Alexander Chernykh. Сколько бензина заправляет Украина в бак (статистика энергопотребления) | Куликовец

Alexander Chernykh. Сколько бензина заправляет Украина в бак (статистика энергопотребления)

Продолжаю следить за большим социальным экспериментом в одной соседней стране. Следить за экспериментом непросто — информации откровенно мало, достоверной информации еще меньше. Плюс — всегда есть естественный эффект наблюдателя — находясь в одних социально-​экономических условиях субъективно стараешься другие условия оценивать по аналогии, как чуть отличающиеся, но в целом схожие. Как известно, французская королева, когда ей доложили, что у подданных хлеба нет — посоветовала им пирожные кушать. Не со зла — просто не укладывалось у человека в голове, что кушать людям нечего совсем. Вот примерно и с оценкой чужой страны — всегда есть риск оценивая, предположить, что хлеба нет — это когда люди пирожные кушают.

Поэтому для оценки желательно взять какие-​то сопоставимые величины. И при этом помнить, что сами эти величины могут сильно по-​разному считаться в разных странах.

Возьмем для сравнения такую штуку, как топливо. Топливо машины потребляют, показатели потребления могут нам что-​то подсказать. На укрстате (http://ukrstat.gov.ua/operativ/menu/menu_u/spr.htm ) данные лежат, скачиваем и изучаем. Нас вот эта табличка интересует — объем продаж топлива на заправках.

 

Табличка на 2019 год.

Табличка — для сравнения — год 2016.

А вот обе таблички рядом.

Что сильно бросается в глаза? Падение объемов. По бензину — 28%. По дизелю — 16%. По газу — 30%. И только пропан/бутан вырос на 21%. Прикинем очень грубо. Литр бензина это 1.3 литра бутана или 1.2 литра смеси пропана-​бутана. В кг пропана возьмем грубо 1.7 литра. Стало быть рост потребления в 350 тысяч тонн пропана — это эквивалентно росту в (350 / 1.7) / 1.2 = 171 тысяч тонн потребления бензина. Как легко видеть — рост потребления газа не компенсирует падение объемов по бензину. Если этот расчетный объем смеси добавить — даже с ним падение по бензину будет в 20%. Что в общем примерно бьется с объемами падения по дизелю.

Может ли быть, что цифры истинного положения не показывают? Такое возможно — при массовой фальсификации данных заправками. По идее, игроков на рынке нефтепродуктов немного, нефтепродукты завозные в основном — должно быть просто контролировать. Однако как резервную версию примем. Тогда приведенные данные свидетельствуют о росте коррупции на низовом уровне — такие вещи невозможно сделать без сотрудничества с низовым чиновником.

Ну а теперь — а много это или мало, такой объем потребления? Давайте попробуем с нашей страной сравнить. Для России я нашел вот такую табличку ( https://rosstat.gov.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d05/162.htm ) — есть данные за первое полугодие 2019 года.

 

И что мы видим? В России за полгода 2019 года бензина потребили — 16 788 тысяч тонн, дизеля — 11 941. Разница с украинскими данными — значительна, так скажем. Потребление в России за полгода раз наверно в 12 больше, чем вна Украине за год. Вы скажете — в российских данных указано потребление, а в украинских — продажи на АЗС, может там есть еще какие-​то продажи помимо АЗС? Я тоже так подумал, поглядел энергобаланс украинский. Нет, порядок цифр именно такой (смотрел баланс 18 года, 19 не было еще). То есть — вна Украине потребляют примерно в 24 раза меньше бензина, чем в РФ. Дизеля — в 16 раз меньше. Населения, официально, там меньше в 3.4 раза. Ну или статистика продаж нам врет, это тогда означает, что масштабы воровства вна Украине очень велики. В реальности, думаю, имеют право на жизнь обе версии — и фальсифицируют статистику (показывают меньшие объемы продаж, чтоб от налогов уйти), ну и потребление на порядок меньше.

 Посмотрел также и упомянутый выше украинский энергобаланс. Взял для сравнения 2007 год (самый ранний на укрстате по этому показателю), взял 2015 год (первый послемайданный) и год 2018 — последний из имеющегося в статистике. Вот результат по конечному потреблению энергии в нефтяном эквиваленте:

 

Как видим — разница с 2007 годом огромна. В полтора раза меньше. Половина падения — промышленность. Но — транспорт тоже просел раза в полтора. И потребительский сектор — тоже. Только сельское хозяйство примерно столько же потребило. Понятно, что территория стала меньше, и населения стало меньше — но не в полтора раза все же. Это вот так вот выглядит экономический коллапс. Но это динамика. А теперь давайте попробуем сравнить сопоставимые величины.

