Сергей Васильев. Как спасти своих детей? Инструкция для «чайников». | Куликовец

Сергей Васильев. Как спасти своих детей? Инструкция для «чайников».

Могут быть умные юноши и глупые ста­ри­ки. Ибо на­уча­ет мыс­лить не время, но раннее вос­пи­та­ние и при­ро­да. (Де­мо­крит Аб­дер­ский)

В за­мет­ке «Больше санк­ций, хо­ро­ших и разных!» — ком­мен­та­рий чи­та­тель­ни­цы на разрыв души. Она пе­ре­жи­ва­ет за новое по­ко­ле­ние, ко­то­рое об­ре­че­но стать кормом для силь­ных мира сего.

«Эта, не к ночи упо­мя­ну­тая «элита» от­клю­чи­ла со­ци­аль­ные лифты, при­сво­и­ла на­род­ные бо­гат­ства, за­бар­ри­ка­ди­ро­ва­лись в ко­ри­до­рах власти и хмуро пилит, не об­ра­щая вни­ма­ния на окру­жа­ю­щих… Наши дети об­ре­че­ны стать кормом или при­слу­гой для этих хищ­ни­ков», — уве­ре­на чи­та­тель­ни­ца

На­сколь­ко же­ле­зо­бе­тон­ны­ми яв­ля­ют­ся по­зи­ции ны­неш­них небо­жи­те­лей, писать не буду – на тему неиз­беж­ной смены элит cка­за­но уже столь­ко, что оставь лишь знаки пре­пи­на­ния – всё равно по­лу­чит­ся пла­ги­ат. А вот насчет без­на­дё­ги для тех, кто не входит в ны­неш­нее при­ве­ле­ги­ро­ван­ное со­сло­вие – ре­ши­тель­но воз­ра­жаю.

Начнем с того, что хищник – это не тот, кто пи­та­ет­ся мясом. Хищник – это тот, кто до­бы­ва­ет мясо не в ма­га­зине. По этому при­зна­ку детей ны­неш­ней “элиты” на­зы­вать хищ­ни­ка­ми у меня лично язык не по­вер­нет­ся. Хотя раз­го­вор не про них.

Про тех, кто не яв­ля­ет­ся ре­бён­ком «особо ода­рен­ных ро­ди­те­лей», не ро­дил­ся в «жёлтой майке лидера», с зо­ло­той, се­реб­ря­ной или любой другой ложкой из драг­ме­тал­лов во рту, при­ня­то го­во­рить почему-то ис­клю­чи­тель­но в жа­лост­ли­вом или уни­чи­жи­тель­ном тоне. На­сколь­ко без­на­дёж­ны пер­спек­ти­вы такого че­ло­ве­ка и что самые обыч­ные, не звёзд­ные ро­ди­те­ли, могут сде­лать для него, чтобы «не было потом му­чи­тель­но больно за бес­цель­но про­жи­тые годы»?

Именно ро­ди­те­ли и никто другой от­ве­ча­ет за бу­ду­щее своих детей, потому что именно они фор­ми­ру­ют это бу­ду­щее. Или на­о­бо­рот – не фор­ми­ру­ют, от­кро­вен­но ман­ки­руя ро­ди­тель­ски­ми обя­зан­но­стя­ми, чтобы потом раз­во­дить руками и пенять Путину за от­вра­ти­тель­но по­став­лен­ную работу с под­рас­та­ю­щим по­ко­ле­ни­ем.

Путин, ко­неч­но, ви­но­ват. Его вообще можно в смело за­но­сить в книгу ре­кор­дов Ги­нес­са, как Глав­ное Ви­нов­ное Лицо пла­не­ты начала ХХI сто­ле­тия. Однако пом­ни­те Гоголя: «Оно, ко­неч­но, Алек­сандр Ма­ке­дон­ский герой, но зачем же стулья ломать?» Путин, ко­неч­но же должен был под­су­е­тить­ся, но а вы то – ро­ди­те­ли, на что?

