Из первых рук про Tesla, Inc.
Из первых рук про Tesla, Inc.. Вчера встретились с Алексеем Ильяшовым (https://www.linkedin.com/
Сейчас появилось много статей, о том, что де Тесла в жутких убытках, прибыли нет, а Илон Макс, как обычно — лгун и разводилово. Статьи пишут разные аналитики, в т.ч. числе и местные, поэтому послушаем человека, который работает ТАМ, и знает ситуацию примерно в 10000 раз лучше.
Вороос: у Теслы нет прибыли? Что за фигня?
Тесла на продаже каждой машины имеет рентабельность выше нормы, в зависимости от модели и комплектации, то время как средняя рентабельность по отрасли 10-11%, а в лакшери сегменте не более 15%. Тесла — стартап, который стремительно расширяется, и вся операционная прибыль инвестируется в расширение производства, исследования и дизайн новых моделей, постройку сервисных центров, салонов продажи и развитие сети быстрых зарядных станций. Люди вообще не понимают, что такое Тесла.
К примеру один тут написал — “Что за фигня, говорят, Тесла оборудование из Европы возит самолетами. Это же безумно дорого. Все ПРАВИЛЬНЫЕ И УМНЫЕ ЛЮДИ возят морем… А потом убытки.” Человек не понимает, что мы имеем больше убытков от 2х-месячной медленной работы линии, если повезем морем, чем если мы за 2 дня доставим самолетом.
Сейчас пред-заказов более 400 тысяч, если взять среднюю цену за машину $50тыс. То это уже на $20 ярдов. Это самая крупная сделка за ширпотреб в истории человечества. Нам надо быстрее расшивать узкие места.
Вопрос: А почему ты упомянул про зарядное станции?
Сейчас Тесла построила уже более 10 тыс. станций суперчарджеров, где вы можете зарядиться за 30-40 минут. К примеру у Model 3 емкость аккумулятора 75Квт, а суперчарджер дает 120Квт/час. Т.е. машина заряжается на 80% за несколько минут, и полностью примерно за 30-40 минут. Зарядки хватает на 310 миль(500км). Цена за 1 Кв примерно 20 центов. Дома можно заряжаться за 10 центов, но домашняя зарядка — это 6-8 часов. В планах в этом году построить еще 10К зарядных станций. За 2018 год Тесла ввела в эксплуатацию 1,324(!) суперчарджеров
Каждая станция имеет 10-40 зарядных постов, это значит если подъехало 20 машин, станция раздает более 2 Мв/ час. Это надо такую станцию построить, подвести электричество, получить разрешения. При этом владельцы ModelS заряжаются бесплатно, а M3 уже платно — это поток кеша. Ни у каких других производителей электрокаров такой сети нет.
Вопрос: Да, но на всех парковках полно обычных (6Квт) зарядных гнезд.
Ну да, средняя мощность зарядки на парковке 6 Кв/ час, это значит зарядка идет в среднем 10-14 часов, а цена 40 центов/ кв. Для сравнения — дома зарядка — 10 центов/кв. У Теслы 30 минут и 20 центов. Поэтому зарядки пустые. (Я подтверждаю — при обилии зарядок, 90% они пустые. Обычно на парковке, даже крупной — не более 5 сосков.)
Вопрос: Т.е. инвесторы доверяют?
Ну смотрите. Пойдем от простого. В Тесле есть система месячных оценок каждого работника. Если результаты хорошие, то предлагают премию, которую можно взять тремя способами — наличка, получить акции на ту же сумму, или опцион:, право купить в три раза больше акций по гарантированной текущей цене в будущем.
Почти все выбирают опцион, т.е.сотрудники верят , что цена акций вырастет. Почему? Потому что выгода немедленная. Сегодня они смогли выпустить 500 машин/ день. Макс написал об этом в Твиттере, цена акций в моменте подскочила. Работник сразу видит результат труда.
Важно — акции в Тесле дают всем, а не только белом воротничкам. Это всех делает заинтересованными, и ниже вы поймете, как это работает.
Другой пример: На мясокомбинатах работники обычно никогда не едят продукции, потому, что знают как она делается. На Тесле почти все сотрудники поголовно покупают Теслу или работники авиационных заводов боятся летать самолетами.