Вот такая есть табличка. Использование электричества вна Украине без учета потребления в потребительском секторе. 2019 год, раскладка по областям.

Я серым затенил регионы, которые Киев частично не контролирует. И зеленым выделил регионы с максимальным потреблением. Как видим — практически 30% от потребления это Днепропетровская область (если по чистому энергопотреблению в промышленности, так и заметно больше доля), практически половина всего потребления — это три региона.

И для сравнения (https://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/prom/el-​potr.xls )  — потребление электричества в центральном округе РФ. Взял несколько областей, просто сравнить, Москву не включал, чтоб не таким убийственным было различие.

Цифры нельзя сравнивать напрямую — потому, что украинские цифры без потребительского сектора, а российские — с населением. Но мы можем взять и детальные цифры, и посмотреть, много ли население потребляет. Вот тут я для примера взял пару областей (https://www.fedstat.ru/indicator/43277# ) — область со средним потреблениям — Белгородскую, и область с потреблением низким — Брянскую.

Как видим -​потребление в Белгородской без учета населения почти 15 млн.кВт.час. Это потребление, выше планки которого во всей Украине только одна область. Потребление едва ли не худшей по этому показателю в центральном округе Брянской области — практически на уровне области Киевской(почти столичной) и всего в два раза ниже самого Киева.

Ну и весь центральный Федеральный округ — потребил (без учета населения) примерно вдвое больше, чем вся страна Украина, даже если ее с Донбассом считать. Если считать без Донбасса — то в 2.5 раза больше. Ну то есть ровно та же картина, что и с потреблением топлива — экономическая активность ниже на порядки в сопоставимых территориальных субъектах.

И резюмируя. Экономическая активность вна Украине низка. Ниже российской не на проценты — в разы, возможно и на порядок. Промышленность в значимых объемах оставалась в прошлом году примерно в полутора областях. Любопытно будет глянуть данные по 2020 году — ясно, что спад будет, вопрос — насколько значителен. И что после спада останется.

Значимой помощи от заграницы в ближайшие несколько лет скорее всего не будет — время трудное, загранице тяжело самой. Кто думает по-​другому — советую погуглить кейс с лаптопом Хантера Байдена. Там много было интересной информации по заграничной помощи Украине и как такая помощь выглядит на практике.

Всегда, когда пишешь такого плана статьи, находится некий “мудрый” человек, который в комментах изрекает — “Украинцы к такой ситуации уже привыкли, у них ситуация стабилизировалась, и значит все у них хорошо”. Специально для мудрого комментатора поясню — “стабилизация” это когда система в некоем равновесном состоянии пребывает. Когда система рухнула на 20% пару-​тройку лет и на треть за пять лет (смотрим данные с заправок и еще раз офигеваем), и нет никаких сомнений, что и в текущем году сильно просядет — это не есть стабилизация. Это продолжение падения.

Ну и всегда есть комментаторы, которые начинают говорить, что вна Украине все плохо и она вот-​вот развалится. Господа, в мире есть множество стран, где не просто плохо — кошмарно. Многие из таких стран в состоянии кошмара пребывают десятилетиями, и в общем-​то не разваливаются. Уникальность Украины тут не в разваливающейся экономике, и не в политическом кризисе. Уникальность в плачевной демографии. Грубо говоря — значительная часть работоспособных уезжает, оставшееся население стареет и вымирает. Если мы хотим увидеть варианты того, что с такой территорией бывает — можно Молдову посмотреть. Или — Болгарию. Вроде и есть страны — а вроде и нет их. Но без внешнего воздействия призрак страны не исчезает, обычно. Люди исчезают — а страна формально есть. Но формальных признаков страны будет все меньше и меньше — что мы и наблюдаем, режут социалку яростно в соседней стране, но процесс явно отстающий — при таких темпах падения надо еще вдвое сокращать, скорее всего.

Я на карте моей под ненужною сеткой

Сочиненных для скуки долгот и широт,

Замечаю, как что-​то чернеющей веткой,

Виноградной оброненной веткой ползет.

А вокруг города, точно горсть виноградин,

Это — Бусса, и Гомба, и царь Тимбукту,

Самый звук этих слов мне, как солнце, отраден,

Точно бой барабанов, он будит мечту.

Alexander Chernykh

 

Источник:  https://aftershock.news/?q=node/920727

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пятнадцать − 10 =