Мы все знаем, что для того, чтобы на ого­ро­де что-то вы­рос­ло, мало что-то за­ки­нуть в грядку. Тре­бу­ет­ся еще из­ряд­но по­во­зить­ся с по­лив­кой-про­пол­кой-ку­льи­ва­ци­ей. Про­цесс вы­ра­щи­ва­ния мо­ло­до­го по­ко­ле­ния ничуть от зем­ле­де­лия не от­ли­ча­ет­ся.

 

Как спасти своих детей? Ин­струк­ция для «чай­ни­ков».

Оно (мо­ло­дое по­ко­ле­ние) ещё гу­гу­ка­ет в кро­ват­ке, а с ним уже надо раз­го­ва­ри­вать-раз­го­ва­ри­вать-раз­го­ва­ри­вать. Если своих слов не хва­та­ет – вся клас­си­че­ская ли­те­ра­ту­ра вам в помощь. Сколь­ко читать? Сколь­ко сил хватит и ещё чуть-чуть. Чем больше он будет слы­шать слов, тем быст­рее он сам начнет го­во­рить и тем более об­шир­ным будет его сло­вар­ный запас.

2-3 года – оп­ти­маль­ный воз­раст для под­клю­че­ния ино­стран­ных языков. При этом соб­ствен­ное знание их при­вет­ству­ет­ся, но не яв­ля­ет­ся обя­за­тель­ным. Со­вре­мен­ные ин­тер­ак­тив­ные муль­ти­ки делают чудеса, осо­бен­но если не сбра­сы­вать на них ре­бен­ка, а смот­реть их вместе – ро­ди­тель­ское со­пе­ре­жи­ва­ние утра­и­ва­ет обу­ча­ю­щий эффект.

Кроме того, вы сами смо­же­те под­тя­нуть ино­стран­ный язык. Мы с су­пру­гой, после про­смот­ра с пер­вен­цем «Muzzy in gondoland» https://​fenglish.​ru/​muzzy-​in-​gondoland-​1-​seriya/ как-то неза­мет­но сами пе­ре­шли от ан­глий­ско­го со­зер­ца­тель­но­го к ан­глий­ско­му раз­го­вор­но­му.

С пер­вен­цем, мы сглу­пи­ли, ис­кус­ствен­но огра­ни­чив ко­ли­че­ство осва­и­ва­е­мых языков, и в ре­зуль­та­те он знает их только три – рус­ский, ан­глий­ский, ла­тыш­ский. С дочкой мы уже её не сдер­жи­ва­ли, в ре­зуль­та­те че­ло­век к 20 годам об­ща­ет­ся на шести, и сейчас осва­и­ва­ет седь­мой – ки­тай­ский.

Со­вре­мен­ные воз­мож­но­сти уда­лен­но­го обу­че­ния и об­ще­ния непо­сред­ствен­но с но­си­те­ля­ми любого языка со­зда­ют все усло­вия для вы­ра­щи­ва­ния по­ли­гло­тов, если только в дет­стве по­ка­зать, где и как ин­тер­нет можно ис­поль­зо­вать в мирных целях. И тут роль ро­ди­те­лей пе­ре­оце­нить невоз­мож­но. Если не можешь из­ме­нить те­че­ние мо­ло­дё­жи в ин­тер­нет – по­ста­рай­ся его воз­гла­вить и на­пра­вить в нужное русло.

Однако вер­нем­ся в тот период дет­ства, когда че­ло­век еще не го­во­рит ни на каком языке, но уже может хоть что-то дер­жать в руках. Как только хва­та­тель­ный ре­флекс освоен, руки малыша должны быть по­сто­ян­но заняты — ка­ран­да­шей, пла­сти­ли­ны, му­зы­каль­ных ин­стру­мен­тов много не бывает, как бы ни стра­да­ли обои и соседи.…

Причем просто малышу раз­вле­ка­лоч­ку, а самому за­ни­мать­ся своими делами не про­ка­тит. Точнее про­ка­тит, но уже в неуправ­ля­е­мом режиме. По­это­му только вместе – ри­со­вать, лепить, раз­ма­зы­вать по щекам и по столу, скла­ды­вать в узоры и стро­е­ния, одним словом – раз­ви­вать всеми воз­мож­ны­ми спо­со­ба­ми мелкую мо­то­ри­ку, ко­то­рая, в свою оче­редь, раз­ви­ва­ет моз­го­вую де­я­тель­ность.

