Митрич. НЕДОСТРАНА | Куликовец

Митрич. НЕДОСТРАНА

Если вы думаете, что речь пойдет об Украине, то вы думаете не правильно — Украина вообще не страна. Речь пойдет о Польше.

Ржечи Посполитой. В этой стране прекрасно всё, начиная с названия. Ржечь Посполита — это дословный перевод слова «республика»: Res Publica (польск. rzecz — вещь, дело; pospolita — общая). Какая, нафиг, республика, если это название получило Королевство Польское и Великое княжество Литовское. Это королевство — какая республика!?

Кстати, кто там против заимствования иностранных слов в русский язык? Вот, смотрите и учитесь, какая «ржечь» может получиться если не заимствовать слова, а переводить дословно.

Собственно, почему я заинтересовался этой темой — мне попался на глаза текст гимна Польши. Ей-богу, сам попался, я просто мимо проходил. В гимне описана история Великого княжества Литовского. Што? Гимн Польши — история ВКЛ? Второй фейспалм. Вообще, пока я всё это изучал и разбирался — чуть всё лицо себе не разбил, говорю же, в этой «стране» прекрасно всё.

Итак — гимн. Польский гимн — это не марш, не фанфары, не что-то торжественное, это мазурка. Мазурка, ети его мать! „Mazurek Dąbrowskiego» — Мазурка Домбровского. Хорошо хоть не фокстрот.

Кто такой Домбровский я ниже расскажу, а фейспалмы считайте сами, я сбиваюсь.

Ещё Польша не погибла,

Если мы живем!

Что враги у нас отняли,

Саблями вернём!

Текст был написан в 1797, через год после того, как Польша (Великое княжество Литовское — но то такое…) прекратила своё существование (в 1795 Австрия, Пруссия и Россия разделили Польшу между собой — т.н. Третий раздел Польши). Тогда патриоты решили искать союзника во Франции, в лице Наполеона.

Типа, мы поможем Бонапарту захватить Европу — Бонапарт поможет нам восстановить независимость Польши (Л — логика, Наполеон у всех отнимает независимость, а Польше вдруг подарит?) Патриотов набралось «много» — 3,5 тысячи. Огромная сила на фоне 400-тысячной армии Наполеона, ага. Наполеон, конечно, офигел от такой мощи, милостиво разрешил (именно так — разрешил) создать польский легион и отправил его в Италию.

Командовал этой польской силищей генерал Домбровский. Уж не знаю, Австрию ли хотел порубить в капусту этот великий полководец своими саблями (что враги у нас отняли саблями вернем) или Россию, но мазурка посвящалась ему и его воинству.

Припев:

Марш, марш Домбровский!

Кстати, о величии. Россию всё время обвиняют в величии и имперских амбициях, и обвиняют именно те, которые «Великое княжество Литовское», «Великопольское княжество в составе России» (ага, в составе маленькой такой России такое великое польское княжество). Что самое удивительное — больше всего об этом кричат хохлы, которые ни к величию России, ни к величию ВКЛ не имеют никакого отношения — в Литовском княжестве они тоже были у самого края империи, судьба у них такая — украина.

Это не Россия — это поляки (и хохлы) мечтают об империи «от моря до моря», это у них имперские амбиции. Но зачем им это — не понятно. Дело в том, что ВКЛ действительно была великой империей, страной «от моря до моря», она существовала 500 лет и не оставила после себя ничего. Имея выход на Балтику и Черное моря не имела своего флота — где великие польские географические открытия?

Где ученые этой «великой» европейской страны, научные, медицинские открытия? Может быть философы, писатели, композиторы, художники? Где польские шекспиры, гёте, рафаэли, леонардо-да-винчи, руссо, вольтеры? Где колумбы, магелланы, адмиралы нельсоны, наполеоны? НИ-ЧЕ-ГО! Даже танец «полька» — и то чехи придумали.

Справедливости ради — сожгли Николая Коперника и написали «Полонез Огинского». На самом деле этот полонез (действительно красивая мелодия) называется «Прощание с родиной», он как-раз посвящен разделу Польши. Сравните с нашей «Прощание славянки».

Ох, ничего себе я отвлёкся!..

Вторая строфа гимна:

Марш, марш Домбровский!

С земли Итальянской к Польской!

За твоим предводительством,

сплотимся с народом!

Про Домбровского, рассказал, про 3,5 тысячи «сплочальщиков с народом» рассказал (народу, похоже, вообще было наплевать, со всей огромной страны всего 3,5 тысячи…) Расскажу про то, как они двинули «с земли Итальянской к Польской».

