Юрий Апухтин: Мифы о происхождении Украины и украинцев. Миф 11. Символ нации – вурдалак Тарас Шевченко. Ч.2 | Куликовец

Юрий Апухтин: Мифы о происхождении Украины и украинцев. Миф 11. Символ нации – вурдалак Тарас Шевченко. Ч.2

Начало Миф 1.
Продолжение:  Миф 2, Миф 3, Миф 4, Миф 5, Миф 6, Миф 7, Миф 8, Миф 9, Миф 10, Миф 11 ч.1

Часть вторая
Одной из мифических страниц биографии Шевченко является его бурная «революционная» деятельность и участие в Кирилло-Мефодиевском братстве. Фактически же он развлекал членов братства своими стишками антиправительственной направленности. И арестовали его не за революционную деятельность, а за стихи, которые нашли у членов общества.

Участникам братства были вынесены довольно мягкие приговоры, например, Костомаров получил восемь лет ссылки в Саратов, Кулиш три годы в ссылки в Тулу и только Шевченко был определен в солдаты в Оренбург «За сочинение возмутительных и в высшей степени дерзких стихотворений».

Такая жесткость объяснялась тем, что он сочинил на царицу гнусный пасквиль, где высмеял ее увечье — у нее непроизвольно дергалась голова после нервного потрясения во время восстания декабристов. По приговору ему запретили писать, а рисовать за его непреодолимую тягу к изображению порнографических картинок, которые по пьянке он везде раздавал.

За эту мерзость от него отвернулись все, кем он был обласкан, Брюллов и Жуковский с презрением отвергли его. Мартос прокомментировал — «Не даром говорит пословица: из хама не будет пана» и Белинский — «.. здравый смысл в Шевченке должен видеть осла, дурака и пошлеца, а сверх того, горького пьяницу».

Но это еще не все, в 1860 году в связи с кончиной царицы он написал и такой шедевр:

Тебе ж, о Суко!
І ми самі, і наші внуки,
І миром люди прокленуть!

И это в адрес женщины, которая организовала и внесла деньги на его выкуп из рабства, воистину для этого неблагодарного «гения» не был ничего святого! Только человек с низменными инстинктами мог так отблагодарить своих благодетелей.

Тем не менее, расплата была не такой страшной. Бытующие легенды о тяжкой солдатской доле Шевченко в николаевской армии с ее муштрой и наказаниями к нему не имеют никакого отношения. Палок и фухтелей не было и в помине, также не существовало никакого запрета для него не писать и не рисовать.

В ссылке он встретил сердечное и уважительное отношение к себе, принимали как равного в своем обществе и старались выхлопотать прощение. Бывал на приемах губернатора и написал портрет его жены. У него была масса знакомых в средних и высших сферах оренбургского общества. Рисовал портреты за деньги и вообще открыл широкую торговлю своими произведениями живописи.

Он только числился солдатом, не неся никакой службы. В крепости он вообще был душою общества, редкий пикник обходился без его участи. Продолжилось и беспробудное пьянство с офицерами, обедал он у коменданта и частенько пьяным спал под любимой вербой.

Шевченко был определен в солдаты с правом выслуги в офицеры. Но лень, пьянство и распущенность не дали ему покончить со службой за три четыре года. Вместо этого он предпочитал искать себе покровительство у высоких особ.

После освобождения в 1857 году он устремился не на Украину, а в столицу, где покровители обещали ему безбедное существование. Вот как описывают его путешествие по Волге – «опохмелился же не то четырьмя, не то пятью рюмками вишневой водки – при оной цибуль и соленых огурцов великое множество». От непомерного употребления спиртного так и умер в сорок семь лет, мало чего добившись в своем творчестве.

Где его известные картины и гениальные стихи? Ничего этого нет. Несомненно, он был одарен талантом и очень возможно, получи он достойное образование, заслужил бы себе в русской литературе не последнее место. Но он остался второстепенным поэтом и художником, как вообще остается второстепенной любая провинция, какими бы королевскими титулами себя ни награждала.

На творчестве провинциальных писателей всегда лежит печать кустарности. Они не могут представить ничего значимого, пока он находится в кругозоре своей провинции, гений есть нечто державное, свойственное только большой культуре.

Белорус Мицкевич стал польским поэтом, а малоросс Гоголь — русским писателем. Огромные их дарования получили развитие в лоне великой культуры и они стали общепризнанными гениями. Гоголь, променяв полтавскую мову на общерусскую речь, стал рядом с Пушкиным, а при полтавской мове так бы и остался никому не известным Панько.

Наличие таланта не исключает невежества. Шевченко в силу своей необразованности не понял этого. Оказавшись в среде русской богемы, так и остался кустарем, пишущим на малорусском наречии и с хуторянским мировоззрением. Ничего выше пастуха или маляра Малороссия не могла дать своему поэту, так бы и умер он в неизвестности.

Литературоведы считают, что большинство произведений «великого Кобзаря» всего лишь подражание другим поэтам — русским Жуковскому и Пушкину, польскому Мицкевичу. Наверно это так, при этом он не бездарный подражатель, а одаренный человек, но далеко не гениальный.

Он попытался занять место и в русской литературе, но роль третьестепенного литератора его не устраивала, а на большее он рассчитывать не мог. Осознавая собственную ущербность, он ненавидел русскую культуру и русских писателей. Причина его русофобских настроений, в том числе, заключается и в элементарной зависти к более, чем он одаренным.

В произведениях Шевченко трудно найти скрытые смыслы и глубокую мораль, их нет. Часто это просто бред не вполне нормального человека, помешанного на сценах жестокости. Лейтмотив его творчества разжигание ненависти — «повбивав би» и лишь бы москалей «ненавидів».

