Александр Самсонов.Героическая оборона Чигирина. Разгром турецкой армии в Бужинской битве
Аппетиты Стамбула не ограничивались Украиной. Были возрождены проекты времен Ивана Грозного – подчинить весь Северный Кавказ, захватить Поволжье, восстановить Астраханское и Казанское ханства под протекторатом Турции. Россия должна была платить дань Крыму, как преемнику Орды.
Поражение Польши
В январе 1676 года скончался государь Алексей Михайлович. Его наследником стал Фёдор Алексеевич, сын Алексея и Марии Милославской. Он был очень слаб и болезнен, ведущую роль в Русском царстве стала играть семья Милославских, их подпевалы и фавориты. В июле фаворит умершего государя Алексея Михайловича, опытный руководитель Посольского приказа Артамон Матвеев был отправлен в ссылку.
Перемены в Москве не лучшим образом сказались на внешних делах. Правобережный гетман Дорошенко, который согласился было подчиниться царю, сразу отыграл назад, отказался приносить присягу. При этом войск, чтобы предпринять что-то серьёзное, у него не было. Москва, ожидая действий турецко-татарской армии, выжидала. Воеводам на Левобережье приказали не начинать войны с Дорошенко и действовать уговорами.
Летом 1676 года начался новый поход турецко-татарской армии на Речь Посполитую. Османы сераскира (главнокомандующего) Ибрагим-Шайтана-паши (за жестокость он был прозван «шайтаном») и крымцы Селим-Гирея направились на запад Украины. Захватили несколько небольших крепостей и в августе осадили Станиславов.
Польская армия под командованием короля Яна Собесского была собрана у Львова и выступила навстречу противнику.
Ибрагим-паша снял осаду со Станислава и двинулся на север. Польские войска в середине сентября были осаждены у р. Днестр, в укрепленном лагере при Журавно. С начала октября османы обстреливали польский лагерь из тяжелой артиллерии. Польские войска оказались в тяжелом положении, неся потери от огня вражеской артиллерии. И были отрезаны от путей снабжения. Однако и турки не желали продолжать осаду, опасаясь прихода польских подкреплений и приближения зимы.
Начались мирные переговоры.
17 октября был заключен Журавенский мир.
Он несколько смягчал условия предыдущего, Бучачского мира 1672 года, отменив требование выплаты Польшей ежегодной дани Турции. Также турки возвращали пленных. Однако Польша уступила треть польской Украины – Подолию, Правобережье за исключением Белоцерковского и Паволочского округов. Это теперь переходило под власть турецкого вассала – гетмана Дорошенко, становясь, таким образом, османским протекторатом.
Сейм отказался утвердить «похабный» мир.
Польская верхушка наделась, что в условиях разгоравшегося противостояния России и Турции, османы пойдут на уступки Польше в противовес России.
В Константинополь была направлена делегация с целью возвращения части Украины. Переговоры шли в 1677–1678 гг. Османы уступать отказались.
Стамбульский договор 1678 года подтвердил Журавенские соглашения.
Татары в авангарде турецкой армии. Ю. Рышкевич
Низложение Дорошенко
Возобновление польско-турецкой войны устранило для русских воевод угрозу появления главных сил врага на Днепре.
В сентября 1676 года войска под началом гетмана Ромодановского и гетмана Самойловича (Запорожцы пишут султану) соединились и переправили на Правобережье сильный 15 тыс. корпус полковника Косагова и генерального бунчужного Полуботка.
Царские войска осадили Чигирин. Дорошенко, который имел под началом всего около 2 тыс. казаков, к осаде готов не был. Он опять посылал призывы о помощи к османам, но армия султана была далеко, за Днестром. Чигиринцы заволновались, требовали от гетмана покориться. Дорошенко понял, что до подхода турок и татар удержаться не сможет, и капитулировал. Бывшему гетману некоторое время позволили жить на Украине, а в 1677 году вызвали в Москву и оставили при государевом дворе.
Чигирин был занят царскими ратниками.
Правобережье было опустошено войной, кормить войска было нечем. Главные силы русской рати вернулись в Переяслав и были распущены. Чигирин, который являлся столицей «турецкого гетмана» (по соглашению в Журавно также отходил под контроль Турции) сделал крепость главным спорным пунктом в продолжавшейся русско-турецкой войне.
Таким образом, в ходе кампании 1676 года Москва добилась главной цели, которую преследовала все предыдущие годы войны: устранила с политической сцены гетмана Правобережья и турецкого вассала Дорошенко, заняла Чигирин.
Однако турки смогли додавить Польшу. И Русское царство оказалось перед угрозой прямого столкновения с главными силами османской армии.
