляла 0,01%, а вот перед началом кризиса — уже 3,5% или 350 процентных пунктов.

Понять, что происходит на банковском рынке сегодня, очень и очень сложно, в первую очередь из-за информационного шума по поводу пандемии, нефтяной войны, безработицы и невнятной политики ФРС — однако часть признаков будущего вала банкротств уже очевидны.

И совершенно неважно, где они массово начнутся первыми — в нефтяной отрасли, сфере услуг или среди домохозяйств — важно то, что их просто не избежать. Любые вопли, что ФРС опять зальет все деньгами, уже не имеют смысла — нельзя залить деньгами весь кризис, заливалка уже сломалась. Исчез экспорт инфляции из США во внешний мир — и нам вообще пока неизвестно, чем все это закончится на самом деле.

По поводу России — да, у нас тоже будет достаточно неуютно. К примеру, мы уже распечатали кубышку — и если ситуация с нефтяными ценами сохранится до конца года, то федеральный бюджет получит из нефтяной отрасли не 6 трлн рублей, а всего чуть больше триллиона — следовательно, для возмещения выпадающих доходов нам придется изъять из кубышки не менее 60 млрд долларов по текущему курсу.

Тем не менее, напомню, что в конце прошлого года завершена вторая очередь ВСТО — и теперь этот нефтепровод, способный перегнать до 80 млн тонн нефти в Китай, начала работать в полную силу. После профилактических работ запущен газопровод «Сила Сибири» — Китай вышел из карантина и начал активно восстанавливать производство. Вместе с тем, нас тоже ожидает неприятный «сюрприз» — цены на газ до сих пор привязаны к нефти с временным лагом в полгода: и если аномально теплая зима снова повторится, нам придется срочно искать замену выпадающим доходам не только за нефть, но и за газ.

И вот тут хорошим подспорьем могут стать мировые цены на продовольствие — в конце концов, пища всегда будет высоколиквидным товаром, особенно в периоды кризисов.

Похоже, что правительству Михаила Мишустина предстоит очень сложный антикризисный процесс — и нам всем предстоит увидеть, как правительство с ним справится.

В любом случае, сохраняем спокойствие и оптимизм — чем хуже ситуация в мире, тем больше возможностей открывается для России.

Источник: https://cont.ws/@vv900535441/1650085

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 × 4 =