Вопрос: Блумберг написал, что все электрокары убыточны, и это развод лохов, а Тесла — самый большой развод.
Все электромобили, кроме Теслы убыточны. Как я уже говорил у Теслы 25% положительная рентабельность на каждой проданной машине, а у всех нет. Почему? Потому, что все в Америке производят так называемые compliance carhttp://www.autoguide.com/
В Тесле ситуация обратная, каждый год она продает кредиты по этой квоте на миллионы долларов тем компаниям, у которых с этим задница.
Все заявления крупных автопроизводителей — булшит, потому, что у них нет ни компетенций, ни системы, ни сети зарядных станций.
Вопрос: Что с Китаем?
В прошлом году Тесла продала машин более чем на $2 миллиарда. Китай снижает ввозную пошлину с 25% до 15%. При этом на складах были машины Теслы, которые БЫЛИ завезены с УЖЕ уплаченной пошлиной 25%. Тесла объявила, что даже эти машины она будет продавать по ставке пошлины 15%. ВСЕ машины со складов ушли за день. Почему Тесла ТАК может? Потому что ее рентабельность 25% на машину.
Трамп обещает поднять ввозную пошлину для зарубежных автопроизводителей с 2,5% до 15%, и он это сделает. Это ЖЕСТОКИЙ удар для всех, кто ввозит машины в США, и не собирает их здесь.
Китай сейчас заставляет любую иностранную компанию, которая работает на его территории создавать предприятия, где 50%+ принадлежат китайцам. Для производителей электрокаров такое положение отменено. Теперь Тесла сможет построить там завод.
Илон Маск считает, что надо построить в среднем по одной гигафабрике, выпускающей авто и все комплектующие на континент, а в США — 3-4 завода.
Китай и некоторые другие “отсталые” страны объявили, что после 2030 года все продажи машин на ДВС будут запрещены. Норвегия с 2025. Немудрено, что на Теслу идет бешеная атака в СМИ от производителей авто с ДВС, нефтянки и автодилеров. Они потеряют триллионы долларов.
Вопрос: Что на Тесле думают о смене модели прибыли в автопроме от продаже автомобилей к продаже сервисов?
Не просто думают, а уже внедрена. К примеру пользователи Model 3 пишут, что система управления неудобная, потому что на панели даже нет спидометра,все управление через экран. Они не понимают. Model3 уже спроектирована на модель сервисной экономики, а не экономики владения. Там уже все hardware под это стоит. К примеру, в салоне установлена внутренняя камера, которая снимает все, что происходит внутри салона. Она ПОКА не подключена, ждут апдейта операционной системы машины. Зачем? Легко! Тесла сервис “TeslaNet” устанавливает рейтинг для каждого пассажира — кто-то нормально в машине ведет себя, кто блюёт, кто сиденья режет, и на основе этого рассчитывается его персональный кредитный рейтинг. Это тот же Uber, только без водителя. Вы выходите из дома, нажимаете кнопку, и в течении минут машина с автопилотом приедет к вам, и везет куда надо. Так вот, если у вас кредитный рейтинг низкий, то тариф для вас будет выше, или вообще вам выдаст сообщение — “Хочешь резать сидения? Купи машину. А сейчас, извини, мы тебя не повезем!”. Кстати для машины с автопилотом приборная доска не нужна. Вся подготовка под автономию L5 уже сделана, она будет внедрена в течении 2-3 лет. Ни у кого такого актива нет, потому что автопилот это не умный алгоритм на машине, а сеть ВСЕХ автопилотов во всех машинах, которые ПОСТОЯННО УЧИТСЯ. На данный момент только у Теслы есть такая сеть и такой массив данных. Короче, это считайте SkyNet как из Терминатора, и он есть только у Теслы.
Вопрос: Есть связь между Теслой и SpaceX?
Конечно. Маск в ближайших лет запускает собственную группировку из 4445 низколетящих спутников, чтобы раздавать инет по всей планете. Кстати первые два уже летают. Многие думают — Маск — дурак, зачем ему это надо? Это они — не понимают.