Соска – пу­стыш­ка — враг раз­ви­тия гар­мо­нич­ной лич­но­сти. За­ты­кать ею рот, а потом тре­бо­вать, чтобы лич­ность ска­за­ла что-то умное — по меньше мере нело­гич­но. Мы пу­стыш­ку лик­ви­ди­ро­ва­ли, как класс, еще до года и небо не упало на землю, и все оста­лись целы, плюс ра­дость до­пол­ни­тель­но­го об­ще­ния с соб­ствен­ным потом­ством, ко­то­рое начало ло­по­тать быст­рее и раз­бор­чи­вее.

 

Самое жуткое время…

Самое жуткое время – пе­ре­ход­ный воз­раст – время при­ня­тия ре­ше­ний, причем не только для под­рост­ков, но и для ро­ди­те­лей. Пе­ре­ход­ный воз­раст – время не слов, а по­ступ­ков, и чем глупее по­сту­пок, тем больше ума нужно на его оправ­да­ние. Чтобы не по­те­рять своего ре­бен­ка в пучине под­рост­ко­вых стра­стей, именно в это время надо быть рядом, а значит точно при­дет­ся жерт­во­вать. Ка­рье­рой-ста­ту­сом-до­стат­ком… Хотя можно этого и не делать, если вас не ин­те­ре­су­ет ре­зуль­тат.

Ваше время тре­бу­ет­ся, чтобы не тупо сидеть рядом, а чтобы увлечь, за­ин­те­ре­со­вать и по­ве­сти за собой… В со­вет­ское время этим за­ни­ма­лись кружки и секции. Теперь нянек нет – всё сами. По­это­му, хотя бы на 3-5 самых опас­ных юно­ше­ских лет при­дёт­ся скор­рек­ти­ро­вать свои ка­рьер­ные и хо­зяй­ствен­ные планы.

Вы­нуж­ден­ный ро­ди­тель­ский да­ун­шиф­тинг – это не потери, а на­о­бо­рот — при­об­ре­те­ние -пе­ре­ход на сле­ду­ю­щий – парт­нер­ский уро­вень от­но­ше­ний, но с одним усло­ви­ем – если есть общее дело, ко­то­рое надо самому со­здать и общие ин­те­ре­сы, ко­то­рые надо куль­ти­ви­ро­вать. На­сто­я­щая цен­ность — жить в на­сто­я­щем по на­сто­я­ще­му, а не вы­жи­вать от про­шло­го к бу­ду­ще­му.

Со­кра­ще­ние до­хо­дов не вос­при­ни­ма­ет­ся дра­ма­тич­но, если оно ком­пен­си­ру­ет­ся общей целью, общими пла­на­ми и общими идеями, даже если они вы­рас­та­ют из школь­ной про­грам­мы. Гео­гра­фию здо­ро­во изу­чать не по картам, а по соб­ствен­но­руч­но на­блю­да­е­мо­му пей­за­жу, а ис­то­рию – путем срав­не­ния того, что на­пи­са­но в учеб­ни­ке с тем, что видишь своими гла­за­ми и тро­га­ешь своими руками.

Чтобы любить и ценить на­сто­я­щее, надо знать свое про­шлое. Вопрос только в спо­со­бе по­зна­ния. Ис­то­рия Оте­че­ствен­ной войны 1812го и 1941го го­раз­до лучше «за­хо­дит» во время пу­те­ше­ствия по марш­ру­ту дви­же­ния за­хват­чи­ков на Восток и об­рат­но. Ис­то­рию сред­них веков очень по­лез­но про­ил­лю­стри­ро­вать уча­сти­ем в ре­кон­струк­ции, в ходе ко­то­рой надо по­про­бо­вать вместе со­брать мини-ка­та­пуль­ту и скон­стру­и­ро­вать на­сто­я­щий боевой лук «а-ля-Робин-Гуд»…

