Ростислав Ищенко: США бьют Китай, чтоб Россия боялась
Американцы ввели новый пакет антикитайских санкций. Интересно, что на этот раз действия Вашингтона никак не связаны с экономикой, но несут исключительно военно-политическую нагрузку
Центральный военный совет Китая пострадал за покупку десятка российских Су-35 и оборудования для ракет земля-воздух, применяемых в комплексах С-400. Вернее, как бы пострадал — ряду его средней значимости сотрудников теперь запрещено выдавать американские экспортные лицензии, проводить валютные операции в американской юрисдикции, также США могут арестовать их имущество и заморозить счета на своей территории.
Санкции можно было бы назвать смешными. Понятно, что соответствующим чиновникам всё это и так запрещено в рамках китайского законодательства. По сравнению с введением запретительных пошлин на экспортируемые в США китайские товары стоимостью в сотни миллиардов долларов это даже не комариный укус. Просто ничто. Но есть нюанс. В Вашингтоне подчеркнули, что конечным адресатом санкций является Россия, которая якобы вмешивается в американские выборы, плохо ведёт себя на Востоке Украины и вообще по всему миру мешает Америке жить.
Думаю, что таким образом США отреагировали не на конкретную закупку Китаем российской военной техники, а на общее укрепление военно-политического сотрудничества России и Китая.
Пару лет назад, когда Си Цзиньпин предложил России оформить военно-политический союз между странами в виде обязывающего договора, мне уже доводилось писать, что в нынешних условиях России подписывать подобного рода документы невыгодно. Это бы не просто сделало российскую внешнюю политику зависимой от решений, принимаемых в Пекине, но и позволило бы Китаю значительно жёстче ввести себя в отношении США, за счёт принудительной переориентации российской активности на Дальний Восток. При том, что на европейском театре уровень китайской поддержки России не вырос бы. В отличие от России, Китай не присутствует там территориально, то есть из Европы ему не исходит непосредственная угроза, а на Тихоокеанском театре военных действий Пекину необходимо концентрировать против США практически все свои, а желательно ещё и максимальные российские ресурсы.
Но, писал я, неоформленность отношений в виде обязывающего договора, не означает отсутствия российско-китайского военно-политического союза на деле. Он есть. Он действует. Он направлен против США, как против общей угрозы. Но при этом в каждый отдельный момент Москва и Пекин принимают решение об уровне поддержки союзника в конкретном регионе, исходя из общей геополитической обстановки.
Очевидно некоторое время Вашингтон тешил себя теми же иллюзиями, что и некоторые российские караул-патриоты, которые почему-то считают, что если не подписана конкретная бумага, то и наладить взаимодействие никак невозможно. Заявления и действия как администрации Обамы (в последние годы правления), так и администрации Трампа свидетельствовали о том, что США надеются разделить Россию и Китай и бороться с ними раздельно — с Россией на европейском театре военных действий, а с Китаем на тихоокеанском. Это дало бы Америке возможность совершать манёвр ресурсами, перебрасывая их против главного, на данный момент, противника.
Эти надежды и раньше вызывали удивление. Возможно американцы переоценивали эффективность организованной ими в российском медиа и экспертом сообществе антикитайской пропаганды, запугивающей россиян «китайской оккупацией» Сибири и Дальнего Востока. Кстати, аналогичную антироссийскую пропаганду американцы пытались развязать в Китае при помощи местных экспертных кругов. Но, как бы там ни было, они окончательно развеялись, когда Россия очередной раз ассиметрично ответила на американские интриги, ведущие к росту напряжённости в Сирии и на Украине, а также на попытки заблокировать российско-германское (и, шире, российско-европейское) энергетическое сотрудничество.
Москва провела широкомасштабные учения на Дальнем Востоке («Восток-2018»), задействовав, в общей сложности, свыше трёхсот тысяч человек (треть боевого состава армии). Россия и раньше демонстрировала свои возможности по оперативному манёвру силами и средствами и созданию, в кратчайшее время, ударных группировок на любых стратегических направлениях. Но никогда в подобного рода учениях не было задействовано такое количество войск. Россия предельно прозрачно показала Вашингтону, что способна в считанные дни смонтировать на Дальнем Востоке группировку войск любой численности и состава, а также обеспечивать ведение ею боевых действий в течение неограниченного времени.
Участие в учениях китайского контингента недвусмысленно продемонстрировало против кого направлена данная военная активность. При этом надо понимать, что для создания и обеспечения в два-три раза меньшей группировки (на территориях союзных государств, с заранее развёрнутой инфраструктурой) Вашингтону обычно требуется от двух месяцев до полугода. То есть, в случае совместной российско-китайской военной акции в регионе, США смогут отреагировать (без применения стратегического ядерного оружия) тогда, когда она уже закончится.
