Вестники Армагеддона: прошлое, настоящее и будущее стратегической авиации. | Куликовец

Вестники Армагеддона: прошлое, настоящее и будущее стратегической авиации.

Сегодня  речь  пойдет  о  самом  элитарном  виде  военной техники – о  стратегических  бомбардировщиках.

Данный вид вооружений является исключительным – всего 3 страны мира обладают полноценной современной бомбардировочной авиацией. Даже военно-морским флотом, в том числе атомными подводными лодками и авианосцами, а также ядерным оружием обладает большее число стран, чем стратегической авиацией. Современные стратегические бомбардировщики без преувеличения можно назвать самой совершенной техникой, когда-либо созданной человечеством.

Что бы понять состояние дел давайте сначала пройдемся по существующим воздушным флотам, после чего можно будет сделать вывод о возможностях этого рода войск и его будущем.

Современной и многочисленной стратегической авиацией обладают всего 2 страны в мире – Россия и США, их мы и рассмотрим. Бомбардировщики в большом количестве есть также у Китая, но считать их полноценным современным воздушным флотом можно весьма условно – о них я также расскажу, но уже после рассмотрения главных действующих лиц.

У и США и у РФ в эксплуатации находятся по 3 вида стратегических бомбардировщиков, каждому из которых отведена своя роль. Давайте пройдемся по ним внимательно.

1. Вестники  Армагеддона:  ветераны  холодной  войны.

Данные бомбардировщики начали свой жизненный путь в 1952 году и на протяжении 70-ти лет являются костяком стратегической авиации ведущих мировых держав – СССР/России и США. По ряду заявлений своих «ветеранов» США планирует эксплуатировать аж до 2050 года, РФ строит планы по замене своего парка, но также пока что не планирует выводить из строя свои машины.

Весьма вероятно, что эти почтенные ветераны будут редким случаем, когда боевые самолеты будут эксплуатироваться целое столетие. Они огромны и могут находиться в воздухе часами чтобы неторопливо нести свой способный убить все живое на планете груз. Меняются эпохи, целые империи исчезают с карты мира, но они остаются неизменны – речь, разумеется, о Б-52 и Ту-95. Начнем с американца.

Боинг  Б-52  «Стратофортресс».

«Стратосферная крепость» является основным бомбардировщиком армии США, являясь достойным наследником традиции американского авиастроения и наследником таких легенд, как Б-17, Б-29 и Б-36.

Свой первый полет эта огромная 8-ми двигательная машина совершила в 1952 году и производилась до 1962. Несмотря на преклонный возраст ВВС США продолжают опираться на этот самолет, который де факто является основным носителем бомб и ракет Вашингтона (а также единственным, способным нести самые мощные американские ракеты воздушного базирования и перспективные гиперзвуковые).

«Стратосферная крепость» является основным бомбардировщиком армии США, являясь достойным наследником традиции американского авиастроения и наследником таких легенд, как Б-17, Б-29 и Б-36.

Свой первый полет эта огромная 8-ми двигательная машина совершила в 1952 году и производилась до 1962. Несмотря на преклонный возраст ВВС США продолжают опираться на этот самолет, который де факто является основным носителем бомб и ракет Вашингтона (а также единственным, способным нести самые мощные американские ракеты воздушного базирования и перспективные гиперзвуковые).

Помимо обычных бомб США активно используют планируемые – это бомбы, к которым приделываются крылья и система корректировки при полете – такими бомбами можно с высокой точностью поражать цели на дистанции до 30 километров. Впрочем, даже 30 километров – при неподавленном ПВО или авиации противника — слишком рискованная и близкая дистанция для такого самолета, потому основным оружием стратегической авиации давно стали ракеты.

Б-52 несет от 8 до 20 крылатых ракет, способных поражать как наземные, так и морские цели. Именно наличие ракет дало этим бомбардировщикам такую долгую жизнь – ракеты бомбардировщик может запускать находясь за тысячи километров до цели, далеко за пределами действия авиации и ПВО противника, что делает не критически важным скорость и заметность этих самолетов.