Легионеры Домбровского — они же были союзники Наполеона. Правда, Наполеон об этом, похоже, не догадывался, поэтому заключил мир с Австрией (врагом Польши), а польских вояк отправил… на Гаити (какой там по счету фейспалм?) на подавление восстания во французских колониях. (Поляки хотели за счет Бонопарта решить свои проблемы, в итоге наоборот, Франция решала проблемы за счет поляков, союзники же, чё…)

На Гаити восставшие туземцы с палками переломали полякам все их гордые сабли («саблями вернем»), домой вернулось 300 человек из всего войска. Те, кто погиб на Гаитянщине в Польше почитаются как герои. Ну, какая страна — такие и герои.

Вислу перейдем и Варту,

Будем мы поляки!

Дал пример нам Бонапарт!

Как победу одержать!

Припев:

Марш, марш Домбровский!

Тут хотелось бы только уточнить — это тот самый Бонапарт, которого ватник Кутузов в Березине топил? (подсказка — да, это тот самый великий Наполеон Бонапарт. Господи, да что ж у них как ни чмо какое-нибудь, так «великий») Ну, этот Бонапарт мог дать только один пример «как победу одержать» — быстро драпать.

Тут, кстати, ещё два мощных фейспалма:

— это единственный случай в мире, когда героем национального гимна одной страны становится представитель другой страны. То есть, желание расцеловать кого-нибудь в зад у поляков заложено на подкорке (а мы удивляемся — чего они сейчас Штаты так активно вылизывают?)

— героем гимна, более того — учителем (он нам дал пример) поляки выбрали проигравшего, лузера! Кого после этого удивляет, что Польша всегда оказывается на стороне проигравшей стороны?

Текст гимна я даю в дословном, построчном переводе, чтобы нельзя было сказать, что «литературный перевод не точный, исказил смысл» — всё точно, никакого искажения.

Как тогда Чарнецкий в Познань,

Шведам дав отпор.

Чтобы Родину спасти,

Море перейдем!

Припев:

Марш, марш Домбровский!

Чарнецкий — это ещё один польский героический герой, XVII века. В марте 1653 года войска Стефана Чарнецкого загнали казаков Богдана Хмельницкого в западню. Ну, как загнали… в общем, «панику среди своих полков Чарнецкому остановить не удалось». Войска Чарнецкого были разгромлены, а в остальном, конечно, он герой. Перемога, переходящая в зраду — это у них исторически так сложилось.

Потом была Переяславская Рада, Украина присоединилась к России (слова Богдана Хмельницкого: «Навеки с Россией» — это оттуда). А в 1655 году началась Шведско-Польская война. Ну, как «Шведско-Польская»… она вошла в историю под названием Шведская погибель, Шведский потоп (Potop Szwedzki).

Это не значит, что шведы потонули, нет — они «потопили» Польшу — прошли её насквозь практически не встречая сопротивления. Польский король Ян Казимир отправился в изгнание. Большинство польских магнатов и шляхты признавало власть Карла Х Густава. Польские вельможи перешли на службу к шведскому королю. Единственный, кто хоть немного посопротивлялся — это был Стефан Чарнецкий. Ну, как посопротивлялся… он заперся в Кракове, шведы город не штурмовали, встали в осаду. Через два месяца у Чарнецкого закончились продукты и он сдал Краков без единого выстрела.

После такого мощного отпора (шведам дав отпор) польские милитаристы собрали военный совет в Познани и избрали Чарнецкого главнокомандующим (как тогда Чарнецкий в Познань). Скандинавы гонялись за Чарнецким по всей Польше, а Чарнецкий героически главнокомандовал.

В общем, наглавнокомандовал так, что его войска оказались в Дании, с другой стороны Балтики (конечно, а где же ещё Польшу защищать, если не на другой стороне Балтийского моря).

Потом шведский король Карл Густав помер, его сыну Карлу XI было всего 5 лет. Война закончилась, и только тогда Чарнецкий «перешел море» в обратную сторону — вернулся в Польшу. В общем, вояка настолько суровый, что в гимне ему целых две строфы посвящено:

И отец уж своей Басе

Скажет со слезами:

«Ты послушай! Точно наши

Бьют там в барабаны!»

Припев:

Марш, марш Домбровский!

Дело в том, что Чарнецкий был убит в битве с русскими на реке Басе.

Кстати, о польском короле этого периода Яне Казимире, — только за время Шведского Потопа он трижды (!) предал Польшу и польский народ. Я не помню русского царя, который предал бы свою страну, а потом вернулся на царство. А у поляков — в порядке вещей. У них и во время Второй мировой «Правительство в изгнании» руководило из Лондона. А чего такого? Польский же народ гордый, любое наплевательское к себе отношение стерпит.

Собственно, этими строками польская мазурка и заканчивается, дамы могут приглашать кавалеров.

Там ещё есть два куплета, которые в официальный гимн Ржечи Посполитой не вошли, но об этом отдельно, если данная тема вызовет интерес. А то и без того много букв получилось.

 

Источник:  https://cont.ws/@Gnuss/1665119

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

20 + семнадцать =