Ростислав Ищенко.Китай: сфера сопроцветания для России и угроза для США
С конца XIX века в Европе началась мода на всё восточное (китайское, монгольское, японское). Одновременно родилась азиатофобия. Газеты писали о «жёлтой опасности», о грядущем нашествии нового Атиллы или Чингисхана
На саму европейскую державу японцы не посягали, хоть после Цусимы их флот абсолютно господствовал на море и они вполне могли ликвидировать малочисленные русские гарнизоны на Камчатке, заменив их своими войсками. Просто так далеко на север японцы никогда не собирались. Именно поэтому и ушли спокойно из Сибири после российской Гражданской войны, не забрав ничего сверх того, что пятнадцатью годами раньше уступила Японии по Портсмутскому миру ещё Российская империя.
В ходе Первой и Второй мировых войн азиатские державы также выясняли отношения между собой, да ещё бодро гоняли ослабленных европейских колонизаторов. Единственные государства с населением хоть и не европейским, но от него происходящим (европеоидным), которым грозит «жёлтая опасность» — Австралия и США, так как они находятся в традиционной зоне восточной экспансии — тропической зоне Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) — в так называемой зоне риса.
Даже Новая Зеландия азиатов уже не интересует, равно как и материковая территория США.
Первая задача азиатов — создание Великой азиатской сферы сопроцветания, которая объединила бы под гегемонией одного лидера все народы (от Бирмы до Гавайев и от Японии до Австралии).
Вторая задача — подрыв политического и экономического могущества в регионе США и Индии (а раньше — Британской империи), а также закрепление за собой доминирующего положения на рынках Латинской Америки.
Именно таким образом, с наименьшими ресурсными затратами, решаются все проблемы создания замкнутого азиатского политико-экономического кластера, который является естественным конкурентом евро-американского. При этом, если Европой и США Россия традиционно рассматривается как конкурент, которого необходимо максимально обессилить и подчинить своим интересам (но не уничтожить, как думают многие наши люди), то Китай и Япония (как и любой иной потенциальный азиатский гегемон) точно в таком же качестве рассматривают США и любую европейскую державу, которая попытается закрепиться в зоне азиатских южных морей.
Россия же для них естественный союзник, сдерживающий европейскую экспансию и гарантирующий доступность сухопутных торговых путей из Азии в Европу. Фактически наличие нейтральной или благожелательно настроенной в отношении Азии России даёт возможность азиатскому гегемону успешно конкурировать с евро-американской экономикой и не бояться военного вторжения.
Если мы посмотрим на карту Азии, то поймём, что на сегодня не решена даже первая из обозначенных проблем — не определён единый азиатский гегемон. Претензии Китая на эту роль наиболее актуальны, но ни Индия, ни Япония с ними на данный момент не смирились. В идеальном варианте Китаю понадобится не менее десятилетия, чтобы стать безоговорочным гегемоном в Азии. Только после этого он сможет начать решать задачу окончательного вытеснения США из АТР.
В Вашингтоне не дети сидят и прекрасно понимают ситуацию. Как я уже писал, американцы осознали, что победить Россию и Китай ни экономическими, ни военными средствами они не способны и концентрируются на том, чтобы создать собственный автаркический политико-экономический кластер, в рамках которого американцы могли бы грабить в своих интересах возможно большее количество экономик, пытаясь взять Россию и Китай измором.
Для решения этой проблемы им необходимо отстоять от России свои позиции в Европе (или хотя бы минимизировать успех Кремля на этом направлении). Аналогичным образом США необходимо минимизировать успехи Китая в Азии.
С Европой им проще — у них с ЕС практически одна цивилизация, к тому же достаточно большое количество восточноевропейских государств смертельно боится Россию и видят в США единственного защитника от возрождённой российской мощи. Поэтому, несмотря на очевидную невыгодность евро-американского экономического сотрудничества, США пока удаётся малой кровью удерживать ЕС в своей сфере влияния.
Если трампо-байденовский конфликт между финансовым и промышленным капиталом не разорвёт Америку как Тузик грелку уже в этом году, Вашингтону в принципе должно хватить ресурсов для удержания Европы в орбите своего влияния в ближайшие три-пять лет (при условии, что он не потерпит катастрофического поражения в других регионах — в частности, в Азии).
Именно поэтому столкновение с Китаем в Азии становится для США приоритетом. Этот трамповский тезис демократы уже приняли на вооружение, так что Байден политику США в отношении Китая не изменит. В регионе АТР у Вашингтона задача многократно более сложная, чем в Европе. Америка давно не располагает достаточной ресурсной привлекательностью для стран региона. В цивилизационном плане она также чужда всем, кроме Австралии.
Китай проигрывает лишь в том, что Япония, Индия, Республика Корея видят в нём экономического конкурента, а также, наряду с другими странами региона, имеют с ним нерешённые территориальные споры.
Однако им близка и понятна сама идея — создание собственного азиатского рынка, который обеспечит азиатскую промышленность минимум миллиардом платежеспособных покупателей, принадлежащих к среднему классу и перевод торгово-экономических отношений с остальным миром на свои (азиатские) условия. Поскольку условия, предлагаемые США, хуже, вероятность выбора странами региона китайского варианта будущего не просто высока, а очень высока.
Воевать с Пекином Вашингтон не может. Не только потому, что Россия ясно дала понять на чьей стороне она готова выступить, но прежде всего потому, что в США прекрасно понимают, что Москва не начнёт ядерную бомбардировку Америки сразу же после нападения последней на Китай. Россия будет призывать к миру, предлагать посреднические услуги и радостно наблюдать, как сгорает в этом конфликте военная мощь США. В идеале Москве и воевать не понадобится — когда США достаточно ослабеют, можно будет просто предъявить ультиматум (сделать предложение, от которого нельзя отказаться).
Одновременный удар по России и Китаю также был бы со стороны США безумием, поскольку не оставлял бы им даже гипотетического шанса уцелеть.
Итак, Вашингтон не может рассчитывать на победу в цивилизационном или экономическом соревновании, но и война для него безумие. Следовательно, Америке надо, чтобы Китай воевал с кем-то другим. Они пытались загнать в подобную ловушку Россию, последовательно принуждая её к войне то с Грузией, то с Украиной, то с Прибалтикой, но выяснилось, что российская власть реагирует на подобные провокации гибко, а народ достаточно верит Путину, чтобы не впадать в истерику по поводу того, что танки опять куда-то не послали.
Американцы не оставляют попыток втянуть Россию в большую войну в Европе, но без прежнего фанатизма. Теперь они всё активнее пробуют на слабо Китай. Учитывая особенности восточной психологии, не просто не допускающей «потери лица», но в некоторых случаях конкретно определяющей, что именно есть «потеря лица», китайскому руководству будет сложнее устоять перед американскими провокациями. Поэтому можно ожидать, что в ближайшие годы, если США не рухнут под тяжестью собственных проблем, в Азии будет очень неспокойно.
В то же время Вашингтон вряд ли будет стремиться к атаке на бывшую советскую Среднюю Азию. С точки зрения логистики её положение важно, но не уникально (её можно обойти транспортными коридорами). В стратегическом плане она полностью контролируется Россией и Китаем, которые способны совместными усилиями устроить «Украину» (которая должна была стать гирей на ногах России, а стала обременением для США) из любого американского проекта в Средней Азии.
Вашингтон будет пытаться, опираясь на местных националистов и исламскую оппозицию, стравить Россию и Китай в борьбе за первенство в регионе. Однако сделать это будет очень сложно. Дело в том, что китайские границы (в том числе и на северо-западе) устойчивы веками. Иногда бывают незначительные продвижения, иногда аналогичные сокращения, но затем Поднебесная возвращается к своим границам.
Даже в первом тысячелетии нашей эры, в момент наибольшего продвижения, китайцы в Средней Азии не заходили дальше Ташкента. Причём это были оторванные от империи гарнизоны, задачей которых являлась охрана торговых путей. С этой задачей они не справились и остатки были выведены назад в Китай. В целом Поднебесная всегда предпочитала полагаться на то, что важные для неё торговые пути в регионе будет охранять сильный союзник, для которого китайская торговля с Западом также будет материально выгодна.
Россия сегодня как раз и является таким союзником. Причём в Средней Азии, как и в Восточной Европе, давно уже всем подробно и популярно продемонстрировали, что ни Пекин с Москвой, ни Москва с Пекином не станут обострять отношения из-за постсоветских амбициозных ничтожеств. Россия и Китай готовы взять их в компанию и тоже позволить зарабатывать, но вести себя в политическом плане они должны примерно, иначе даже не заметят, как у них начнутся большие проблемы, решить которые в состоянии только Москва и Пекин.
Этот союз настолько выгоден и настолько самодостаточен, что разорвать его будет очень сложно. Напомню, что даже в критическом для СССР 1941 году Япония (бывшая тогда союзником Рейха) набросилась не на него (что было бы естественно), а на США. И даже несмотря на то, чтоГитлер немедленно объявил войну США, рассчитывая на то, что Япония объявит войну СССР и оттянет на себя хотя бы часть советских войск, Токио сохранил нейтралитет на Севере, предпочитая развивать экспансию в традиционном направлении (в зону риса).
Между тем, тогда шла война, в которой СССР был союзником США, а Германия являлась союзницей Японии, занимая в планах Токио примерно то же место (гаранта торговли Азии с Европой и надёжного тыла), которое сегодня в планах Пекина занимает Россия.
Так что, как и 100-150 лет назад, «жёлтая опасность» конечно существует, но это опасность для США. Если же США завтра исчезнут, то можно с одного раза угадать, к кому побегут набиваться в стратегические союзники Япония, Южная Корея, Индия (Тайвань капитулирует сразу). Впрочем, боюсь, что и в этом случае они встретят консолидированную российско-китайскую позицию, а предложения, которые им будут сделаны, будут разительно отличаться в лучшую сторону от всего, что они слышали или рассчитывали услышать от Вашингтона.