Кладбище Б-52   

Со скоростью до 1000 километров в час такие машины могут пролететь 16 тысяч километров – а с дозаправкой в воздухе еще дольше. Поскольку у США отсутствуют самолеты, которые превосходят или хотя бы сопоставимы с Б-52 по видам используемых ракет, этот самолет еще долго будет визитной карточкой ВВС США.

Туполев  Ту-95.

В отличие от США, у СССР не было такой богатой истории эксплуатации бомбардировочной авиации и связанной с этим развитой авиапромышленности. До Второй мировой войны были Туполевские ТБ-1 и ТБ-3, но это самолеты конца 20-х и 30-ых годов, они были намного меньше и проще чем то, что требовалось создать на рубеже 40ых и 50ых годов.

Был еще гигант Пе-8, малое число которых использовалось во время Второй мировой войны (около 60 штук, по характеристикам сравнительным аналогом можно считать американский Б-17), на этом, пожалуй, и все.

Создать с нуля хороший самолет невозможно. Считается, что авиаконструктору, чтобы сделать действительно шедевр, нужно сконструировать не менее 4-5 самолетов. У СССР такого времени не было, но была задача – угнаться за США. По иронии, именно США невольно помогли развитию советской авиации, когда в руки советских конструкторов попало несколько бомбардировщиков Б-29.

Иосиф Сталин в 1945 году приказал создать копию этого бомбардировщика в рекордно короткие сроки. Задача была титаническая – ведь помимо копирования самолета путем обратной инженерии до уровня мощной американской промышленности нужно было подтянуть промышленность советскую: что бы создать самолет – тем более таких размеров – нужны технологические цепочки из сотен, если не тысяч предприятий. Всего этого на должном уровне в СССР тех лет не было. Тем не менее, страна советов в те годы совершала много технических чудес и всего за два года задание Сталина было выполнено – Ту-4 (копия Б-29) полетел в небо в мае 1947 года.

Именно эти действия дали советской авиации достаточно сильный толчок, что бы спустя всего несколько лет создать будущую легенду отечественных стратегических сил сдерживания – Ту-95.
Именуемый в НАТО “Bear” – медведь – Ту-95 поднялся в небо, как и Б-52, в 1952 году, а последние и наиболее совершенные его версии были произведены уже в России аж в 1992 году (в этом плане у российских самолетов есть некоторое преимущество перед Б-52, самые «свежие» из которых произвели в 1962).
Как и американец, свою карьеру Ту-95 начал как «классический» бомбардировщик, но по мере развития практически полностью переквалифицировался в ракетоносец и может нести до 16 ракет – 6 на внутреннем барабанном креплении и 10 снаружи на крыльях.

Размером «медведь» немного меньше американца – длиной 49 метров и с размахом крыльев 50 метров, этот самолет может нести почти 21 тонну боевой нагрузки на дистанцию свыше 10 тысяч километров (без учета дозаправки в воздухе).
Как и Б-52, низкая скорость не является критическим фактором для таких самолетов – это платформа для перевозки большого количества ракет, которые можно обрушивать на противников России с безопасной дистанции и без какого-либо риска для самого самолёта.

В отличие от Б-52, у Ту-95 есть морской «брат» – Ту-142, который адаптирован для патруля морских просторов и может использовать минно-торпедное вооружение.

На вооружении России находится 64 бомбардировщика Ту-95 и 22 бомбардировщика Ту-142 – в общей сложности 86 самолетов. Несмотря на наличие Ту-160 (о нем ниже), Ту-95 продолжают модернизироваться – на них устанавливаются современные системы управления огнем, ничем не уступающие аналогичным на Ту-160, и прочее оборудование. Скорей всего «медведи» еще много лет будут патрулировать небеса.

2. Убийцы  авианосцев  и  самолеты  прорыва  ПВО.

