Из истории русской разведки. Боярин Артамон Матвеев – человек, которому везло | Куликовец

Из истории русской разведки. Боярин Артамон Матвеев – человек, которому везло

Артамон Сергеевич Матвеев. Неизвестный художник.

Это был один из самых неординарных политических деятелей России XVII века. Судите сами — выдающийся дипломат, разведчик, военачальник, историк, писатель, организатор медицинского дела, основатель первого русского театра.. И человек, которому всегда везло. Ну, или почти всегда… Впрочем, как говорил нами уважаемый Александр Васильевич Суворов: «Раз счастье, два счастье – помилуй Бог! Надо же когда-нибудь и немножко умения» Но все по порядку..

Артамон Сергеевич Матвеев родился в 1625 году в семье дьяка Посольского приказа. Отец его, Семен Матвеев, находился на хорошем счету и ценился как крупный специалист своего посольского дела. И в этом маленькому Матвееву повезло первый раз.

Артамону Матвееву еще раз очень сильно повезло, когда в возрасте 13 лет его взяли в царский дворец. Зачем взяли? Дело в том, что у Михаила Федоровича был сын Алексей, которому, как всякому мальчишке, очень хотелось играть со сверстниками. А как найти товарища для игр? Не бегать же ему, царскому сыну и наследнику престола, по Москве со словами: «А Петя (Миша, Саша, Ваня) выйдет?» Несолидно как-то… Вот и было решено взять во дворец мальчика его возраста, с которым царевич смог бы общаться. Понятно, взять ни кого попало.. Как никак наследнику престола компаньона выбирали. Как вы понимаете, любые родители, в том числе самые высокопоставленные, всегда озабочены кругом общения своих детей, чтобы их ребенка «плохому не научили». Вот и в данном случае, старались взять именно «примерного» ребенка.

Маленький Артамон Матвеев в этом смысле подходил практически идеально. Не хулиганил, а , наоборот, с самого раннего возраста он проявлял значительные способности к обучению, усидчивость, тягу к знаниям. И еще Матвеев с самых ранних лет показывал себя человеком бесконфликтным, умеющим ладить с людьми. Особенно если эти люди занимали высокое положение в обществе. И эта черта характера осталась с Матвеев и после, когда он стал занимать высокие посты. Что ему очень помогло в карьерном росте.

Свой первый чин – стряпчего, Артамон получил в 16 лет. В 17 (!) лет его назначают стрелецким головою (начальником) в Московский гарнизон.

Московский стрелецкий гарнизон в основном принимал участие в церемониальных целях (охранял царский дворец, принимал участие в торжественных встречах иностранных послов) а не бился на поле брани. Так что получить такую должность в таком нежном возрасте, это очень был хороший трамплин для будущего карьерного роста.

Ну а потом дальше – больше… Товарищ Артамонова по детским играм – в 1645 году стал царем Алексеем Михайловичем. Матвеева он не забыл. Тем более, что молодой царь очень нуждался в верных и умных людях в своем окружении. И Артамон Сергеевич не обманул оказанное доверие и служил царю верой и правдой… Неординарный ум, образованность, и личная преданность Алексею Михайловичу – все это Матвеев неоднократно показывал во время службы. Он сыграл решающую роль в отстранении от сана патриарха Никона, пытавшегося поставить себя наравне, а то и выше царя.

Патриарх Никон
Патриарх Никон

Именно Матвеев встречал патриархов Александрийского и Антиохийского, прибывших в Россию для суда над мятежным патриархом. Именно он смог убедить их в виновности Никона, после чего тот был лишен патриаршего престола и отправлен простым монахом в ссылку в Ферапонтов Белозерский монастырь. Матвеев принимал самое активное участие в подавлении крестьянской войны под руководством Степана Разина. Здесь он, кстати, еще раз продемонстрировал свою прозорливость и аналитический ум. В своей челобитной, посвященной восстанию, Матвеев прямо предупреждал, чтобы мятежников ни в коем случае не выпускали из Астрахани, поскольку тогда к восставшим присоединятся крестьяне, которые будут обеспечивать их всем необходимым. Тут он оказался прав. Крестьянское восстание приняло очень большой масштаб. Подавить крестьянскую войну, изловить Степана Разина – все это стоило царским войскам очень больших усилий.

