Как бандиты из «Айдара» стали батальоном ВСУ | Куликовец

Как бандиты из «Айдара» стали батальоном ВСУ

Август 2014 года стал переломным в ходе гражданского противостояния на Донбассе. Именно произошедшее тогда позволило ополченцам ЛНР и ДНР склонить Киев к переговорам, итогом которых стало подписание «Минского протокола» 5 сентября 2014 года, что закрепило создание двух молодых республик.

Telegram-канал «Южный ветер» начинает серию публикаций о тех событиях и их непосредственных участниках. В первой статье мы расскажем о небезызвестном батальоне «Айдар», который прославился грабежами и мародерством на территории Луганской области.

Вопреки расхожему мнению о «добробатах», батальон «Айдар» формировался по инициативе ВС Украины в соответствии с планами территориальной обороны страны и за счет инициированной в марте 2014 года частичной мобилизации. Ему же присвоили и порядковый номер — 24-й батальон территориальной обороны Луганской области.

Также несколько преувеличены и широко тиражируемые заслуги в этом процессе бывшего сотника и коменданта «Самообороны Майдана» Сергея Мельничука. Ранее Мельничук проходил службу в 317-м зенитно-ракетном полку, который по большей части был дислоцирован в Луганской области. В 2005 году в звании майора он был уволен из рядов ВСУ по состоянию здоровья. Именно поэтому в апреле 2014 года, в ходе мобилизации, он был призван и направлен именно в Луганскую область, где его поставили во главе формируемого 24-го батальона территориальной обороны с присвоением звания подполковника.

Сергей Мельничук

Заслуга Мельничука — в том, что он привлек в подразделение соратников и подчиненных по «Самообороне Майдана». Это, с одной стороны, несколько облегчило задачу луганским военкоматчикам по подбору кадров, а с другой — заложило радикальный фундамент и определило дальнейшую поведенческую модель батальона. Ведь действовал он на территории с высокой долей пророссийски настроенного населения, но состоял из националистов и поборников «украинской самостийности», что, несомненно, и приводило к жестокости по отношению к инакомыслящим.

Мельничук по сути получил свою маленькую «армию», которая в хаосе гражданской войны на Донбассе принесла ему славу, деньги и депутатское кресло. Стоит отметить, что за 2015 год Мельничук задекларировал денежные активы в размере 1 трлн гривен (почти 39 млрд долларов США по курсу на тот момент), а это весьма внушительная сумма.

Первые шаги на Донбассе

22 мая 2014 года в Старобельске состоялась первая, так сказать, «операция» батальона территориальной обороны «Айдар», в ходе которой был довольно жестко разогнан пикет, состоявший из жителей города, блокировавших дорогу в направлении Луганска. При этом действия Мельничука были неправомерны, действовал он без указания сверху и вне своих полномочий. А его подчиненные, со времен «Майдана» привыкшие к безнаказанности и вседозволенности под оболочкой борьбы с «сепаратизмом», были скорее похожи на бандитов, да по сути таковыми и являлись.

В июне-июле подразделения батальона принимали участие в боях против ополчения в районе Луганска, в том числе 14 июля участвовали во взятии города Счастье. Примечательно, что при участии Мельничука была выбрана администрация населенного пункта, что распространило его влияние на город, ставший на долгое время оплотом «Айдара». Более того, в ходе этих событий подразделением был установлен контроль и над близлежащей Луганской ТЭС, обеспечивающей львиную долю энергии на юге Луганской области и в самом Луганске. После этого «неожиданно» начались проблемы с их электроснабжением.

Успех в районе Счастья по всей видимости приободрил Мельничука и 17-18 июля он решил одним своим батальоном взять Луганск. Он попытался войти в город, однако у поселка Металлист попал в засаду. На помощь ему командованием АТО экстренно были направлены резервные подразделения 80-й аэромобильной и 128-й горно-пехотной бригады, однако и им не удалось сломить оборону бойцов ЛНР, а само предприятие закончилось весьма плачевно для украинских военных — они ничего не добились, кроме потерь в личном составе и технике. При этом сама авантюра Мельничука привела к жертвам не только среди бойцов «Айдара» и прибывших на подмогу подразделений ВСУ. Именно в ходе нее в результате минометного обстрела со стороны ВСУ погибла съемочная группа ВГТРК.

Несмотря на неудачу, «Айдар» немного позднее присоединился к подразделениям 1-й танковой и 80-й аэромобильной бригад, которые рвались к Лутугино для деблокирования Луганского аэропорта, и далее — для окружения Луганска. Но и тут, несмотря на взятие Лутугино, успех ВСУ достался очень высокой ценой. Потери только «Айдара» составили не менее 20 человек, поэтому о продолжении наступления говорить не приходилось.

Забегая немного вперед, хотелось бы отметить, что вопреки расхожему мнению, участие «Айдара» было скорее вспомогательным и зачастую не согласованным с главными силами, что нередко приводило к провалам операций. Основное бремя в боях в районе Луганска взяли на себя 1-я танковая бригада ВСУ и десантники — именно они составляли главную ударную силу и именно они по итогам боев к сентябрю практически полностью потеряли боеспособность, в отличие от «Айдара». Это — еще один факт, опровергающий миф о «центральном» участии батальона в боях у Луганска.