По мере развития ракет в определенный момент ведущие державы столкнулись с проблемой: системы защиты в авиации превзошли системы нападения. Острее всего это ощущалось в бомбардировщиках – в той же Вьетнамской войне США потеряли астрономическое количество таких машин – целых 42 Б-52 (!!!!). Для таких больших и дорогих самолетов это было колоссальным ударом.

Большое количество истребителей, оснащенных хорошим РЛС и ракетным вооружением, также развитие ракетного ПВО сделало бомбардировки гиблой затеей. Конечно, на бомбардировщики тоже ставилось ракетное вооружение – но ракеты тех лет летали не так далеко, как современные, и что бы их запустить необходимо было заходить в зону действия вражеской авиации и ПВО. В случае СССР в список непростых целей добавлялись еще и американские авианосцы, пробиваться к которым предстояло через корабельное ПВО и истребители. Стало очевидно, что «традиционные» бомбовозы, такие как Б-52 и Ту-95 для таких целей не годятся (ракеты, которые дали им такую возможность, появились намного позже).

По итогу СССР и США создали новое поколение бомбардировщиков, самыми яркими представителями которых стали Б-1 и Ту-22.

Rockwell  B-1  Lancer.

Lance – рыцарское копье, кавалерийская пика. Lancer – соответственно всадник, который этим копьем свою цель пронзает, в нашем случае – подобно копью пронзает ряды противовоздушной обороны противника и поражает цель.

Новый самолет США рождался в муках – американские корпорации ожесточенно дрались за богатый оборонный бюджет страны. В 50-ых американцы разрабатывали супербыстрый и современный сверхзвуковой бомбардировщик ХБ-70 «Валькирия», который должен был летать на высоте 21 километр со скоростью более 3 тысяч километров в час, что делало его неуязвимым для противника.

ХБ-70 «Валькирия» больше похожа на какой то рисунок из фантастики времен 70ых, однако это был вполне себе реальный самолет. Настолько реальный, что был серьезной страшилкой в СССР на протяжении нескольких десятилетий, вынудивший СССР создать самый быстрый в мире боевой самолет.

Однако программа была отменена президентом Кеннеди в 1961 году из-за астрономической стоимости реализации (только для производства бороводородного топлива, на котором должна была летать Валькирия, нужно было вложить колоссальные средства для строительства завода по его производству. Однако, даже при наличии завода цена такого топлива была бы по прежнему астрономической).

Только к 70ым американцам удалось протолкнуть скоростной бомбардировщик — самолет с изменяемой стреловидностью крыла под названием Б-1А – он был намного меньше, летал со скоростью 2300 километров в час и нес намного меньше бомбовой нагрузки, чем «Валькирия». К тому же – слухи о «Валькирии» заставили СССР создать ответ в виде перехватчика МиГ-25, развивавший скорость 3000 километров в час и способный за ней охотиться (в НАТО его прозвали летучей лисицей), да и ПВО к тому времени развилось еще сильнее, так что Лансер уже не выглядел такой инновационной и непревзойденной машиной.

Было построено всего 4 единицы Б-1А, после чего программу закрыли. Казалось бы – все, самолет оправился на кладбище истории вслед за «Валькирией», однако в 80ых Лансер все же смог обрести серийность и новую жизнь в версии Б-1Б.

К 80ым США оставили надежду на то, что им удастся прорвать советское ПВО путем «грубой силы» — за счет превосходства в скорости и высоты полета. На смену пришла концепция малозаметность.

Идея заключалась в том, что Б-1Б должен на сверхмалых высотах незаметно проходить в зону контроля противника, наносить удар и также незаметно сматываться. Несмотря на то, что визуально он изменился не сильно, версия Б колоссально отличалась от А. Самолет лишился скорости – с 2300 она упала до 1300 километров в час.