В Северном Причерноморье русские войска придерживались прежнего военного плана, разработанного главой Посольского приказа Матвеевым в 1672–1675 гг. Собранные в низовьях Дона, в Ратном городке у Черкасска полки создавали угрозу Азову, крымскому и турецкому побережью (при прорыве русской флотилии), сковывая значительные силы турок и крымцев.
Запорожцы атамана Серко действовали на коммуникациях вражеской армии, воевавшей на Польском фронте. Угроза Азову привела к почти полному прекращению набегов на Слободскую Украину и Белгородскую черту.
Новый «турецкий гетман»
Дорошенко предупреждал воеводу Ромодановского и царя, что султан уже считает себя хозяином Украины. И капитуляция Чигирина ничего не значит.
Османы назначат нового гетмана и пришлют армию. Польский король Собесский, заключив мир в Турцией, сообщал в Москву о том же. Предлагал немедленно направить дополнительные силы в украинские города. Особенно в Киев и Чигирин. Советовал особенное внимание уделить инженерам и артиллерии, так как турки сильны в осадах крепостей и имеют хорошую артиллерию.
В Турции пост великого визиря занял умный, активный и воинственный Кара-Мустафа. Политику Константинополя в отношении Украины он не изменил.
У турок в загашнике имелся Юрий Хмельницкий, сын и преемник Богдана Хмельницкого, уже дважды бывший гетманом Украины. Ему предложили должность гетмана и он получил титул «князя Малороссии».
Аппетиты Константинополя не ограничивались Украиной. Были возрождены проекты времен Ивана Грозного – подчинить весь Северный Кавказ, захватить Поволжье, восстановить Астраханское и Казанское ханства под протекторатом Турции. Россия должна была платить дань Крыму, как преемнику Орды.
В Москву прибыло турецкое посольство и выдвинуло требования – оставить Украину, разгромить станицы казаков на Дону. Русское правительство ответило жестко: казаки останутся, Азов возьмём, как и земли на Днестре.
Впрочем, было уже известно, что османская армия в апреле 1677 года начала форсировать Дунай. Командовал османами Ибрагим-паша. Под его началом было 60–80 тыс. воинов, включая 15–20 тыс. янычар, 20–40 тыс. конницы, около 20 тыс. валахов и молдаван, 35 орудий. В конце июня турки форсировали Днестр при Исакче. На Днестре под Тягином османы соединились с крымской ордой Селим-Гирея. Численность турецко-татарский полчищ достигала 100–140 тыс. человек, не считая обозных, слуг, рабочих и рабов.
С разведкой у османов было плохо. Они исходили из ошибочных данных о слабости русского гарнизона в Чигирине (4–5 тыс. человек). Считали, что Киев к обороне не готов, там мало орудий и запасов. Поэтому планировали за несколько дней взять Чигирин. Затем Киев и за одну летнюю кампанию занять всё Правобережье.
Также османы, видимо, принимали за чистую монету доносы польских и украинских изменников. Рассчитывали, что казаки враждебны царю и только ждут возможности восстать. Что население Правобережья перейдёт под руку Хмельницкого. И царским гарнизонам придётся уйти за Днепр. В следующую кампанию будет завоевано и Левобережье.
При войске Шайтана-паши был и ручной гетман. Его свита первоначально состояла всего из нескольких десятков казаков (затем увеличилась, по разным оценкам, до 200 или нескольких тысяч казаков). Но хозяев это не смущало. Юрий начал рассылать грамоты-«универсалы», обещал мир и безопасность тем, кто признает его гетманом. Призвал под свои знамена правобережных казаков и запорожцев Серко.
Универсалы Юрия успеха не имели. Русские люди на Правобережье уже испытали все «радости» власти осман. Казаки не поддержали нового турецкого ставленника. Атаман Серко, опасаясь появления крупной армии противника на Сечи, заключил перемирие с крымским ханом. И запорожцы в ходе кампании 1677 года соблюдали нейтралитет.
Планы и силы русского командования
Основываясь на опыте польско-турецкой войны, на сведениях о качестве и состоянии султанской армии, гетман Самойлович и другие военачальники предлагали ограничиться активной обороной. Измотать противника осадой Чигирина, снабжая крепость всем необходимым, дождаться поздней осени. С приближением зимы турки, не имея возможности зимовать в опустошенных землях Малороссии (сёл вокруг Чигирина за годы Руины почти не осталось), уйдут в Подунавье, к своим базам и складам. В это время русские полки могут успешно преследовать врага и нанести ему большой урон.
На Украине царские полки занимали Киев, Переяслав, Нежин и Чернигов. В Чигирине стоял довольно крупный 9 тыс. гарнизон из русской пехоты и казаков под началом генерала Афанасия Траурнихта (немец на русской службе).