Когда сна­ча­ла вместе та­ча­ет­ся ам­му­ни­ция, а потом пусть в строй луч­ни­ков (пусть и иг­ро­вой) ста­но­вит­ся сразу три по­ко­ле­ния, это сбли­жа­ет го­раз­до лучше любых бесед «за жизнь». Встав бок о бок в одной ба­таль­ной линии, потом­ству не при­дет­ся объ­яс­нять, почему не по­лу­чит­ся на ко­ле­нях стоять за свою Родину. По­стро­е­ние си­сте­мы ко­ор­ди­нат мо­ло­до­го че­ло­ве­ка – дело круг­ло­су­точ­ное, кро­пот­ли­вое и очень личное.

Труд — это лучшая за­кус­ка для мо­ло­де­жи (Вер­ги­лий М. Публий)

Вместе с ис­то­ри­ей, в про­цес­се из­го­тов­ле­ния оружия и сна­ря­же­ния, ис­под­воль и нена­пряж­но на­ра­ба­ты­ва­ют­ся по­лез­ные навыки, ко­то­рых много не бывает. Умение вы­стру­гать и ско­ло­тить, раз­ре­зать и сшить, сва­рить и по­кра­сить. Один навык… второй… третий… В конце концов их на­би­ра­ет­ся кри­ти­че­ское ко­ли­че­ство, ко­то­рые делают их об­ла­да­те­ля прак­ти­че­ски непо­топ­ля­е­мым.

 

Му­чи­тель­но учимся думать

Не всегда доброе слово до­хо­дит до со­зна­ния. Иногда его надо ил­лю­стри­ро­вать уве­си­стым под­за­тыль­ни­ком. Иметь мо­раль­ные прин­ци­пы тоже недо­ста­точ­но, нужно еще не иметь амо­раль­ных. И все эти уроки жизни про­хо­дить лучше сразу на прак­ти­ке. Вместе ошиб­лись – вместе ищем выход из со­здав­ше­го­ся по­ло­же­ния. Бывает – ис­клю­чи­тель­но с по­мо­щью лома и какой-то матери… Но зато какой кайф, когда по­лу­ча­ет­ся ис­пра­вить сло­ман­ное и вер­нуть без­на­дёж­но уте­рян­ное!

Ру­га­ем­ся жутко, но всегда по во­про­су «Как?», а не «КТО?». В беде умный на­хо­дит выход из него, дебил — ви­но­ва­тых. Чтобы прийти к пра­виль­ным вы­во­дам, нужно уйти от непра­виль­ных ввод­ных. Bсё равно, даже если дуть на воду, по­ра­же­ний будет больше, чем побед. Только за­кон­чен­ный ин­фан­тил думает, что путь к лич­но­му успеху прямой, как сто­мет­ров­ка.

 

Но как до­ве­сти это до мо­ло­до­го и рья­но­го? Только если пройти вместе с ним все про­ва­лы, пе­ре­жить их лично и при этом дать понять, что есть люди, ко­то­рые будут его под­дер­жи­вать неза­ви­си­мо от того, на­сколь­ко со­кру­ши­тель­ным было оче­ред­ное по­ра­же­ние и непра­виль­ным – сде­лан­ный выбор.

 

Не оши­ба­ет­ся тот, кто ничего не делает

Это только по­ло­ви­на правды. Вторая по­ло­ви­на за­клю­ча­ет­ся в том, что иногда тор­мо­за от­ка­зы­ва­ют даже у того, кто никуда не едет. Тогда ло­бо­вое столк­но­ве­ние с ре­аль­но­стью неиз­беж­но. После столк­но­ве­ния самое важное – первым прийти на помощь, не упре­кая и не по­пре­кая…

Учимся вста­вать, отря­хи­вать­ся, латать дыры, за­ли­зы­вать раны, не при­бе­гая к запоям и за­гу­лам. Хотя, если хочешь по­про­бо­вать – давай, но только дома, чтобы не вы­лав­ли­вать потом по городу и не со­би­рать по зап­ча­стям… Потом трез­ве­ем, болеем, делаем выводы, вносим кор­рек­ти­вы. Сме­ём­ся над гла­мур­ны­ми спо­со­ба­ми борьбы со стрес­сом, когда че­ло­век ста­но­вит­ся шо­по­го­ли­ком, а потом — го­ло­жоп­ни­ком.