Сейчас основной трафик, который растет в интернете — это трафик интернет вещей M2M. К примеру каждая машина Тесла постоянно обменивается огромным массивом информации с центром. Сейчас для этого в машину устанавливается симка сотового оператора, и этот трафик Тесла оплачивает. Деньги получают телекомы.
А теперь представьте, что через 4-5 лет связь с инетом будет даже у памперса, прокладки, не говоря уже об утюгах, холодильниках. А Netflix? Куда они будут этот трафик кидать, и кому за это платить? Сотовым операторам? Да фиг! Весь этот трафик заберет группировка Илона Маска. Если ты купил машину Тесла, то тебе это бесплатно, а если ты не во Вселенной Тесла, то плати. Дешевле, чем телефонам, но все равно объем чудовищный.
Практически Маск создает самую большую телеком группу в истории, и забирает большую часть трафика. Но и это еще не все. Маск планирует выйти на 1 пуск/ неделю носителей с полезной нагрузкой до 25 тонн по самой дешевой по рынке цене. Никто на планете пока не построил пуски на конвейер, а Маск это делает. К кому пойдет рынок? Почему? Потому что сейчас букинг пуска идет подчас за 1,5 года.
Вопрос: Есть связь между Теслой и Solar City (эту компанию по производству и установки солнечных панелей Тесла купила год назад)?
Ну пример. Маск подписал контракт с Австралией на строительство виртуальной электростанции на 50 тыс. домов. В чем смысл? Да это все будет одна большая солнечная электростанция, в которой будут жить люди. Там панели, аккумуляторы и люди. 250 МГвт это и для регулярной выработки и для компенсации пиковых нагрузок.
Государство решает жилищную проблему для бедных + строит резервный аккумулятор и электростанцию в одном флаконе.
Опять же, представьте, по всей земле ездят электромобили. Сейчас владельцы покупают электричество у генерирующих компаний, но через небольшое время они будут генерировать энергию для своих электрокаров сами. Не помню точных цифр, но панели установленные Теслой на 20-30% перекрывают электроэнергию, потребленную всеми электромобилями Тесла вместе взятыми и разрыв растет… а вы говорите уголь нужен для электростанций.
Вопрос: Чем Тесла отличается от крупных корпораций?
Тесла — это стартап, до сих пор. Стартап — это когда любой человек может задать вопрос любому человеку, даже главному. Корпорация — это масса барьеров, уровней иерархий. Маск недавно опубликовал письмо для всех сотрудников: “Если у вас есть какая-то идея, предложение, критика, надо решить вопрос — идите сразу к тому, кто этот вопрос может решить. Если вдруг возникает цепочка типа — докладная менеджеру, протом высшему менеджеру, потом вице-президенту, тот расписал и далее вниз,то УВОЛЮ ВСЮ ЦЕПОЧКУ!!!!!”.
Вопрос: Каково значения Илона Маска для сотрудников компании?
Огромное. Маск часто приезжает на фабрики и производительность труда подскакивает. Все хотят показать как они классно работают. Маск оказывает огромное мотивирующее действие и не боится никуда залезать. Его ведущая роль — он постоянно разрушает барьеры в коммуникации и дает здравый смысл. К примеру поставлена задача — машина должна сходить с конвейера, и сразу отправляться к клиенту. Но в отличии от всех машин в мире, наша машина это больше компьютер, чем машина, поэтому с того момента, как искусственный интеллект машины оживает, он постоянно самотестирует состояние машины. И когда на выходе запускается финальный само тест, иногда машина выдает список дефектов, которые она обнаружила, и которые надо исправить. Там лампочка не горит, там датчик не отвечает, там болт закручен не с тем усилием. И для удаления дефектов существует подразделение, которое берет машину после конвейера, быстро устраняет дефект и направляет в логистику. Ну и директор, естественно, постоянно оптимизирует этот процесс и горд собой. После чего приезжает Маск и говорит — ты что делаешь? Зачем ты оптимизируешь процесс устранения дефекта? Ты должен пойти на тот участок, где этот дефект возникает и заставить тот департамент сделать так, чтобы дефект не появлялся.
Вопрос: А что Маск постоянно разруливает такие мелкие вопросы?
Нет, есть система, но Маск может залезть куда угодно, где угодно и когда угодно. Как говорится — на то и щука в море, чтобы карась не дремал. Вплоть до того, если ему говорят, что где-то затык, он может пойти на конвейер и начать буквально делать то, что делает рабочий. Разумеется, на заводе отлажена система постоянной оптимизации, но важный момент — к Маску может обратится любой, с любой идеей, и Маск отвечает. А если вопрос серьезный, то всегда сдвинет его.
Вопрос: А как работает система оптимизации?
Много способов, например, каждого инженера, который что-то разработал заставляют вставать периодически на конвейер и под руководством работяги попробовать собрать то, что он напридумывал. Очень вправляет мозги.
Вопрос: И даже можно обратится через голову старшего менеджера?
Да, без проблем.
Вопрос: А если менеджер будет недоволен и начнет мстить?
Нет проблем. Тут же жалоба в HR департамент, они открывают кейс и начинают расследование. Есть очень много способов.
Вопрос: Увольняют легко?
Быстро и со свистом. Будь ты вице-президент или работяга. У каждого есть perfomance index + месячные ревью как со стороны руководства, коллег и подчиненных. Если что не так, что 3 этапа: 1) пожурят 2) тренинг 3) если не обучаемый — на улицу. Никто не церемонится.
Вопрос: Незаменимых нет?
Незаменимых нет!
Вопрос: А как з/п?
Ниже, чем по рынку, но с учетом акций, получается достойно.
Вопрос: А почему работают?
Интересно, престижно, дают акции. В Долине это только дурак не понимает. В редких корпорациях акции дают всем. Тесла. Илон Маск.
Вопрос: Это важно?
Да, это важно. Маск — икона, звезда. Он создает будущее, ему верят. Боятся, скрежещут зубами иногда, но идут за ним. Он — Лидер.
Вопрос: А что, текучки нет?
На конвейере есть текучка — работа рутинная, механическая, и надо, блин работать, конвейер то идет.Сейчас стало много лучше, людям дают возможность часто менять место работы после соответствующего обучения. Больше профессий освоил, выросла квалификация — растет и зарплата. Плюс роботизация забирает рутинную работу себе. В разных подразделениях разная текучка. Маск ставит большие задачи и жестко требует. Не всем это нравится.
Вопрос: А что, все такие сознательные и мотивированные?
Люди разные, в целом, когда у тебя есть высокая цель и акции, это очень мотивирует. Ты думаешь — от меня что-то зависит. Акции растут, и я заработаю. Но, разумеется, люди разные есть. И дураки,. Но пока мы стартап режиме, у нас нет отрицательного отбора. В целом мы очень динамично развиваемся, и человек с мозгами всегда может найти себя.
Вопрос: А у тебя есть Тесла?
Две штуки. У дочери остался бензиновый автомобиль, хочу поменять на Теслу.
Вопрос: Как оцениваются люди?
Есть показатели производительности и разные ревью начальства, коллег, подчиненных. Раз в месяц и раз в квартал. Если ревью положительные, то з/п растет. Если ревью отрицательно — з/п не растут, а если несколько месяцев подряд — и не обучаемый — на выход.
Вопрос: Это для всех?
Да
Вопрос: Насколько ты или кто-то свободен в выборе инструментов для решения проблем?
Абсолютно. Единственный ограничивающий фактор — цена. Если хочешь купить какой-то инструмент/ софт дороже 1 млн. доллара — обоснуй лично Маску. Если более 0,5 млн. долларов, то VP, а если какая-то мелочь или OS — без проблем. К примеру сначала у нас была ERP от SAP — очень дорого. Потом, когда процессы поняли, создали свою — лучше и чудовищная экономия. От SAP отказались. Тесла всегда предпочитает все производить сама, в разумных пределах конечно. И строит путь перехода человечества на возобновляемые источники энергии — от производства (солнечные панели), хранения (лучшие на сегодня бытовые и промышленней аккумуляторы и потребления (электромобили).
Вопрос: Почему многих Маск раздражает?
Он работает 80 часов в неделю.
Присоединяйтесь к сайту «КУЛИКОВЕЦ» в Одноклассниках, Telegram, Facebook, ВКонтакте, Twitter, и Вы всегда будете в курсе последних новостей.