Африканские конкистадоры | Куликовец

Африканские конкистадоры

1 января 1860 года состоялась битва в долине Кастильехос — первое сражение испано-марокканской войны. Испанская королева Изабелла-II еще 24 октября предыдущего года объявила войну марокканскому султану Мехмеду-VI, но следующие два месяца ушли на подготовку и переброску войск через Гибралтарский пролив. В те времена военные события разворачивались гораздо более неторопливо, чем в XX веке.испанская картина «Генерал Прим в битве при Кастельехасе».Испанская картина «Генерал Прим в битве при Кастельехасе».

Причиной конфликта было желание правящих кругов Мадрида расширить африканские колониальные владения, а заодно — укрепить свой авторитет и консолидировать общество «маленькой победоносной войной». А непосредственным поводом послужило нападение кочевых берберов на испанский форпост у города Сеута на северном побережье Африки. К 1859 году Испании там принадлежали только два прибрежных города — Сеута и Мелилья с небольшими окрестными территориями. Но испанцы «тихой сапой» расширяли эти территории, возводя форты и блокгаузы все дальше и дальше от городских стен.

На один из таких фортов и напали берберы, причем среди историков до сих пор нет единого мнения — была ли это их собственная инициатива или же они исполняли приказ султана. В результате нападения форт был захвачен и разрушен, о потерях испанцы не сообщали. Инцидент оказался весьма кстати, так как благодаря ему премьер-министр Испании Леопольдо О`Доннел заручился единогласной поддержкой в парламенте по вопросу объявления войны. Испанцы горели жаждой мести, тем более, что местные газеты усиленно подогревали военный психоз, требуя жестоко отомстить за «неописуемое оскорбление, нанесенное дикими варварами испанскому гербу и флагу».

В качестве основного плацдарма была выбрана Сеута, куда к концу декабря перебросили 40 тысяч солдат и 70 артиллерийских орудий. Утром первого дня нового года сводная пехотно-кавалерийская дивизия численностью 10 тысяч человек под командованием генерала Хуана Прима нанесла удар по марокканцам, стянувшим к границе испанского анклава около 20 тысяч бойцов во главе с полководцем Мулеем-аль-Аббасом. Испанцы при поддержке двух артбатарей и корабельной артиллерии наступали на юг, вдоль берега, в направлении марокканского города Тетуан.

Несмотря на двойное численное превосходство противника, им удалось в течение светового дня оттеснить марокканцев на несколько километров и прорвать две оборонительные линии, на которых фактически не было укреплений. Сказалось превосходство в вооружении (многие марокканские воины имели только холодное оружие, либо — древние кремневые и фитильные ружья), а также — в организации и военной подготовке.

Под вечер Мулей-аль-Аббас попытался вернуть утраченные позиции, дважды бросая своих бойцов в контратаки, но они были отбиты с большими потерями. После наступления темноты он скомандовал отход. Победа досталась испанцам относительно дешево — порядка 100 убитых и четырехсот раненых. Марокканские потери — неизвестны, Хуан Прим оценил их в две тысячи убитых и раненых, но насколько верна эта оценка, можно только гадать.

Несмотря на успех в долине Кастильехос, воспринятый в Испании с бурным восторгом, дальнейшее наступление Прима развивалось очень неторопливо, можно даже сказать — лениво. Лишь к концу января он преодолел 40 километров, отделявших Сеуту от Тетуана, причем на этом пути сопротивления никто не оказывал, так как марокканцы отвели свои войска в город. Возможно, столь низкие темпы объяснялись вспыхнувшей в испанской армии эпидемией холеры. Только 4 февраля начались бои за Тетуан, но это уже другая история.Еще одна картина на ту же тему художника Висенте Пальмароли.Испанские военные — участники марокканской войны: волонтер из каталонской бригады, гусар и знаменосец 31-го пехотного полка.

Источник:/vikond65.livejournal.com/?skip=200

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девятнадцать + 20 =