Войцех Михальски. Пандемическая прогулка в затерянный мир Галиции.
В простеньких детских играх далекой эпохи бумажных газет и журналов читателям предлагалось отыскать с десяток различий между одинаковыми, на первый взгляд, картинками. Они прятались в мелких деталях, а для их выявления требовалась минутка-другая спокойного наблюдения. И хотя задача выглядела несложной, найти решение удавалось далеко не сразу. Мешали не только уловки художников, но и невысокое качество полиграфии. С приходом компьютерных технологий проблемы с четкостью изображения ушли в прошлое. Но для того чтобы разглядеть знаковые мелочи в общей панораме происходящего, все равно порой не хватает терпения и внимания.
Карантинные перемены в картине жизни Западной Украины также маскируются в неуловимых поверхностному взгляду мелочах. С высоты своей красоты весенняя природа равнодушна к окружающей суете. Ее двуногие «повелители» вдруг поголовно вырядились в медицинские маски. Но эту землю трудно чем-то удивить. На ее глазах человек разумный превратился в человека свидомого. А этот феномен заслуживает особого внимания в истории эволюции, так как ставит под сомнение базовые принципы естественного отбора.
Чтобы почувствовать атмосферу «карантина по-галицийски», можно мысленно прогуляться или, как советует пандемическая мода, совершить виртуальную экскурсию по типичному западноукраинскому областному центру. Попытаться представить контуры его собирательного образа. Во Львове, Ивано-Франковске, Тернополе ― этих довольно уютных, приятных глазу и отвечающих лучшим бюргерским стандартам столетней давности городках ― живут люди, которые, по их собственному признанию, только учатся быть европейцами. Тем интереснее наблюдать за их успехами в таком непростом деле. И попытаться понять, почему учебе этой не видать ни конца ни края.
В последние годы в этих местах стало модно реставрировать фасады отдельных зданий, оформляя их в стиле ретро. В рамках этих творческих изысков к «аутентичным», стилизованным «под старину» польским и немецким надписям на магазинчиках и ресторанах дописываются названия на современном украинском языке. И хотя на фотографиях столетней давности украинских надписей в городских пейзажах Галиции особо не просматривается, таким образом создается более приятная глазу местных жителей версия истории собственного края.
А история реальная, без прикрас, в наше время пишется посредством граффити на заборах и стенах домов. Большая часть этой альтернативной официозу инфографики лишена всякого смысла. Но есть и красноречивые экземпляры, иллюстрирующие отношение местных жителей, преимущественно молодых, к окружающей их действительности. Юношеский максимализм воплощается в бессильной злобе на происходящее.
И уже неважно, «продал Порох Мариуполь» или нет. То, что власть банально обманывает всех и вся, авторы настенных артефактов уловили правильно. И материализовали свои эмоции способом, известным со времен далеких пещерных пращуров.
Только вот почему так происходит, что вся «украинская героика» сводится сплошь к обидам, предательствам и поражениям, разбираться никто не хочет. Молодежь еще не может правильно сформулировать проблему, а взрослые уже не в состоянии. И продолжается вечное хождение по кругу патриотических иллюзий. Бесплодное, как ожидание на пустой остановке автобуса, маршрут которого закрыли из-за карантина.
В рамках освоения передовых новшеств технического прогресса на некоторых остановках общественного транспорта установлены колонки, транслирующие местное радио. Такие себе современные аналоги черных репродукторов времен Великой Отечественной войны. Остановки в эти дни безлюдны. Но «репродукторы» работают и рассказывают редким прохожим об актуальных тенденциях глобальной экономики. Например, о том, что«многие страны сталкиваются с кризисом, состоящим из нескольких “слоев” и охватывающих шок для системы здравоохранения, внутренние экономические перебои, падающий внешний спрос, смену направления потока капитала и коллапс цен на сырьевые товары, ― констатируют в МВФ».
Попытки предугадать дальнейшие планы упомянутого потока капитала придают лицам граждан излишнюю напряженность. Проляжет ли новое русло его движения через «украинский Пьемонт»? Сохранится ли внешний спрос на вышиванки и народные песни? Тревожно звучат эти немые вопросы, не находят пока даже намека на ответ. Однако в целом сообщения о мировом кризисе звучат для обывателя слишком абстрактно. Понятно, что в мире неспокойно. Но в этот раз виноваты не бородатые арабские террористы и, что самое непостижимое, даже не Путин. Людей пугает неизвестность, помноженная на незнание и непонимание. Китай теперь с нами или нет? А куда пропал «весь мир» и когда он вернется?
Но пока это только страхи завтрашнего дня, опасения непроизошедшей беды. Запас коллективной бодрости еще не исчерпан. Интуитивно народ понимает, что лучшим залогом здоровья в стране передовых американо-грузинских реформ является хорошее настроение. В больнице, если что, могут и не помочь. Или мест не хватит, или средств, или квалификации врачей. Поэтому, пока суд да дело, можно расслабиться и получить удовольствие от весенней погоды. А там видно будет, кого винить и куда бежать. Где-то в подсознании живет иррациональная вера в чудодейственную силу майдана. Стоит только коренным западным украинцам разозлиться не на шутку и… всегда найдутся спонсоры для новой революции. Единственная неувязка в том, что в Киеве уже давно окопались свои. И на кого в следующий раз надо будет направлять праведный гнев, пока абсолютно не ясно.
«Репродуктор» тем временем подбадривает вернувшихся на родину заробитчан: «Количество зарегистрированных безработных в Украине выросло почти в 10 раз по сравнению с периодом до карантина. Об этом заявил премьер-министр Денис Шмыгаль на заседании Кабмина».
Есть ли шанс отличить заробитчанина среди других прохожих, не попадая в силки пошлых стереотипов? Может ли считаться приметой сезонного батрака пунцовый, «бутылочный», загар? Стайки мужичков, не стесняющиеся распивать пивко в парках и других публичных местах, ― это остаточные пережитки «совка» или уже носители чудесного духа западной свободы? Скажете, в «цивилизованном мире» пивом на лавочке не побалуешь? Так ведь и закон они привыкли соблюдать только за кордоном. Там, где опасно высовываться из толпы и «флиртовать» с охранниками правопорядка. А сразу после пересечения границы происходит удивительное превращение «лояльных европейских граждан» в «нерабов», которым можно наплевать на любые ограничения.
Попробовали, например, на волынском пункте пропуска «Ягодын» отправлять возвращающихся домой на обсервацию. И сразу же получили в ответ бунт и перекрытие границы. «Непереможный народ» оказал яростное сопротивление местным властям в лучшем духе блатной «отрицаловки» и даже согласился на серьезные штрафы размером 17 тысяч гривен (примерно 600 евро), лишь бы не ехать ни на какой принудительный карантин. Штрафы, понятное дело, никто потом платить не будет. Министр иностранных дел Украины Кулеба называет такое обоюдное свинское хамство во взаимоотношениях между гражданами и властями проявлением особого украинского духа свободы.
Гораздо важнее понять, куда пойдут «обладатели духа свободы» после окончания карантина, когда многие из них утратят возможность выезда на заграничные заработки?
Кулеба устроит их в МИД «послами» по укладке тротуарной плитки и прополке клумб? В Финляндию вот удалось отправить чартером тысячу счастливчиков. Но в жирные времена туда выезжало раз в пятнадцать больше украинских сельхозрабочих. Уже сегодня можно предположить, что на улицах западноукраинских городов количество рыщущих в поисках заработка работяг вырастет на порядок. Как и очередь за социальными обедами в благотворительных центрах. Но пока что карантин позволяет набраться сил и морально подготовиться к такому развитию событий всем его участникам.
«Репродуктор» не умолкает и транслирует последние новости с фронтов продолжающейся уже шестой год войны с Россией: «В интервью порталу “Обозреватель” зачинщик АТО Александр Турчинов называет Россию “колоссом на глиняных ногах” и утверждает, что она унаследовала от Советского Союза “генетические болезни саморазрушения”».
Те же местные жители, которые не расслышали последнее сообщение, погрузившись в дебри интернета, потеряли немного. Facebook и другие социальные сети и без того пропитаны «духом Турчинова» и полны вполне серьезных рассуждений о том, что мешает наконец окончательно порвать с темным российским прошлым и стать истинными европейцами. Культурными, правильными, цивилизованными… и наконец-то богатыми!!! Но прямо о своем главном мотиве местечковая интеллигенция заявлять стесняется. Чует, что какой-то неприглядной большая европейская мечта получается, с душком заплесневелых круассанов.
И поэтому, несмотря ни на какие пандемии, крепнет рожденный вместе с украинской независимостью местный карго-культ, согласно которому надо активно перенимать все католические и протестантские традиции, публично отрекаться от проклятого совка и почаще декларировать солидарность с французскими геями, скандинавскими феминистками и британской королевской семьей. И тогда большие белые братья сжалятся над «европейскими побратимами», перестанут постоянно путать гордых жителей Галичины с презренными «русскими» и в знак особого уважения откроют наконец потомственным «западенцам» священную тайну западного счастья и процветания.
«Репродуктор» тем временем сообщает о новых свершениях украинской власти в борьбе за высокую духовность: «Пасха в новом формате в этом году ― это настоящее проявление любви к ближнему», ― говорит президент Зеленский. Его мысль развивает духовный лидер украинской нации, депутат Вятрович: «За действия против безопасности, здоровья людей, за антигосударственную агитацию каждый виновный в этих преступлениях деятель московской церкви должен отвечать перед законом. Святыни украинского народа, начиная с Киево-Печерской и Почаевской лавр, государство вовсе не обязано навсегда оставлять в пользовании опасной промосковской организации, представляющей угрозу духовному и физическому здоровью украинцев».
Большинство местных жителей «новый формат» Зеленского на дух не переносят, несмотря на то, что он давно уже мимикрировал в «старый формат» Порошенко. Поигравшись в беспристрастность «просвещенного атеиста», президент явно согласился с дальнейшим продолжением давления на Украинскую православную церковь. Просто старается лично этот процесс не комментировать, продолжая всеми силами лепить образ простодушного дурачка.
Стоит также помнить, что в подобных Украине нищих странах церковный бизнес является довольно-таки лакомым куском не особо жирного денежного пирога. Лекарям душ, как и врачевателям тел, люди всегда отдадут последнюю копейку. Так что на Украине борьба за передел рынка культовых, да и оккультных, услуг будет продолжаться даже без внешнего влияния. А что уж говорить об уничтожении УПЦ как принципиальнейшем вопросе для интернациональной коалиции борцов с русской идентичностью?
Но многие местные жители искренне верят не только в то, что именно они самые набожные и богоугодные среди всех прочих украинцев. Они уверены, что борьба с православием является одним из домашних заданий в пресловутой школе европейской жизни, без окончания которой богато и счастливо не заживешь. Поэтому, наверное, и терпят они стоически все испытания на этом непростом пути, включая карантинные ограничения элементарных прав и свобод.
Но карантин тоже пройдет. Рано или поздно западноукраинские города вернутся к привычной жизни. Чем она будет отличаться от сегодняшней? Сложно сравнивать еще не нарисованные картинки. Особенно, если никому недосуг разбираться в том, что уже сейчас происходит перед собственным носом. Ведь не желая хоть на миг остановиться в мнимой борьбе за светлое европейское будущее, осмотреться вокруг и оценить реальную картину дел, западные украинцы упустили из виду одну интересную деталь. Их фирменный лозунг «Гэть (прочь) вид Москвы!» уже успели присвоить себе… коварные москали. Которые от всей души одобряют направление движения своих украинских «небратьев», обещая при необходимости его усилить хорошим пинком под шароварный зад. В этом смысле коварство москалей не знает границ, потому что, в отличие от жителей Галиции и её восточноукраинских колоний, они прекрасно знают, что модное «Гэть вид Москвы!» не продвинется дальше польских плантаций, чешских складов и итальянских туалетов, а кормить «небратьев» при этом уже не надо.
Источник: http://alternatio.org/articles/articles/item/79960-pandemicheskaya-progulka-v-zateryannyy-mir-galitsii