Загадочная история Одесского оперного театра

С чем у вас ассоциируется Одесса? С Дерибасовской и знаменитой комедией Леонида Гайдая? С «Двумя бойцами» и Костей-моряком? Или, может быть, с «Гамбринусом» Куприна? А вот для многих заядлых театралов Одесса ассоциируется в первую очередь с театром оперы и балета.

 

Театр-ровесник города

Одесский национальный театр уникален во всех отношениях. Начнем с того, что театр был построен спустя всего десяток лет после основания города. В 1804 году, когда Одессе было официально разрешено возвести здание театра, в Российской империи было всего два города, где театральные заведения уже были — Москва и Петербург. За дело взялся французский архитектор Тома де Томон, создавший здание петербургской Биржи и воплотивший в жизнь проект ансамбля стрелки Васильевского острова.

В 1809 постройка была закончена, и уже в 1810 новоиспеченный театр открылся для публики. Первое здание располагалось немного не там, где сейчас, и было выдержано в классическом стиле. В течение XIX века последовали ­­­несколько перестроек.

Здание оперного театра открыли по инициативе тогдашнего градоначальника — герцога Дюка де Ришелье. Премьера состоялась в 1810 году, когда городу было всего 15 лет. Белоснежное строение наподобие античного храма вмещало до 800 человек. Спустя 64 года, в предновогодний день 1872-го тут проходили ремонтные работы, а уже через сутки, в ночь на 2 января 1873-го, театр сгорел дотла. Причиной возгорания стал неисправный газовый рожок.

Строительство нового здания было поручено венским архитекторам Фердинанду Фельнеру и Герману Гельмеру и открыто в 1887 году. Причем венгры во время строительства театра в Южную Пальмиру даже не приезжали, лишь передали строителям нужные бумаги. И уже прибывший на открытие Фельнер воскликнул, что этот театр «лучший в мире». Его построили в  стиле венского «барокко», который был основным в европейском искусстве с конца XVI и до середины XVIII века. В новом театре появилось электричество и паровое отопление. До этого зал первого театра освещался пятисвечовыми канделябрами, прикрепленными к наружным стенкам лож. Сцена освещалась большими лампадами с маслом, а в галерее освещения не было вовсе.

По сей день наш Оперный находится в пятерке красивейших театров мира, а журнал Forbes включил его в перечень 11 наиболее интересных достопримечательностей Восточной Европы.

Только восстановления хватило только на полвека: в 1925-м в театре снова случился пожар. Случилось это после представления оперы Джакомо Мейербера «Пророк». Огонь повредил зрительный зал, уничтожил сцену, занавес, декорации и костюмы. Пострадала также нотная библиотека.

Одесская опера страдала еще и от регулярных оползней, поскольку грунтовые воды под ней располагались слишком близко к поверхности. Чтобы избавить театр хотя бы от этой напасти, в 1955 году под фундамент было залито жидкое стекло, а между 1996 и 2007 годом фундаменту добавили крепости в виде 1800 свай.

Говорят, несчастья преследуют Одесскую оперу потому, что проект театра был 13 из тех, что задумал и построил архитекторский тандем Фельнер – Гельмер.

 

Фото 1.jpg

Театр в 40-е годы XIX века

Барокко по-одесски

К 1882 году был готов проект нового здания. На этот раз постройкой руководили венские архитекторы Фердинанд Фельнер и Герман Гельмер. Интересно, что у австрийцев уже был опыт работы над театрами в Европе, а в качестве прототипа Одесской оперы послужила Дрезденская опера архитектора Земпера. Так что, если попадете в Одессу и случайно почувствуете себя в Европе XIX века — не удивляйтесь. Новый театр возвели за 5 лет. Выполнено здание в стиле венского барокко и делится на 3 этажа.

Первые два из них украшены довольно скромно, а вот третий усыпан лоджиями, колоннами и пилястрами. Наверху театра красуются портик и крыша в виде купола. Кроме того, фасад украшен скульптурой, изображающей музу-покровительницу искусств Мельпомену с четверкой укрощенных ею пантер. Также можно найти статуи музы Тепсихоры, Орфея, играющего на кифаре, скульптуры, олицетворяющие Комедию и Трагедию. На фронтоне здания можно найти бюсты знаменитых русских творцов: Пушкина, Глинки, Грибоедова и Гоголя.

Фото 2.jpg

Перестроенный театр

                             

                             Любимый театр Шаляпина

Интерьер не уступает в роскоши внешнему виду театра. Зрительный зал выдержан в стиле позднего французского рококо. Орнаменты, позолота, лепнина — все это, в сочетании с большой хрустальной люстрой и изобилием канделябров и светильников создает потрясающий эффект. На плафоне потолка изображены сцены из четырех произведений Шекспира: «Сон в летнюю ночь», «Гамлет», «Зимняя сказка» и «Как вам это понравится».

Знаменитый русский бас Федор Шаляпин, впервые побывав в Одесском театре, писал своей жене: «Был в театре и пришёл в дикий восторг от красоты театра. Я никогда в жизни не видел ничего красивее». А Елена Образцова однажды сказала, что предпочитает Одесский театр даже самой Венской опере!

Фото 3.jpg

Интерьер Одесского театра

Итак, я жил тогда в Одессе

Изначально у театра не было собственной труппы, так что на его сцене выступали приглашенные артисты. В 1823—1824 годах Одесский театр посещал сам Александр Сергеевич Пушкин во время своей Южной ссылки. Именно об этом театре он написал: «Но уж темнеет вечер синий, пора нам в оперу скорей: там упоительный Россини, Европы баловень — Орфей…» Оперные сезоны появились в театре впервые под руководством антрепренера Черепенникова, который пригласил на одесскую сцену итальянскую труппу.