Конечно, в свете развития систем обнаружения и ПВО, а также самолетов ДРЛО (дального радиолокационного обнаружения – они же АВАКС), остается открытым вопрос – может ли такая огромная машина безопасно входить в зону действия ПВО даже на сверх малой высоте (длина – 44 метра, размах крыла – 41/24 – в зависимости сложены они или раскрыты, но полет на малой высоте часто требует активного маневрирования, а следовательно, низкой скорости и раскрытых крыльев).

Тем не менее, это по-прежнему достаточно крупный бомбардировщик, который в 3-х своих отсеках способен нести 24 ракеты AGM-158 JASSM или 34 тонн бомбовой нагрузки. Заявляется, что данный самолет в теории может нести аж 60 тонн бомбовой нагрузки за счет использования внешних креплений – я не смог найти ни одного фото в такой компоновке, да и слабо себе представляю, что в реальности такую нагрузку будет кто-то вешать – слишком сильно упадут летно-технические характеристики и дальность полета, к тому же основное оружие – это ракеты, а их на внешнее крепление Б-1 не повесить.

В сравнении с Б-52 у Б-1Б один недостаток – ракеты на него можно ставить только во внутренние отсеки, потому самые крупные и лучшие из них в него не влезают (в том числе перспективные находящиеся в разработке гиперзвуковые). AGM-158 JASSM – не самые мощные ракеты, дальность полета которых составляет всего 370 километров в обычной версии и 1000 километров в улучшенной. Тем не менее, 24 ракеты — это не мало, Б-1Б может пролететь без учета дозаправки 12 000 километров, что делает его достаточно хорошим бомбардировщиком.

На вооружении США имеется 61 такой самолет, производились они с 1983 по 1988 года. США планируют в будущем вывести Б-1Б из эксплуатации и заменить его новым бомбардировщиком Б-21 (о нем ниже).

Туполев  Ту-22М.

Исторически в России авиаторами очень полюбились ракеты. Ту-22 изначально создавался как ракетоносец и убийца авианосцев на замену устаревающего Ту-16 (о нем, кстати, тоже будет ниже) и производились в СССР в 1959 по 1969 год. Предполагалось, что ряд ударных бомбардировщиков на большой скорости прорывались к ключевой цели, наносили массированный ракетный или бомбовый удар, после чего также быстро сматывались поливая возможных преследователей огнем из хвостовой пушки. В 60ых годах максимальная скорость 1300 километров в час в принципе котировалась, так что данная концепция имела право на жизнь.

Несмотря на то, что изначально самолет был достаточно проблемным и аварийным, за годы эксплуатации КБ Туполева совершенствовала свою машину, в результате чего она изменилась до неузнаваемости.

Так Ту-22 выглядел изначально. Согласитесь — изменения разительны.

В отличие от многих других машин, даже невооруженным взглядом можно легко отличить Ту-22М от обычного – расположение двигателей, появление крыльев с изменяемой стреловидностью и даже форма фюзеляжа – в данном самолете изменилось буквально все.

Запущенный в производство в 70ых, Ту-22М (по классификации НАТО – Backfire, встречный пал) обладал куда более высокими характеристиками: скорость выросла до 2300 километров в час, боевая нагрузка до 24 тонн или 10 ракет. Что важно – на Ту-22М можно устанавливать ракеты в том числе на внешних пилонах, что сильно расширяет номенклатуру возможного вооружения, в том числе это один из немногих самолетов, который может нести до 3 гиперзвуковых ракет «Кинжал», существенно усиливающих его возможности.

В отличие от Б-52 и Ту-95, Ту-22М не является аналогом Б-1Б – уж очень сильно оба самолета изменились по сравнению с изначальной концепцией. Ту-22М намного быстрее, чем Б-1Б, но имеет меньшую дальность полета – 6800 километров против 12000 у Б-1Б. Ту-22М несет меньше ракет, но имеет возможность использовать большие и мощные гиперзвуковые ракеты.

В то время как Б-1Б де факто используется как аналог Б-52, Ту-22М сохранил возможность использоваться как самолет быстрого реагирования и нанесения ударов и формально считается дальним, а не стратегическим бомбардировщиком.