Когда го­во­рят «нужно по­про­бо­вать всё», нужно на­чи­нать с «по­про­бо­вать думать». На­учить­ся делать это в фор­ма­те “как-то само собой по­лу­чи­лось” невоз­мож­но. Думать можно только на­учить – споря до хри­по­ты, но от­но­сясь вни­ма­тель­но и ува­жи­тель­но к точке зрения юного со­зда­ния, каким бы глупым оно тебе не ка­за­лось…

 

Уфф, про­фес­сия… 

Сколь­ко самых тёплых от­но­ше­ний отцов-детей пало на поле битвы за свет­лое бу­ду­щее, ко­то­рое ро­ди­те­ли видят го­раз­до лучше (или думают, что видят). Ко­неч­но у мо­ло­дых людей в 18 еще нет планов. Есть Мечта. Мечта от­ли­ча­ет­ся от плана ха­о­тич­но­стью кон­струк­ции. Но это отнюдь не значит, что план ро­ди­те­лей будет лучше мечты детей.

Сын моей очень хо­ро­шей зна­ко­мой, за­кон­чив до­ро­гой и пре­стиж­ный фи­нан­со­вый кол­ледж, отдал диплом маме: «Мама! Ты его хотела – он твой!» и ушёл за­ни­мать­ся тем, что ему нра­вит­ся – про­ек­ти­ро­ва­ни­ем и стро­и­тель­ством дет­ских пло­ща­док и го­род­ков…

Самый лучший способ профори­ен­та­ции – дать воз­мож­ность по­ра­бо­тать в той от­рас­ли, ко­то­рую ваш от­прыск счи­та­ет своим при­зва­ни­ем. Неко­то­рых очень осве­жа­ет. Других на­о­бо­рот – убеж­да­ет в пра­виль­но­сти выбора. В любом случае, про­цент по­па­да­ния в де­сят­ку с пер­во­го захода крайне мал, а значит – скорее всего у вашего по­том­ка будет несколь­ко про­фес­сий.

Это тот запас, ко­то­рый карман точно не тянет. А жизнь, как и глобус, такая круг­лая, и так неожи­дан­но раз­во­ра­чи­ва­ет­ся. Хочешь рас­сме­шить Бога – рас­ска­жи ему про свои планы. По­это­му да­вай­те от­но­сить­ся с юмором к своим планам и с ува­же­ни­ем – к планам дру­го­го че­ло­ве­ка, осо­бен­но если этот другой – совсем Вам не чужой…

С детьми надо ВО­ЗИТЬ­СЯ – это слово наи­бо­лее точно пе­ре­да­ёт смысл вос­пи­та­тель­но­го про­цес­са. Во­зить­ся не с года до трех, а го­раз­до дольше, и не 30 минут в день и не только по пят­ни­цам. Это не ра­бо­чая смена, это сама жизнь, то есть по­ня­тие все­се­зон­ное и круг­ло­су­точ­ное.

Если мы всё пра­виль­но сде­ла­ли, не по­жа­ле­ли на эту возню вре­ме­ни и сил, то на выходе мы по­лу­чим че­ло­ве­ка, аб­со­лют­но адек­ват­но­го – без ил­лю­зий — вос­при­ни­ма­ю­ще­го окру­жа­ю­щий мир, вла­де­ю­ще­го несколь­ки­ми про­фес­си­я­ми и язы­ка­ми, а стало быть – до­ста­точ­но вос­тре­бо­ван­но­го и са­мо­до­ста­точ­но­го.

 

Как спасти детей? Как они спасут нас?

Че­ло­ве­ка, име­ю­ще­го в своем по­ход­ном ранце несколь­ко про­фес­сий и языков, пре­вра­тить в корм ко­неч­но можно, но уже слож­нее. А вот вхож­де­ние пра­виль­но эки­пи­ро­ван­ной и за­ря­жен­ной мо­ло­дё­жи в новую элиту очень даже ре­аль­но. Опять же, кого будем счи­тать элитой?