На 2 года он даже получил театр безвозмездно. В течениеXIXвеке одесская публика смогла увидеть выступления артистов Большого театра с их «Эсмеральдой» и «Своенравной женой», итальянских артистов с балетами «Сильвия» и «Брама». В 1891 году под руководством Грекова на сцене впервые появилась русская опера. Одними из первых стали «Демон» и «Пиковая дама», причем Чайковский лично следил за постановкой своего произведения и давал советы артистам и дирижеру.

От Павловой до Руффо

В конце столетия в Одесском театре выступали Шаляпин и Собинов, прошли концерты Рахманинова, Скрябинова, Глазунова. Появлялись и итальянские артисты: Тетрацини, Баттистини и сам Титта Руффо! В целом за все время существования театра на его сцене побывали настоящие легенды — балерины Анна Павлова, Айседора Дункан и Екатерина Гельцер, певцы Крушельницкая, Фигнеры, Ансельми. В разное время дирижировали Чайковский, Римский-Корсаков, Рахманинов, Рубинштейн, Направник, Аренский, Глазунов.

К тому же Одесская опера отличается еще и тем, что в ее стенах находится настоящий орган, что дает возможность исполнения органных концертов. Кроме того, у театра уникальная акустика: благодаря особому строению стен даже самый тихий шепот со сцены можно услышать в любом уголке зрительного зала.

Фото 4.jpg

Анна Павлова в миниатюре «Умирающий лебедь»

Судьба театра в XX веке

Необычной была судьба театра во время Второй мировой войны. В начале 40-х Одесса была оккупирована румынами, декорации и инвентарь театра эвакуировать не успели. Оставшиеся в городе артисты решили не прерывать своей работы и продолжили выступать.

Фото 5.jpg

Театральная афиша времен румынской оккупации

 

Во время Великой Отечественной войны в зенитные расчеты, защищавшие Одесскиий  Театр оперы и балета, выделялись лучшие бойцы. Здание театра было замаскировано, чтобы его силуэт не угадывался с воздуха.

Театральная жизнь Одессы периода оккупации была насыщенной. Оставшиеся в городе артисты оперы продолжили работать в театре. К ним присоединились артисты, которые, по разным причинам, в свое время вынуждены были бежать из советской страны. В труппе насчитывалось около ста артистов. Директором театра был назначен тенор Селявин. 13 декабря 1941 года Одесский оперный театр возобновил работу. Первой постановкой с начала войны стала опера «Евгений Онегин». Зал на премьере был переполнен.

Конечно война нанесла огромный урон театру, когда были вывезены нотная библиотека из 109 опер и 16 балетов, декорации, реквизит, библиотека по истории театра, музыки и живописи. Часть из похищенного, по счастью, не успела покинуть пределы Одесской области, его нашли в вагонах близ станции Раздельной.

Хотя румынская администрация избегала откровенных пропагандистских постановок, но в репертуар в обязательном порядке должны были быть включены два-три произведения немецких авторов, два—три румынских, оставшееся место отводилось мировой и русской национальной классике.

Во время оккупации нацисты планировали взорвать театр, но к счастью передумали. Есть известная местная байка, что его спасла балерина, у которой был в разгаре роман с высокопоставленным германским офицером, отвечавшим за эту операцию.

 

Привидения


Многие одесситы всерьез считают, что проблемы Оперного театра связаны с проживающими в нем двумя привидениями, которые и подрывают его стойкость. Главным действующим лицом является итальянский гастролер, из ревности зарезавший свою супругу-примадонну прямо на сцене во время спектакля. Убийцу арестовали на месте. С тех пор по гулким помещениям театра разносится то его хохот, то арии из «Паяца», которого давали в тот роковой вечер.

Также театралы рассказывают, что время от времени слышат нежный девичий голос оглашает гримерную, якобы незрячая певица возвращается за овациями.  Она когда-то играла роль незрячей принцессы в опере Чайковского «Иоланта».

А еще экскурсоводы рассказывают, что именно тут обитает призрак знаменитого бандита Мишки Япончика — уж очень тот при жизни любил оперу!

Конечно проверить достоверность этих рассказов не предоставляется возможным.


Мистика в наши дни


Фото: Светлана Костина

Фото: Светлана Костина

Интересно, что с мистикой связывают ураган 2013 года в Одессе. Мол, якобы он пришел после репетиции под открытым небом кантаты «Кармина Бурана», основанной на древних текстах. Премьера кантаты была назначена на тот же вечер в рамках фестиваля искусств в Одесском оперном театре. Но стихия повредила оборудование и повалила деревья.

Также среди театралов есть мнение, что опера «Бал-маскарад» Джузеппе Верди часто сопровождается странными явлениями. То отключение света (1998 и 2013 годах), землетрясения (1986 и 1977 годах). Один из ключевых персонажей этой оперы (кстати, сюжет либретто основан на реальных событиях) – цыганка-гадалка Ульрика, откровенная ведьма, в некотором роде медиум, связующий мире героев с потусторонними силами. Некоторые одесситы вообще считают, что на Оперу лучше не ходить чтобы не гневить Бога.


Загадай желание


Зеркало в фойе театр. Фото: archodessa.com

Зеркало в фойе театр. Фото: archodessa.com

Есть легенда, что если постоять перед любым из двух зеркал, расположенных у парадного входа, загадав желание, оно обязательно сбудется. Причем загадывать может только зритель. Этой легенде уже 131 год. Причем если три минуты неподвижно смотреть в зеркало, человек три года не будет стареть.

 

Источники: https://diletant.media/articles/26835240/

https://od.vgorode.ua/news/24/378285-pryvydenyia-pozhary-y-mystyka-ystoryia-odesskoho-opernoho-teatra

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *