В Москве скончался режиссёр одного из самых известных фильмов Одесской киностудии
В Москве скончался народный артист СССР Марлен Хуциев, режиссёр «Весны на Заречной улице» — одного из самых известных фильмов Одесской киностудии.
Режиссёр умер в возрасте 93 лет. Об этом ТАСС сообщил представитель Союза кинематографистов РФ.
Марлен Мартынович Хуциев родился 4 октября 1925 года в Тифлисе (ныне — Тбилиси, Грузия). В 1944 году работал ассистентом художника комбинированных съемок на Тбилисской киностудии.
В 1945 году поступил во Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК) в Москве, окончил режиссёрский факультет в 1950 году. Выпускник мастерской Игоря Савченко. Дипломная работа — короткометражный фильм «Градостроители» (совместно с Феликсом Миронером).
В 1953–1958 годах работал ассистентом по дубляжу, вторым режиссёром, затем режиссёром на Одесской киностудии. Именно здесь в 1956 году вышел первый полнометражный фильм режиссёра – «Весна на Заречной улице». Хуциев снял картину в соавторстве с Феликсом Миронером. «Весну на Заречной улице» в прокате посмотрели более 30 миллионов зрителей. «Первый советский фильм без парторга и комсорга», — описывала его редактор картины Евгения Рудых.
Спустя два года, в 1958 году, состоялась премьера первой самостоятельной режиссёрской работы Хуциева, мелодрамы «Два Фёдора», где в главной роли снялся Василий Шукшин.
В 1959 году Хуциев уехал из Одессы в Москву.
Для своей следующей картины, «Заставы Ильича», Хуциев написал сценарий совместно с Геннадием Шпаликовым. В 1963 году на встрече с деятелями искусства первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв выступил с резкой критикой фильма. Режиссер был вынужден внести в картину значительные поправки, в результате она вышла только в 1965 году под измененным названием «Мне двадцать лет». Фильм стал одним из символов оттепели. Фильм получил специальный приз жюри Венецианского кинофестиваля и приз Международного фестиваля европейского кино в Риме (1965).
Первоначальная версия под оригинальным названием была впервые показана только в 1988 году.
Впоследствии Марлен Хуциев снял ещё четыре художественных фильма: «Июльский дождь» (1966), «Был месяц май» (1970), «Послесловие» (1983), «Бесконечность» (1991), а также три документальных: «Алый парус Парижа» (1971), «И всё–таки я верю…» (фильм Михаила Ромма, завершенный после его смерти Хуциевым, Элемом Климовым и Германом Лавровым; 1974) и «Люди 1941 года» (2001). Для шести своих фильмов режиссер написал сценарии.
Кроме того, он ставил спектакли в театре, исполнил эпизодические роли в фильмах «Интервенция» (1968), «Гори, гори моя звезда» (1970), «В день праздника» (1978), «Карл Маркс. Молодые годы» (1980).
С 1978 года по 2009 год Хуциев преподавал во ВГИКе, с 1987 года заведовал кафедрой игрового кино.
Работы и деятельность Хуциева были отмечены многочисленными наградами различных фестивалей, а также орденами. В 1986 году он стал Народным артистом СССР.