БАРИН | Куликовец

БАРИН

Его называли барин, его любили все женщины, и недолюбливали многие мужчины — Станислава Говорухина.

С семидесятых годов в сценарно-редакционной коллегии работало больше женщин. Часы обеденного перерыва никто точно не соблюдал, мы дружно спускались в кафе, иногда составляли два столика, приглашали к себе Славу или сами подсаживались к нему. С удовольствием слушали его рассказы. Часто это было продолжение рабочих разговоров, но в более свободной форме, где открыто выражали эмоции, высказывались более откровенно, чем на худсоветах. Повествовал Станислав с юмором, мы все время смеялись, и входящие в кафе мужчины косились в нашу сторону, кто холодно, кто с интересом, кто осуждающе. Равнодушных не наблюдалось…

Станислав Сергеевич появился на Одесской киностудии в 1966 году вместе со своим бывшим сокурсником Борисом Дуровым.

Они сразу получили постановку фильма об альпинистах «Вертикаль». На неглавную по сценарию роль пригласили Владимира Высоцкого. В Одессе его еще не знали, и на худсовете больше понравился молодой парнишка, певший под гитару студенческий фольклор. Но когда прослушали Высоцкого, разговоров на эту тему больше не возникало. Режиссеры не ошиблись. Сюжет фильма все забыли, а песни живут до сих пор…

Все его первые фильмы очень зрелищны, романтичны. Однажды он мне сказал:
— Большая часть нашей жизни проходит в работе, значит, она должна быть такой, чтобы интересно было и жить, и трудиться. Я вот люблю горы и море. Поэтому один фильм буду снимать в горах, второй — на море.

Вторым фильмом Говорухина стал «День Ангела» по рассказу Бориса Житкова «Механик Салерно». Все съемки проходили на море. Третий фильм — «Белый взрыв» снимали в горах северного Кавказа… Наблюдала такой забавный эпизод: актеры по всей строгости альпинистских предписаний в связке с ледорубами карабкаются в гору, а сбоку по тому же маршруту в обычных ботинках с кинокамерой в руках шел оператор-хакасец Василий Кирбижеков и снимал их…

Следующим фильмом Говорухина был «Робинзон Крузо» — море, экзотические острова. Сценарий писал Феликс Миронер, к тому времени он утвердился в кино в качестве хорошего сценариста.

Сценарий детектива «Контрабанда» Говорухин написал сам. Все действие, а следовательно, и съёмки разворачивались на идущем теплоходе…

Не все, что хочешь сказать людям, укладывается в рамки морской и горной натуры, и Станислав Сергеевич приступает к съёмкам пятисерийного телевизионного фильма «Место встречи изменить нельзя» по роману братьев Вайнеров «Эра милосердия»…

Какой вышел фильм, объяснять не надо, фигуры Жеглова и Шарапова стали нарицательными. Редактор фильма Идея Алиевская показывала мне письмо от московской милиции с благодарностью — во время показа сериала ни одного преступления ни в Москве, ни в области не произошло.

В 1980 году по сценарию Станислава Говорухина режиссер Виллен Новак снял фильм «Вторжение», а в 1981 году Говорухин выступает как автор и как режиссер, снимая фильм «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», а в 1985 году приступает к съёмкам семисерийного фильма «В поисках капитана Гранта» — море, яхта, пляжи Болгарии — романтика!

…Работники съёмочной группы рассказали мне такой случай.
В Болгарии на пляже снимали эпизоды к фильму «В поисках капитана Гранта» и что-то не ладилось очень сильно — сплошные нестыковки. Станислав Сергеевич нервничал, донимал всех замечаниями. Кто огрызался, а кто не смел, но нервы были взвинчены. Наконец Говорухин не выдержал, швырнул на песок свою куртку и ушел с площадки. Обозлившийся оператор Зельма подошел к куртке и со злостью пнул ее ногой. Стоявшие рядом творческие работники последовали его примеру. За ними потянулись и остальные работники съёмочной группы, куртку увлеченно пинали со всех сторон. Вдруг кто-то поднял голову и увидел, что на краю обрыва стоит режиссёр и наблюдает за истязанием, попыхивая трубкой. Все замерли в ожидании расправы.

Говорухин медленно, спокойно спустился вниз. Так же медленно и так же спокойно подошел к своей куртке и стал с остервенением топтать ее. Все оторопели. После минутной паузы раздался хохот. Смеялись все. Инцидент был исчерпан…

Из книги редактора Одесской киностудии Е.М.Рудых «Как делалось кино в Одессе»

14 июня 2018 года, умер Станислав Сергеевич Говорухин. Ушла целая эпоха отечественного кинематографа.

Станислав Говорухин дебютировал как режиссёр более 50 лет назад на Одесской киностудии. Фильм «Вертикаль» открыл для советского зрителя Владимира Высоцкого, известного на тот момент лишь по магнитофонным записям. Потом было снято ещё много замечательных фильмов, детских и взрослых. В том числе и, как теперь его называют, народный сериал «Место встречи изменить нельзя» — Одесская киностудия, 1979 год.

Источник:http://forumodessa.com/showthread.php?p=1466979

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

18 − шестнадцать =