Кирилл Нефёдов. Военлет Александр Бербеко | Куликовец

Кирилл Нефёдов. Военлет Александр Бербеко

На фото: Сидит на аэроплане А.Т. Бербеко, командир 1-го Одесского советского авиаотряда истребителей. Стоит И.Н. Колисниченко, командир партизанского отряда, боровшегося с Козубским, впоследствии комполка.

Александр Тихонович Бербеко родился в1898 году в семье железнодорожного рабочего.Юность совпала с первыми полетами аэропланов в Одессе.Подросток мечтал об авиации.В начале первой мировой войны он был зачислен Одесскую школу летчиков,в 1916-м получил назначение в один из фронтовых авиаотрядов.

….В ночь с 13 на 14 января 1918 года в Одессе по призыву большевитской организации началось вооруженное восстание .Борьба за установление Советской власти в городе была упорной .В эти трудные дни летчик Александр Бербеко на своем «Ньюпоре»совершил несколько боевых вылетов.Сбросил бомбы на территорию артиллерийского училища,где размещались петлюровцы ,пулеметным огнем сеял панику в их куренях.Полученые в полетах свединия передавал в штаб.П.А.Ефремов,который был комиссаром 1-го Советского авиаотряда в своих воспоминаниях приводил такой эпизод.

…В мае 1919 года авиаотряд был придан Тираспольскому участку.Из штаба 3-й Украинской Красной Армиии получили кипу листовок на французком языке и приказ сбросить их в тылу противника над Кишеневом.В воздух на «Ансале» поднялся летчик Фоменко с летнабом Ковальским.Сопровождал их на «Ньюпоре» Бербеко.Разбрасали листовки не только над Кишеневом ,но и над Бендарами ,где тоже находились французкие части.Буквально на следующий день стало известно,что многие французкие солдаты отказались бороться против русской рабоче-крестьянской революции .Некоторые из них переправились через Днестр в расположение красноармейских частей.Специальным поездом их направили в Москву в распоряжение Коминтерна. Французкое командование заменило ненадежные части новыми ,сформироваными из синегальцев и зуавов.Бербеко и другие красвоенлеты бомбардировали их листовками на арабском языке.И опять воздушная почта предотвратила кровопролитие:зуавы и синегальцы отказались вести боевые действия с солдатами революции в России.

Ранним утром 19 мая 6 вражеских самолетов атаковали советские части в окрестностях Тирасполя.На встречу им поднялся Бербеко и смело вступил в неравный бой с румынскими авиаторами.Пулеметной очередью он сбил одну из вражеских машин.Остальные покинули поле боя .А спустя два дня А.Бербеко вышел победителем из схватки с тремя вражескими самолетами.

Осенью 1919 года деникенские войска упорно продвигались к Москве.1-й Советский авиаотряд был отрезан от основных сил Красной Армии и оказался в глубоком вражеском тылу .Но и в этих условиях военлет Бербеко продолжал борьбу,организовав партизанский авиаотряд.

В одном из боёв Бербеко с сотоварищами попал в плен к петлюровцам. Им поступило предложение повоевать за «незалежность» Украины. После отказа авиаторов приговорили к расстрелу. А дальше была детективная история с подкупом местными большевиками охранников и побегом. Стража, кстати, присоединилась к беглецам и влилась в воссозданный партизанский авиационный отряд.

И сново военлет Бербеко на фронте,выполняет боевые вылеты на наиболее трудных участках.В составе авиаотряда 1-й Коной армии в тяжелых погодных условиях на изношеных самолетах летал на воздушную разведку кавалерийских частей Мамонтова и Шкуро.В приказах по Первой Конной неоднократно отмечалось мужество  и героизм.Добытые разведданые помогали частям Конармии наносить чуствительные удары по врагу.

25 апреля 1920 года войска польского государства совместно с петлюровцами вторглись в пределы Советской Украины .Первая конная была переброшена на польский фронт,вместе с красными конниками громили белополяков и летчики 1-го артиллерийского авиаотряда во главе с А.БербекоЗа героизм в годы гражданской и советско-польской войн Александр Бербеко стал кавалером двух орденов Красного Знамени. Также был награждён Золотым знаком красноармейца и именным оружием. Позднее как один из организаторов Авиахима – прародителя Осоавиахима и ДОСААФ – будет отмечен и именными золотыми часами-брегет.После окончания гражданской войны А.Бербеко вернулся в Одессу.Здесь в небольшой мастерской группа энтузиастов ремонтировала старые отжившие свой век самолеты .

Но была в его послужном списке и награда, о которой стоит рассказать особо. Всего орденом Трудового Красного Знамени Украинской ССР было награждено порядка 400 человек и организаций. А вот орденский знак под номером 1 был вручён именно Александру Бербеко. Заодно и было присвоено звание Герой труда. Гражданская война закончилась. Страна боролась с разрухой. А она была повсеместной и стороной авиацию не обошла. Пройдёт ещё несколько лет, и в Союзе начнут создавать самолёты не хуже лучших зарубежных образцов. Пока же приходилось латать и перелатывать разного рода авиахлам. Профессия лётчика-испытателя сама по себе в начале списка самых опасных. А теперь представьте, что поднимать в воздух и облётывать надо восстановленные из подручных средств аппараты с двигателями, на ремонт которых тоже шло то, что подворачивалось под руку. Одним из таких по-хорошему безумцев и был Александр Тихонович. Его опыт был бесценен для возобновления производства аэропланов на одесском авиазаводе «Анатра». Предприятие не раз меняло название и существует до сих пор.  Кто знает хорошо Одессу – посёлок Таирово, конечная трамвая N 13, за забором аэродрома «Школьный».  Вот там и находится авиаремонтный завод, а заодно и музей, среди экспонатов которого воспроизведённые в натуральную величину реплики аэропланов и одесской «анатровской» конструкции, и собиравшихся здесь «иностранцев».   Облётом восстановленных и построенных на авиазаводе самолётов Бербеко не ограничился. Он, как мог, подбирал кадры. Среди тех, кого он лично привёл на «Анатру», был и совсем юный Сергей Королёв…  Но не за облёт того, что можно было ещё оживить из нагромождения отдельных деталей, Александр Бербеко получил «Орден Червоного Трудового Прапора». На сей раз его противниками были не румыны с французами и алжирцами, не деникинцы с петлюровцами и поляками, а саранча с сосновым шелкопрядом и жуками-короедами. Александр Бербеко по праву считается отцом-основателем отечественной сельхозавиации.

Одним из тех, кто проектировал самолёты на «Анатре», был талантливейший авиаконструктор Василий Хиони. Одной из первых его разработок стал аэроплан с игривым названием «Конёк-Горбунок». Так сам создатель поиронизировал над неказистым видом своего детища. Зато характеристики были у самолёта что надо. Как у сказочного прототипа.  Поэтому и решили отрядить летающего «непарнокопытного» в Харьков для борьбы с прусом (итальянская саранча). Кроме модельного имени «Конёк-Горбунок» самолёт, на котором Александр Бербеко воевал на Харьковщине с шестиногими захватчиками, имел и имя собственное – «Красный финработник Одессщины». Первое сражение состоялось 25 (по другим данным – 29-го) июня 1925 года. Известно и место рождения отечественной сельхозавиации – село Савинцы тогдашнего Изюмского округа Харьковской области. «Изюмский округ в конце июня во многих местах имел вид поля сражения – прус занимал 20-25 тыс. десятин: саранчи было 250 штук на 1 квадратный метр», – писал в те дни центральный орган КП(б)У «Рабочая газета».  Летать приходилось дважды в сутки. В первый же день удалось обработать свыше 500 га сельхозугодий.

И сегодня с самолётами происходят аварии. А в те времена они были очень часты. Не избежал нештатных ситуаций и Александр Бербеко. Газета «Харьковский пролетарий» так писала о нём: «Аэроплан Аэрохима «Конек-Горбунок» вылетел в последних числах июня в Изюмский округ, где производил борьбу с саранчой путем сбрасывания с аэроплана отравленных препаратов. 3 июля в 4 часа дня, после окончания работ, летчик А. Бербеко вылетел из Савинцев в Изюм для агитационной работы. На расстоянии 7 верст от Савинцев, приблизительно на высоте 200 метров, мотор начал давать перебои, а затем совсем остановился. Летчик был вынужден произвести планирующий спуск. Место же для спуска было крайне неудобно: с одной стороны лес, а с другой – шоссе, телеграфные столбы, овраги и поле, засеянное рожью. Летчик, пролетев ниже телеграфных проводов, спустился на поле. Колеса и пропеллер запутались в колосьях, и аэроплан перевернулся. У летчика разорвался поясной ремень, он вылетел из кабины и ударился головой о землю. Из ушей, носа и рта хлынула кровь, но сознания он не потерял и добрался с трудом до станции Савинцы, откуда на автомобиле был доставлен в первый военный госпиталь в Харькове. Состояние здоровья тов. Бербеко удовлетворительно. У аэроплана повреждения незначительны: сломаны пропеллер, руль поворота и колёса. Весь ремонт аппарата обойдется, вероятно, в 100 рублей. Украинский Аэрохим гордится своим летчиком товарищем Бербеко, который и на мирном фронте проявил большое мужество, способности и геройство в борьбе как с военными, так и «мирными» врагами Советской власти».

Был Александр Бербеко и в составе ЦИК Молдавской АССР. Там его и застала «Большая чистка». Нескольких его высказываний о роли Льва Троцкого в создании Красной Армии было достаточно для обвинения в троцкизме. 26 сентября 1937 года Александр Тихонович Бербеко был приговорён к расстрелу. Будем помнить…

Источник:http://pridnestrovie-daily.net/archives/41986

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

9 + шесть =