18 января — 370-летие со дня Переяславской Рады, | Куликовец

18 января — 370-летие со дня Переяславской Рады,

8 января 1654 года (ровно 370 лет назад) в городе Переяславе запорожские казаки во главе с гетманом Богданом Хмельницким объявили о своём решении перейти «под высокую руку» московского царя.

С момента образования в 1569 году Речи Посполитой на территории значительной части нынешней Украины сложилась довольно уникальная ситуация -элита и народ принадлежали к разным религиозным, культурным и этническим сообществам. Католическая знать проводила в отношении населявших древнерусские земли жителей политику агрессивного ополячивания и латинизации, сопровождавшуюся захватом значительных земельных владений. Под угрозой утраты религиозной и национальной идентичности постепенно начало формироваться освободительное движение православного населения Поднепровья, сложились предпосылки для объединения сторонников выхода из-под гнёта шляхты и воссоединения с Россией.

Руководители восстания рассматривали тогда и иные варианты будущего Гетманщины. Известно, к примеру, об инициативах примирения с польским королём или даже о возможности перехода под покровительство турецкого султана.

Читайте так же по этой темеКак было принято историческое решение о воссоединении Русской земли

Но именно единение с Россией стало в итоге историческим выбором жителей этих земель.
Особенность Переяславской рады заключалась в том, что на ней были представлены все территории Гетманщины, разделённые на военно-административные единицы (казацкие полки). На раде была зачитана грамота царя Алексея Михайловича «о принятии под высокую царскую руку всего Войска Запорожского с городами и землями». Богдан Хмельницкий, казацкая старшина и местное население присягнули на верность России.

Это событие стало поворотной точкой в истории всей Восточной Европы.

Решение Переяславской рады наглядно продемонстрировало волю разделённого единого народа жить в одном государстве.
К сожалению, сегодня термин «воссоединение» практически предан забвению в украинской официальной историографии. Отказ киевского режима от традиций вековой дружбы и братства с Москвой, нагнетание антироссийской истерии в украинском обществе открыто поощряются Западом

 

8 (18) января 1654 года в Переяславе с утра состоялся тайный старшинский совет запорожского казачества, а того же числа днем — Генеральный военный совет, в котором приняли участие представители Киевского, Черниговского, Брацлавского и других казацких полков (14 из 17), а также жители Переяслава. Других представителей от мещан (кроме Переяслава) и духовенства не было.

…была… у Гетмана тайная Рада с Полковники, и с Судьями, и с Войсковыми Ясаулы, — и Полковники…, и Судьи, и Ясаулы под Государеву высокую руку подклонилися.

И по тайной Раде, которую Гетман имел с Полковники своими с утра тогож дни, во вторый час дни бито в барабан, с час времяни, на собрание всего народа слишать совет о деле, хотящем совершиться.

И как собралося великое множество всяких чинов людей, учинили круг пространный про Гетмана и про Полковников, а потом и сам Гетман вышел под бунчюком, а с ним Судья и Ясаулы, писарь и все Полковники, и стал Гетман посреди круга, а Ясаул Войсковой велел всем молчать; потом, как умолкли, начал речь Гетман ко всему народу говорить:

Панове Полковники, Ясаулы, Сотники и все войско Запорожское, и вси православнии Християне! ведомо то вам всем, как нас Бог свободил из рук врагов, гонящих церковь Божию и озлобляющих все Христианство нашего православия Восточного, что уже шесть лет живем без Государя в нашей земли в безпрестанных бранях и кровопролитиях с гонители н враги нашими, хотящими искоренити церковь Божию, дабы имя Руское не помянулось в земли нашей, что уже вельми нам всем докучило, и видим, что нельзя нам жити боле без Царя; для того ныне сбрали есмя Раду, явную всему народу, чтоб есте себе с нами обрали Государя из четырех, которого вы хощете; первый Царь есть Турский, который многажды чрез послов своих призывал нас под свою область; вторый Хан Крымский; третий Король Польский, который, будет сами похочем, и теперь нас еще в прежнюю ласку принять может; четвертый есть Православный Великия России Государь, Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея России Самодержец Восточный, которого мы уже шесть лет безпрестанными молении нашими себе просим; тут которого хотите избирайте. Царь Турский есть бусурман; всем вам ведомо, как братии наши, православнии християне, Греки беду терпят, и в каком суть от безбожных утеснении; Кримской Хан тоже бусурман, которого мы по нужди и в дружбу принявши, каковыя нестерпимыя беды приняли есмя! Какое пленение, какое нещадное пролитие крови християнския от Польских Панов утеснения, никому вам сказывать не надобет; сами вы все ведаете, что лучше жида и пса, нежели християнина, брата нашего, почитали. А православный християнский Великий Государь, Царь Восточный, есть с нами единаго благочестия Греческаго закона, единаго исповедания, едино есми тело церкви православием Великия России, главу имуще Иисуса Христа.

Той Великий Государь, Царь християнский, сжалившися над нестерпимым озлоблением православныя церкви в нашей малой России, шестьлетных наших молений безпрестанных не презривши, теперь милостивое своё Царское сердце и нам склонивши, своих великих ближних людей к нам с Царскою милостыо своею прислати изволил, которого естьли со усердием возлюбим, кроме Его Царския высокия руки благотишнейшего пристанища не обрящем; а будет кто с нами не согласует теперь, куды хочет, вольная дорога. К сим словам весь народ возопил: волим под Царя Восточного, православного, крепкою рукою в нашей благочестивой вере умирати, нежели не навистнику Христову, поганину, достати.

Потом Полковник Преясловский Тетеря, ходячи в кругу на все стороны, спрашивал: вси ли тако соизволяете рекли весь народ: вси единодушно;

потом Гетман молыл: буди тако, да Господь Бог наш сукрепит под Его Царскою крепкою рукою; а народ по нем вси единогласно возопили: Боже! утверди, Боже! укрепи, чтоб есми во веки все едино были.

— Выписка из Статейного списка бывших в Переясловле
у Гетмана Богдана Хмельницкого российских послов:
Ближнего Боярина Василия Бутурлина,
Окольничего Ивана Алферьева
и Думного Дьяка Лариона Лопухина.

После зачтения царской грамоты гетманом старшина и послы направились в Успенский собор, где духовенство должно было привести их к присяге. Б. Хмельницкий выразил пожелание, чтобы послы первыми принесли присягу от лица Русского царя. Однако В. Бутурлин отказался присягать от лица царя, заявив, что царь не присягает своим подданным.

После чего казаки принесли присягу. Всего в день Переяславской рады присягу принесли 284 человека. От лица царя гетману вручена грамота и знаки гетманской власти: хоругвь, булава и шапка.