Противоправная деятельность

Уже с июля-августа 2014 года за батальоном «Айдар» потянулся «кровавый» след. Зачастую Мельничук и его бойцы на контролируемых территориях вели себя как хозяева, а всех несогласных сразу же объявляли «сепарами» со всеми вытекающими последствиями. Батальон занимался грабежами, мародерством и рейдерством, используя царящий на Украине бардак и свой имидж патриотов. Отличной иллюстрацией ощущения безнаказанности в «Айдаре» стал ответ Мельничука одному из представителей международной правозащитной организации Amnesty International:

«Это не Европа. Это немного другое… Здесь идет война. Закон изменился, процедуры были упрощены… Если захочу, я могу вас арестовать прямо сейчас, надеть сумку на голову и запереть в подвале на 30 дней по подозрению в пособничестве сепаратистам».

Впоследствии этот случай был упомянут в опубликованном 8 сентября 2014 года докладе о похождениях «Айдара». В нем приводятся свидетельства тех, кому повезло остаться в живых:

23 августа — разбойное нападение на дом 82-летней пенсионерки в Александровке, недалеко от Северодонецка, где также находились ее дочь и внук. «Айдаровцы», устроив стрельбу, избили пенсионерку, обыскали дом, угрожая забрать внука за сепаратизм, и забрали все ценное;

25-27 августа — похищение четырех шахтеров из Новодружеска. Один из них впоследствии дал показания, рассказав, что при задержании ему сломали челюсть, замотали скотчем глаза, а обвинений не предъявляли — просто напали средь бела дня и увезли в неизвестном направлении. В доме, где его держали, находились еще 12-15 человек, им запрещали общаться, допрашивали и избивали. Кормили плохо — на день дали один бисквит и немного воды. На следующий день пленника отвезли в Северодонецк и отпустили все еще с перемотанными скотчем глазами. «Айдаровцы» забрали у него паспорт, документы и ключи от машины, водительское удостоверение, кошелек с деньгами, телефон, банковские карты. При этом 28 августа была попытка снять деньги с его банковского счета.

25 августа — похищение 31-летнего предпринимателя в Старобельске. Его опять же без объяснения причин сначала обыскали, но когда нашли 30 тыс. гривен (примерно 1700 евро), обвинили в сепаратизме и увезли. Также боевики забрали у него два телефона, автомобиль, украшения и требовали заплатить деньги за его освобождение. Отпустили его только тогда, когда поняли, что взять с него уже нечего.

Однако на Украине об этой стороне гражданского противостояния говорить не принято — по всем каналам и новостям рассказывали про успехи «добровольческих батальонов», делая им красивый имидж борцов с «сепаратистами». Именно эта картинка в октябре 2014 года позволила Мельничуку добиться депутатского мандата. В Раде он продолжил развивать бренд «Айдара».

Этому не помешало и то, что батальон фигурировал в отчетах международной правозащитной организации Amnesty International и миссии по правам человека ООН, — его боевики вызывали озабоченность, как нарушители прав человека.

Более того, осенью 2014 года к командованию ВСУ с жалобой на батальон в похищении людей обращался и председатель Луганской областной администрации Генадий Москаль.

Помимо «Айдара», в отчетах международных организаций упоминались и другие так называемые «добровольческие батальоны».

Для решения ситуации Киеву предлагалось усилить контроль над этими формированиями, что командование ВСУ и начало претворять в жизнь с сентября-октября 2014 года. По задумке предполагалось переформировать батальоны территориальной обороны в мотопехотные или штурмовые батальоны, а уже на их основе сформировать новые мотопехотные бригады или дополнить уже имеющиеся соединения. Тем самым предполагалось выстроить строгую подчиненность и лишить «добробаты» самостоятельности.

«Легализация»

Новые веяния, конечно же, коснулись и «Айдара», который решили переформировать в штурмовой батальон, добавив ему тяжелую технику — танки, БМП и гаубицы. При этом, переформирование пришлось аккурат на момент смены командования в подразделении — с уходом Мельничука на депутатское кресло на его место указом Начгенштаба генерала Виктора Муженко был назначен заместитель Мельничука подполковникЕвгений Пташник — кадровый спецназовец, прошедший Афганистан.

Новый командир «Айдара»

Примечательно, что кандидатура Пташника не устраивала ушедшего Мельничука, который планировал сохранить за собой свою «маленькую» армию. В результате началась кампания за якобы расформирование «единственного боевого подразделения ВСУ» и митинги сторонников Мельничука из числа бывших бойцов «Айдара» у здания Генерального штаба в Киеве.

В своем интервью Пташник прямо указывает причину конфликта — желание Мельничука сделать из «Айдара» свою частную армию. Однако у Мельничука ничего не получилось, в итоге против него завели уголовное дело и припугнули снятием депутатской неприкосновенности.

Послесловие

Несмотря на потерю батальона, Мельничук не сильно расстроился. На «свежих дрожжах» в марте 2015 года он создал военно-патриотический клуб «Айдар». Основная его цель — воспитание «патриотической» молодежи и обучение военному делу. И тут он убил сразу двух зайцев: во-первых «присосался» к бюджету, во-вторых — получил сеть ячеек для контроля и крышевания бизнеса по всей Украине. К слову, к 2020 году количество таких ячеек охватило более половины Украины (13 областей).

Касательно реформы и дальнейшей легализации «добробатов» — задумка в целом была реализована. «Айдар» получил тяжелую технику и вошел в состав сначала сформированной к октябрю 2015 года 10-й горно-штурмовой бригады, а в 2018 году — в новую 54-ю механизированную бригаду, местом дислокации которой был выбран распложенный у самого фронта в Донецкой области город Артемовск (после «декоммунизации» стал Бахмутом).

Сам же батальон до сих пор является любимым местом службы для украинских националистов всяких мастей и одним из самых недисциплини

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

13 + шесть =