Те, кто имеют всё, хотят иметь всех. Это ак­си­о­ма.

А вот то, что за деньги можно всё – это ил­лю­зия. Во все века она под­во­ди­ла небо­жи­те­лей, под­во­дит и сейчас. В суде, ко­неч­но, бо­га­тый всегда по­беж­да­ет бед­но­го, а вот в улич­ной драке — на­о­бо­рот. В этом, соб­ствен­но, и кро­ет­ся успех всех ре­во­лю­ций.

Нас, рож­ден­ных в 60е, небо­жи­те­ли об­ма­ны­ва­ли столь­ко, что обман — это уже не тра­ге­дия, а ста­ти­сти­ка. Опыт — то что мы по­лу­чи­ли, не по­лу­чив того, что хотели. Сам Бог велел по­де­лить­ся этим опытом, пре­ду­пре­див детей о «суч­но­сти» элит и рас­ска­зав про их сла­бо­сти и уяз­ви­мость (кому на Руси жить хорошо, тому в Лон­доне не по­здо­ро­вит­ся…)

.

Во время взлёта нашего по­ко­ле­ния ко­ри­до­ры власти за­се­ли­ли те, для кого наг­лость — это оп­ти­ми­зи­ро­ван­ная со­весть. И даже в борьбе за сво­бо­ду со­ве­сти по­бе­ди­ли самые бес­со­вест­ные. Наше по­ко­ле­ние под­ни­ма­лось на крыло на фоне их ра­дост­ных ре­чё­вок «воруй, пока мо­ло­дой» и «зачем взле­тать к вер­ши­нам власти, когда к ним проще всплыть?»

Са­мо­на­зван­ные «элиты» пол­но­стью пе­ре­вер­ну­ли сло­варь рус­ско­го языка. Нам при­ш­лось заново учить старые тер­ми­ны и за­по­ми­нать, что хо­ро­ше­го че­ло­ве­ка де­пу­та­том не на­зо­вут, борьба с кор­руп­ци­ей — это борьба ветвей власти с де­ре­вом, и по сути она яв­ля­ет­ся устра­не­ни­ем бизнес-кон­ку­рен­тов, хотя ис­поль­зо­вать слово «бизнес» для пе­ре­кач­ки го­су­дар­ствен­ных денег в соб­ствен­ный карман тоже не совсем пра­виль­но…

Нам при­дет­ся честно при­знать­ся, что остав­ля­ем сле­ду­ю­ще­му по­ко­ле­нию об­ще­ствен­ные от­но­ше­ния в таком со­сто­я­нии, что де­шев­ле вы­кра­сить и вы­бро­сить, чем ис­пра­вить. Зато же­ла­ю­щих на­ве­сти по­ря­док на по­ря­док остав­ля­ем больше тех, кто со­гла­сен его со­блю­дать…

Ис­прав­лять косяки и на­во­дить по­ря­док всё равно при­дет­ся. Кроме наших детей, больше некому… Так уж по­ве­лось — в России мед­лен­но за­пря­га­ют одни, а вскачь должны нестись другие. Для того, чтобы одни про­яви­ли чудеса ге­ро­из­ма, другие должны пред­ва­ри­тель­но про­явить чудеса раз­дол­бай­ства. Мы наивно ко­ся­чи­ли и честно за­пря­га­ли. Им оста­ёт­ся часть вторая – ге­ро­и­че­ская. И эта миссия точно не для людей с пси­хо­ло­ги­ей корма и лузера.

Хотя мир в целом дви­га­ет­ся вперед, мо­ло­де­жи при­хо­дит­ся всякий раз на­чи­нать сна­ча­ла.(Иоганн В. Гёте)

Источник:  https://aftershock.news/?q=node/673205

 

Присоединяйтесь к сайту «КУЛИКОВЕЦ» в ОдноклассникахTelegramFacebookВКонтактеTwitter, и Вы всегда будете в курсе последних новостей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 × три =