Степан Разин. Английская гравюра. 1672год
Карта Крестьянской войны под руководством Степана Разина
1 из 2
Степан Разин. Английская гравюра. 1672год

В 1653 году Богдан Хмельницкий, предводитель украинского восстания против Речи Посполитой, обращается к царю Алексею Михайловичу с просьбой принять его со всем казацким войском в российское подданство. Реакцию Москвы на это обращение можно охарактеризовать одной фразой: «И хочется – и колется!» Дело в том, что, с одной стороны, присоединение Украины к России воспринималось именно как возвращение своих, исконно русских земель, а с другой стороны – это означало очень тяжелую кровопролитную войну с Речью Посполитой, а, возможно, и не только с ней. Так что решение принимать надо было хорошо обдумав, осмысленно, без лишних эмоций.

И вот на Украину отправилось русское посольство во главе с Матвеевым. Посольство наряду с официальными задачами, (переговоры с Хмельницким), имело и неофициальные – оно должно было, непосредственно, на месте, выяснить, что стоит за обращением Богдана Хмельницкого с просьбой о подданстве, нет ли тут какого подвоха со стороны гетмана, а также насколько это предложение поддерживается народом Украины.

И Матвеев, представьте себе, не подвел. Мы, конечно, за давностью лет, не можем выяснить все действия, какие предпринимал Артамон Сергеевич для выполнения задания, но то, что он провел очень серьезную работу – это несомненно. Судите сами. Матвеев провел тайную встречу с неким монахом Феофилом, который был послан гетманом Станиславом Потоцким к Богдану Хмельницкому. От него Артамон Сергеевич узнал, что польские магнаты очень обеспокоены приготовлениями России. А также Матвеев смог приобрести ценнейший источник информации – установить доверительные отношения с личным писарем Хмельницкого – Иваном Выговским. Именно через его руки шла вся переписка гетмана, так что Выговский знал очень много тайн. Которыми и делился с русским послом. Например, именно от писаря Матвеев узнал, что Турция предпринимает попытки установить контроль над территорией Украины. Повторяю еще раз, это лишь то, что мы знаем спустя более чем 350 лет. И самое главное, Матвеев выяснил, что большая часть населения Украины выступает за воссоединение с Россией.

1 октября 1653 года Земской собор в Москве принял решение удовлетворить просьбу Богдана Хмельницкого и принять казацкое войско под покровительство царя.. 8-9 января 1654 года в городе Переяславле состоялась Рада, на которой торжественно было провозглашено воссоединение Украины с Россией. Присягу на верность от имени русского царя принимал Артамон Матвеев. Предполагал ли он, что с этого момента основным местом деятельности будет именно Украина – неизвестно. Но получилось именно так.

М. Хмелько. Богдан Хмельницкий
Михаил Дергус. Переяславская Рада
1 из 2
М. Хмелько. Богдан Хмельницкий

А там, после смерти Богдан Хмельницкого, произошедшей 27 июля 1657 года, стало все особенно сложно. На новоприсоединенных территориях начался форменный….кхм… праздник каждый день. Практически все гетманы, которые были после Хмельницкого, либо изменили, либо были смещены по обвинению в попытке измены. На Украине начинается гражданская война. В Москве только оттирали пот со лба, разбирая дикое количество доносов, поступающих оттуда.

В этих прекрасных и удивительных условиях остро требовался человек, который будет хоть как-то разбираться с этим веселием. И этим человеком был, как вы понимаете, Артамон Матвеев. Он находился в Малороссии большую часть времени, разруливая на месте различные проблемы. Почему у него все так хорошо получалось? Потому что смог найти общий язык с местной старшиной. И, что понятно, в 1669 году Артамона Сергеевича назначают главой Малороссийского приказа . А кого же еще то, если у него так хорошо все получается. Тем более что, есть у меня такое предположение, желающих заниматься Украиной тогда было не особо много.

Во время пребывания на этом посту Матвеева всячески старался сгладить наиболее острые проблемы и противоречия, которые возникали как внутри Малороссии, так и в отношениях Москвы с местными элитами. В этом Артамону Сергеевичу очень помогало то, что кроме информации, поступавшей по официальным каналам от гетмана и казацкой старшины, в Малороссийский приказ шли сведения от многочисленных агентов, специально направленных на Украину. Этими агентами были в основном дьяки и подьячие Малороссийского приказа.