Крепость была сильной и состояла из трёх частей: замка («верхний город»), «нижнего города» и посада. Часть укреплений была каменной, часть деревянной, с трёх сторон их прикрывала р. Тясьмин (приток Днепра).
Но время предыдущих кампаний она серьёзно пострадала, стены подвергались бомбардировкам, горели. Посад сожгли и не восстановили. На его месте остался вал и пустырь. Как раз с этой стороны, с юга, Чигирин не был прикрыт рекой.
Чигиринская артиллерия насчитывала 59 пушек, также у стрельцов имелись полковые 2-фунтовые пищали. Часть орудий после прошлых боев была неисправна, не имела лафетов. Запас ядер для осады был мал, но провианта и пороха было достаточно. Чигиринский гарнизон должен был выдержать атаки врага до подхода основных сил русской армии и украинского казачества.
Казацкие полки Самойловича собирались в Бутурлине (20 тыс.). Князь Ромодановский с главными силами Белгородского и Севского разрядов, выборными полками и рядом других отрядов собирался в Курске (около 40 тыс.). Большой полк боярина Голицына – в Севске (около 15 тыс.). Войско его «товарища» окольничего Бутурлина – в Рыльске (7 тыс.). Позднее в июне был сформирован ещё один отряд князя Хованского (9 тыс.), который усилил оборону Белгородской черты. Также собирались дополнительные полки в центре и на севере. Всего под началом Голицына планировали собрать 100 тыс. армию, что гарантировало паритет с противником.
Осада Чигирина
30 июля 1677 года передовые силы татарской конницы вышли к Чигирину. 3–4 августа к крепости вышли основные силы вражеской армии.
3 августа русские сделали первую вылазку. 4-го повторили крупными силами – 900 стрельцов и более тысячи казаков. Бой на старом валу продолжался до вечера. Наши войска выбили врага с вала и вернулись в город. Ночью османы оценили шансы и 5 августа турецкий командующий предложил гарнизону капитулировать, но получил отказ. Турки открыли огонь по крепости, частично подавили артиллерию крепости (тяжёлых орудий было мало) и снесли верную часть стены.
В ночь на 6 августа османы продвинули полевые укрепления вперёд, передвинули батареи и днем возобновили обстрел. Следующей ночью они снова продвинулись вперёд и продолжили методичное разрушение крепостной стены. Защитники чинили, что получится, но заделать все бреши не успевали. Турки снова продвинулись вперёд и были уже в 20 саженях от стены, ведя огонь почти в упор. Утром 7-го наши войска сделали вылазку, забросали врага гранатами, пошли в «секиры и дротики» (штыков ещё не знали), и захватили ближайшую траншею. Осаждённые насыпали позади стены новый вал, на котором установили пушки.
9 августа стрелецкий полуголова Дуров сделал сильную вылазку. Османы вынуждены были подтянуть подкрепления и только с помощью них отбросили русских в крепость.
Турки провели подкоп у Спасской башни, мощный взрыв разрушил часть стены. Турецкие войска крупными силами пошли на штурм. Однако наши войска отбросили врага. Затем османы пытались атаковать у башни Козьего рога, но также без успеха.
17 августа противник провёл подкоп под «нижний город», взорвал участок стены в 8 сажень и начал штурм. Турки захватили участок пролома. Траурнихт контратаковал силами 12 стрелецких сотен и казаков. Приступ отбили. Этот успех весьма воодушевил наши войска. После этого турки ослабили натиск, ограничивались артиллерийским обстрелом. Сделали подкоп под башню Козий рог, но его вовремя обнаружили и засыпали.
Русский гарнизон продолжал делать вылазки. Османы засыпали ров у Спасской башни и Козьего рога, засыпали крепость зажигательными стрелами и обстреливали из мортир. Навесной огонь привёл к большим потерям гарнизона.
На выручку Чигирина уже шли наши войска. Сначала пробрались несколько сотен казаков. 20 августа в крепость прорвалось подкрепление, высланное Ромодановским и Самойловичем, около 2 тыс. драгун и казаков подполковника Тумашева и Жеребиловского. Конница ночью прошла лесом и болотом к Корсунской башне, вошла строем и с развёрнутыми знаменами.
23 августа стала слышна стрельба на Днепре. Стало понятно, что помощь близка.
Крупные силы турок и татар двинулись к реке, чтобы помешать переправе русской армии. Потерпев неудачу на Бужинской переправе (27–28 августа), турки организовали последний штурм. Атака была яростной. Бомбардировка была самой сильной за всё время. Затем турки засыпали ров в нескольких местах и начали возводить примет (насыпь), чтобы довести его в высоту до крепостных стен. Однако наши войска плотным огнем и гранатами остановили неприятеля.
В ночь на 29 августа Ибрагим-паша сжёг лагерь и увёл войска. Османы забрали пушки, но бросили большие запасы гранат, ядер и провианта.