Кто враг у него? Искать недолго, он всегда под рукой — москаль. Это слово в одних случаях означает русского солдата, в других — просто русского. В словаре Шевченко вы не найдете не только выражения «друже, брате москалю», но и слова доброго о русских. Зато есть много других слов, с помощью которых он выражает свою ненависть к России.

В своем дневнике он записал «Жидовское начало в русском человеке. Он без приданого не может даже полюбить» и об офицерах «Если трезвый, то непременно невежда и хвастунишка. Если же хоть с малой искрою разума и света, то также хвастунишка и вдобавок пьяница, мот и распутник».

Нет, наверное, ни одной отталкивающей черты, которой не было бы в русском
.
… Московщина,
Кругом чужі люде.
… Москалі чужі люди,
Тяжко з ними жити

А друзья кто? Ясно, «вольные ляхи» и казачество, мечтавшее попасть в реестр, чтобы быть частью «ясновельможного панства» и таким образом жить за счет труда малорусских холопов. Это и был тот «тихий рай», по которому он тоскует. Именно казаки с их кровавыми обычаями являлись для него символом воли и свободы.

Братались з вільними ляхами…
… Отак-то, ляше, друже, брате!

Особо ненавидит он русского царя и москалей. Подобно Мицкевичу ослеплен он ненавистью к русской государственности и народности. Его враг москали и когда звучит «I чужою злою кровью волю окропiтэ» ясно кого он имеет в виду. Для Шевченко присоединение Гетманщины к России вечный повод к трагедии и в его творчестве проклятия только Хмельницкому

… Ой, Богдане, Богданочку!
Якби була знала,
У колисці б задушил

Писал свои творения он не на украинском языке, которого в то время еще не существовало, а на малорусском наречии, согласно первой «Грамматики малороссийского наречия», составленной великороссом Павловским и изданной в 1818 году в Петербурге. Дожившая до наших дней грамматика украинского языка была введена только в 1893 году австрийским парламентом.

Проведя детство и юность в крепостной неволе и видя привольно живущих помещиков, он полон злобной ко всем, в чьих руках власть и кто счастлив. И эта ненависть направлена против каждого, в ком он видел виновника своего тяжелого положения.

При этом гневные антикрепостнические тирады в своих произведениях он сочетал с весьма приятным времяпровождением в помещичьем обществе, развлекая крепостников пением, стихами и анекдотами. Закомплексованность Шевченко, всю жизнь страдавшего из за своего низкого происхождения, беспомощности и эротических неудач, вылилась в патологическую ненависть к власти и высшим слоям, несмотря на то, что именно они вывели его в люди.

Целью его жизни было разрушение и, являясь олицетворением ненависти, зависти, разврата и безверия, он в своих стихах смакует реки крови и призывает на кровавую сечу. Его творчество может подвигнуть только на подлость, но не на подвиг.

Так, близкий друг Шевченко Максимович, считал даже ненужным составление его жизнеописания. Он указывал, что в жизни Шевченко было «столько грязного и безнравственного, что изображение этой стороны затмит все хорошее», добавляя, что «писал он большею частью в пьяном виде».

Рядясь под мужика, он ни разу не стал к плугу, ни разу не попробовал пота крестьянской работы. Будучи в детстве и юности лживым и ленивым лакеем он таким и остался до конца своих дней, проведя жизнь в пьянках и разврате и мало в работе.

Несмотря на это Шевченко уже после смерти трижды поднимался на знамя и становился символом. Сначала у «мазепинцев» в начале XX века символом зарождающейся «украинской нации», затем в 1918 году символом борьбы с царизмом у большевиков и в 1991 году символом борьбы за государственность Украины.

Почему этот абсолютно чуждый малороссам человек с заляпанным кровью лицом, польскими симпатиями и русофобскими наклонностями пользовался такой популярностью у большевиков и стал национальным символом Украины?

С большевиками все понятно, они «мобилизовали» Шевченко и уже в 1918 году установили ему памятник в Москве. Им нужен был идол из «народа» и миф о его борьбе с царизмом и крепостничеством в далекие времена. Шевченко как никто подходил для этой роли со своей лютой ненавистью к правящим классам и разрушением всего и вся.

Идеологам украинства Шевченко уже более ста лет нужен как идол несуществующей нации и миф о многовековой борьбе этой нации с Русью и русским народом. И здесь Шевченко нет равных с его злобой и патологической ненавистью к москалям. Поэтому и предпринимаются титанические усилия по формированию образа народного «украинского гения», своим творчеством и «революционной» деятельностью боровшимся за «самостийность». Шевченковская ненависть у них в большой цене.

С другой стороны, если посмотреть, а кто вместо него? Где в украинстве великие политики, ученые, писатели, художники и деятели искусства? Их просто нет, пьедестал пуст. Очень редко случается, чтобы полуграмотный человек, отличившийся своей злобой, ненавистью и стремлением к разрушению удостоился такой высокой чести. Как говорится «на безрыбье и рак рыба» и за неимением истинных гениев Шевченко считается таковым.

Какая нация такие и «гении». Для нее Шевченко, полуполяк и полуневежда, воспитанный поляками на польской культуре, завистливый и закомплексованный человек, посредственный поэт и художник, является ни много ни мало великим украинским гением.

Источник

 

Присоединяйтесь к сайту «КУЛИКОВЕЦ» в  Telegram (инсайд, новости не выходившие на сайте), ОдноклассникахFacebookВКонтактеTwitter, и Вы всегда будете в курсе последних новостей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × два =