А тем временем в личной жизни царя Алексея Михайловича произошли изменения. В 1669 году умерла его первая жена – Мария Ильинична Милославская. И тут Матвееву снова, в очередной раз, повезло. Спустя почти два года после смерти супруги, царь, будучи в гостях у Матвеева, познакомился с Натальей Кирилловной Нарышкиной, дочерью мелкопоместного дворянина, которая воспитывалась в доме Морозовых, своих дальних родственников.

Наталья Кирилловна Нарышкина
Наталья Кирилловна Нарышкина

Так вот, 22 января 1671года Алексей Михайлович женился на Наталье Нарышкиной, а в феврале 1671 года Артамон Сергеевич Морозов занял освободившееся после отставки Ордина-Нащокина место главы Посольского приказа.

Наиболее важным вопросом, доставшимся новому руководителю в наследство от старого – это заключение союза с Речью Посполитой для совместной борьбы против Турции. Однако заключить этот союз Матвееву тоже не удалось. Переговоры пришлось заканчивать уже приемникам Матвеева на этом посту. Артамон Сергеевич продолжил попытки предшественника установить связи с со странами Востока. Особое внимание уделял налаживанию отношений с Китаем и Индией.

Кстати, Матвеев был человеком очень разносторонним. Возглавляя одно время Аптекарский приказ, он очень внимательно следил за развитием медицины за границей, выписывал книги иностранных врачей.. Еще Артамон Матвеевич написал несколько литературных произведений: «Историю русских государей, славных в ратных победах, в лицах» и «Историю избрания и венчания на царство Михаила Федоровича». Также он был не чужд прекрасного. Именно в его доме был основан первый в России театр европейского типа.

Представление "Юдифи" на сцене Преображенского театра 24 ноября 1674 г. в присутствии царя Алексея Михайловича (1895). Гравюра по рисунку Михаила Нестерова
Представление «Юдифи» на сцене Преображенского театра 24 ноября 1674 г. в присутствии царя Алексея Михайловича (1895). Гравюра по рисунку Михаила Нестерова

В 60-70 годах XVII века А. С. Матвеев, пожалуй, был самый влиятельным сановником. Ни один более-менее серьезный вопрос не решался без участия Матвеева. Но после смерти царя Алексея Михайловича 30 января 1676 года все изменилось. Новый царь Федор Алексеевич, сын Алексея Михайловича от Марии Милославской, отправил Артамона Сергеевича в опалу. Сначала его сослали воеводой в очень далекий городок Верхотурье (сейчас это город в Свердловской области), а потом отправили под стражу уже в Пустозерск (сейчас это территория Ненецкого автономного округа). Впрочем, в 1680 году положение Матвеева чуть-чуть, но улучшилось. Его освободили из под стражи и перевели в Мезень.

В 1682 году царь Федор Алексеевич умер, и на престол был возведен другой сын Алексея Михайловича, 10-летний царевич Петр. А верховной правительницей при малолетнем царе назначили его мать – воспитанницу Матвеева Наталью Кирилловну Нарышкину. Естественно, одно из первых решений, принятых ею – это было возвращение из ссылки своего благодетеля. Тем более что ум и опыт Матвеева в государственных делах ей был крайне необходим. Артамону Сергеевичу вернули боярство, все отобранные поместья. Казалось бы, Матвееву снова повезло, но, похоже, лимит везения для него в этот раз оказался исчерпан.

Родственники и сторонники Милославской, первой жены Алексея Михайловича, устроили бунт против Нарышкиных и царя Петра. 15 мая 1682 года бунтовщики-стрельцы ворвались в Кремль. Артамон Сергеевич Матвеев с несколькими другими боярами, был ими схвачен и зверски убит.

Стрелецкий бунт 1682 года. Гравюра Ельваля
Стрелецкий бунт 1682 года. Гравюра Ельваля

Так закончил свой жизненный путь этот, несомненно, очень неординарный человек, оставивший свой след в истории России XVII века, очень много сделавший, (впрочем, как и его предшественник на посту руководителя Посольского приказа Ордин-Нащокин), для начала новой эпохи – эпохи петровских реформ. Мы, конечно, поговорим о ней, поговорим обязательно, и об эпохе, и о людях эпохи – но попозже. А ближайшие статьи будут посвящены одному очень неординарному и очень нехорошему человеку, перебежчику и изменнику, а также первой спецслужбе в истории нашей страны.

Источник:https://vk.com/@80025141-artamon-matveev-chelovek-kotoromu-vezlo