Потери турок во время осады – около 6 тыс. человек, наши – 1 тыс. человек убитыми, раненых ещё больше.
Казаки снарядили погоню, убили несколько сотен человек, захватили большую добычу.
Бужинская битва
В конце июля 1677 года армия Ромодановского направилась на Украину. Гетман Самойлович выступил из Батурина 1 августа. 10 августа силы Ромодановского и Самойловича соединились (свыше 50 тыс. человек) и двинулись к Бужинской переправе.
К Чигирину был направлен отряд подполковника Тумашева, который 20-го успешно прибыл в крепость и поднял боевой дух её защитников. 24 августа основные силы царской армии вышли к Днепру. И её передовые части с ходу заняли остров на переправе. На острове поставили несколько батарей. Ибрагим-паша и Селим-Гирей выдвинули к переправе всю кавалерию с частью пехоты. 25–26 августа шла подготовка операции по форсированию реки, готовились плавсредства, подтягивались понтонные парки.
В ночь с 26 на 27 августа наши передовые силы под началом генерала Шепелева при поддержке береговых батарей форсировали реку. Турки и татары не смогли сорвать высадку. Захватив плацдарм, наши войска начали сооружать полевые укрепления. Под их прикрытием наводили понтонные мосты. Утром на правый берег перебросили второй выборный полк Кравкова (это были полки «нового строя»). За ним начали переправу другие полки, включая полк Патрика Гордона.
Во второй половине дня, когда русские уже укрепились, их атаковали янычары. Гордон вспоминал, что янычары шли
Врага встретили ружейной пальбой из-за полевых укреплений, картечью легких пушек. Тех, кто прорвался к укреплениям, били в рукопашной. За янычарами атаковала конница. Её отразили ружейно-пушечными залпами. Ибрагиму-паше доложили, что погибли сын крымского хана, много мурз и командиров.
В итоге русские войска отразили вражеское нападение. Реку форсировали уже 15 тыс. ратников, которые перешли в контратаку и потеснили врага. 28 августа наши войска продолжили наступление, закончили переправу и расширили занятый плацдарм. Врага отбросили на несколько верст от Днепра.
Османы отступили, потеряв до 10 тыс. человек. Наши потери – около 7 тыс. человек.
Таким образом, в боях 24–28 августа наши войска при поддержке артиллерийского огня захватили плацдарм на правом берегу, отразили атаки неприятеля и переправили туда большую часть пехоты. Османы отступили от Днепра.
Также 29 августа на Днепре у Чигиринской Дубровки напротив Вороновки появилась вспомогательная армия воевод Голицына и Бутурлина. Турецкое командование (после неудач со штурмом Чигирина, на переправе через Днепр) не решилось принять решающее сражение (опасаясь окружения и поражения), сняло осаду и увело войска за Буг и Днестр.
При этом артиллерия и запасы были оставлены на Днестре в расчёте на их использование в кампании 1678 года.
5–6 сентября войска Ромодановского и Самойловича вышли к Чигирину. За вражеской армией проследил конный отряд Косагова и Лысенко. Он дошёл до р. Ингул и выяснил, что враг ушёл за Днестр.
Сам Чигирин представлял страшную картину. Предполье было изрыто окопами, стены разрушены, под них поведены многочисленные подкопы. Почти вся крепостная артиллерия выведена из строя. Боеприпасы на исходе. Гарнизон Чигирина был пополнен, крепость начали восстанавливать. После этого армия была отведена за Днепр и распущена до весны.
Таким образом, кампания 1677 года закончилось победой русской армии.
Чигирин был удержан, вражеские планы по завоеванию Правобережья сорваны.
Однако победа не имела решающего характера.
Царское командование не стремилось к генеральному сражению, но в целом намеченный план был реализован. Крупная победа русской армии при Бужине высоко оценивалась в то время. В России ликовали.
Всех участников компании наградили. Офицеров – повышениями в чинах, соболями. Стрельцов, солдат и казаков – прибавками к жалованью, сукном и
официально выбитыми по этому случаю (их использовали как медали).
В Порте эта неожиданная неудача, особенно в связи с радужными надеждами, была воспринята крайне болезненно. Султан обругал главнокомандующего. Ибрагима-пашу сняли с главного командования, бросили в тюрьму, его сменил великий визирь Кара-Мустафа. Крымский хан Селим-Гирей, который явно не желал топтаться под Чигирином (добычи в разорённой местности не было), в начале 1678 года был низложен и заменён более послушным Мурад-Гиреем. Турция стала готовиться к реваншу за поражение 1677 года. В Молдавии стали готовить провиант и фураж.
Район Чигирина и Бужина на карте Киевского воеводства. Ян Янссон. Амстердам, ок. 1663 г.