Бананово побоище (и про Украину тоже)
Забастовка началась еще 12 ноября. Рабочие требовали повышения зарплаты, одного выходного дня в неделю, оплаты больничных, а также — выдачи всей зарплаты деньгами, а не купонами, которые можно было отоваривать только в магазинах компании. Руководство «Юнайтед Фрут» отвергло эти требования и потребовало от правительства Колумбии введения в провинции военного положения, которое предусматривало запрет на забастовки.
Правительство уступило нажиму и ввело в Санта-Анне военное положение, а для его обеспечения направило туда 3000 солдат под командованием генерала Костаса Варгаса. Однако им было запрещено применять против бастующих боевое оружие. Но Варгас и его офицеры получили от «Юнайтед Фрут» деньги, примерно соответствующие их полугодовому окладу в обмен на согласие «преподать бунтовщикам жесткий урок».
Вечером 5 декабря солдаты с двух сторон подошли к площади, на которой митинговали примерно 5000 «бананерас» и членов их семей. Далее, согласно докладу Варгаса, митингующим было приказано немедленно разойтись, но они якобы бросились на солдат, пытаясь отобрать винтовки. Солдаты в ответ открыли огонь на поражение и стреляли до тех пор, пока на площади не остались только трупы.
Показательно, что раненых не было, а это значит, что каратели их добили. Те же, кто смогли покинуть площадь, не обращались в медицинские учреждения, очевидно, опасаясь репрессий. Разумеется, руководство страны и командование вооруженных сил, которые также находились на содержании у «Юнайтед Фрут» и других американских корпораций, встретили доклад Варгаса с полным пониманием и не выдвинули против него никаких обвинений.
Зато зачинщики забастовки были объявлены государственными преступниками. Тех из них, кого удалось арестовать, приговорили к различным срокам тюремного заключения, вплоть до пожизненного. Такие уж порядки в банановых республиках.