Между тем, в 90-е и начале 2000-х США обеспечивали своё военно-политическое доминирование в мире именно за счёт способности оперативно создавать в любом регионе планеты группировки, способные при помощи обычных вооружений подавить любого противника в зоне своей ответственности. Тогда Россия могла защитить свою территорию только потому, что нападение на Россию означало начало ядерной войны, но эффективно противостоять США за пределами собственных границ не могла, чем американцы активно пользовались.
В ходе учений «Восток-2018» Америке было убедительно показано, что в данном регионе её былое преимущество исчезло. Она не может эффективно противостоять совместной российско-китайской военной активности. При этом повода для ядерной конфронтации США не имеют, поскольку их территория надёжно защищена от неядерной военной акции океаном, на котором господствует (пока) американский флот.
Фактически началось военно-политическое вытеснение США из Юго-Восточной Азии, как раньше Россия, в ходе сирийской кампании, начала вытеснение Вашингтона с Ближнего Востока. Концепция «Большой Евразии», кроме присущих ей раньше экономических очертаний, приобрела конкретную военно-политическую форму. Резкий прорыв в межкорейском диалоге, состоявшийся практически на условиях Пхеньяна — лучшее подтверждение сказанному.
Ещё весной этого года США, опираясь на своего южнокорейского союзника, грозили КНДР военной агрессией. Тогда Китай занял жёсткую позицию, уведомив Вашингтон, что если американцы нанесут первый удар, то Пекин окажет Северной Корее военную поддержку. Россия высказалась более обтекаемо, призвав стороны к диалогу и приведя свои войска в регионе в состояние полной боевой готовности. Ни у кого не было сомнений, на чьей стороне окажется Москва в случае возникновения военного конфликта. Кстати, состоявшийся вскоре диалог между Трампом и Ким Чен Ыном в мире расценили, как победу Пхеньяна, а значит и его союзников.
И вот, по прошествии менее, чем полугода, после тех событий, Республика Корея, смотревшая на своего северного соседа сквозь прорезь прицела и готовившаяся к войне, достигает с КНДР беспрецедентных договорённостей о политическом и экономическом взаимодействии, начинается обмен визитами, в ходе которых демонстрируется искреннее дружелюбие и полное взаимопонимание. Но межкорейский диалог, мир между двумя Кореями, означает для США утрату южнокорейского плацдарма. А вслед за военно-политическим влиянием на Сеул Вашингтон утратит и влияние экономическое. И это видят во всей Юго-Восточной Азии. Это катастрофа.
Для россиян, привыкших к европоцентрической политике, события на Дальнем Востоке не столь очевидны, но их геополитическое значение огромно. Потеря контроля над Юго-Восточной Азией делает для США бессмысленными любые попытки удержаться в Европе и на Ближнем Востоке. Они просто не могут быть обеспечены ресурсно (ни военно-политически, ни экономически).
Поэтому Вашингтон нервничает и шлёт сигналы о своём недовольстве развивающимся российско-китайским военным сотрудничеством, которое неожиданно для США, без всяких писанных договоров, вышло на уровень тесного взаимодействия, разрушившего десятилетиями заботливо выстраивавшийся американский военно-политический контроль над Юго-Восточной Азией.
Да, эти сигналы неубедительны. Но всё что могли серьёзного в сфере экономики США уже использовали против России в 2014-2015 году, когда Обама был уверен, что разорвал российскую экономику в клочья. Да и против Китая администрация Трампа уже задействовала все доступные санкционные механизмы. Ввести пошлины больше, чем на объём китайского экспорта всё равно невозможно, а США уже вплотную приблизились к этой планке.
Конечно, китайская экономика более уязвима для американских атак, чем российская. Пекин, в отличие от Москвы не занимался в течение пятнадцати лет скрытой перестройкой экономики и созданием даже не импортозамещающих предприятий, но целых отраслей. Те несколько лет, которых не хватило для полного стратегического самообеспечения, из-за досрочно разразившегося украинского кризиса, были наверстаны в 2014-2016 годах. Теперь Россия способна не только устоять сама, но и поддержать Китай.
Без разрыва неписанного, но от этого не менее прочного и эффективного российско-китайского союза Вашингтон не в состоянии достичь ни одной из своих стратегических целей, ни в концепции Трампа, ни в концепции Клинтон/Обамы. Единственное, на что США ещё способны и к чему они явно ведут дело — поджечь ещё несколько регионов и постараться дополнительно раздуть уже имеющиеся конфликты, чтобы, как отступающие в 1943-1945 годах немцы, оставить победителям руины.
Но концепция выжженной земли не спасла Рейх, не спасёт и США. Просто нанесёт дополнительный урон выжигаемым «назло России» американским союзникам. А это значит, что те из них, кто ещё может сорваться с поводка, массами побегут от Вашингтона. Прятаться же им, кроме как под российско-китайским зонтиком негде. Нет больше в мире силы, которая бы бросила США военно-политический и экономический вызов и заставила бы Вашингтон отступить на всех фронтах, включая внутренний, где, как уверяют американцы, президентов им избирает Россия.