На вооружении России имеет 62 таких самолета, которые постоянно модернизируются под самое совершенное российское оборудование и системы вооружения, так что этот самолет еще очень долго будет отстаивать российские интересы в небе.

3. Вундерваффе:  венец  технического  совершенства.

Если Б-52 и Ту-95 являются практически полной аналогией друг друга, то следующее поколение — Б-1 и Ту-22, пусть и задумывались для аналогичных целей, в итоге стали совершенно разными самолетами. Самые же совершенные бомбардировщики в мире, созданные Россией и США, не имеют между собой ничего общего – их разделяет пропасть буквально во всем. Обе этих машины на их родине считаются некими «Вундерваффе» — чудо оружием, предметом национальной гордости и самым совершенным творением человеческой технической мысли. Речь пойдет о Б-2 и Ту-160.

Northrop  B-2  Spirit.

История создания и развития авиационных школ, судьбы конструкторов и их творений достаточно интересны на мой взгляд. История создания что Б-2, что самолетов выше, перипетии и повороты судеб, битвы идей, людей и жажды наживы – достаточно интересны. Если их все описывать материала вышло бы минимум на книгу, потому очень много в рамках данной статьи приходится опускать.

Джон Кнудсен «Джек» Нортроп был гениальным авиаконструктором и человеком, во многом опередившим свое время, одним из основателей всемирно известной корпорации «Lockheed» в 1927 году (являющейся одним из лидеров оружейных разработок США, HIMARS, стелсы и многие другие вещи, которые сейчас на слуху – их разработки) и основателем компании «Northrop» в 1939 году.

Изображение ниже – не фотошоп от любителей теорий заговоров, а вполне реальные фото бомбардировщиков по схеме «летающее крыло», созданных еще в 40ых годах в США. Было построено целых 20 таких машин, однако «рыночек порешал» — «воротилы» из корпорации Боинг пропихнули свой – безусловно хороший – бомбардировщик Б-29, а программу летающих крыльев – ХБ-35 – закрыли, все созданные самолеты пошли на слом. От этого удара Джон Нортроп так и не оправился. И хотя Нортроп умер в 1981 году и как бы кто не относился к эффективности и целесообразности программы Б-2, есть некоторый символизм, что его компания все таки запустила самолет по схеме летающее крыло – пусть, правда, прошло пол века и мир изменился.

Б-2 родился в 80ые, совершив первый полет в 1989 году, а эксплуатацию начал в 1997. Этот самолет держит абсолютный рекорд, являясь самым дорогим в истории человечества – стоимость единицы составляет 2 миллиарда 100 миллионов долларов США (!!! Для сравнения – российский Ту-160 стоит в районе 230 миллионов долларов) – что делает его сопоставимым по цене с боевыми кораблями.

В отличие от Б-1, который должен был прорывать ПВО за счет сниженной заметности (например – отсутствия вооружений на внешних подвесах) и низкой высоты, Б-2 – «чистый» стелс. Предполагается что он на небольшой высоте невидимый радарами будет заходить в зону действия ПВО и не будучи обнаруженным наносить удар по беззащитному противнику.

Как вы можете догадаться – ключевой момент «необнаруженным». Есть много спекуляций на эту тему – США заявляет, что их самолеты обнаружить невозможно, Россия заявляет, что прекрасно их видит и т.п. и т.д. Впрочем – нельзя отрицать, что технологии обнаружения и правда шагнули далеко вперед со времен 80ых.

Длина самолета составляет 21 метр, а размах крыльев 52 метра. Основным вооружением Б-2 являются бомбы, которых он несет до 27 тонн. Помимо бомб во внутренних отсеках – подобно Б-1Б на внешних пилонах устанавливать ракеты возможность отсутствует – бомбардировщик может нести уже знакомые нам ракеты AGM-158 JASSM в количестве 16 штук. Максимальная скорость Б-2 составляет 1000 километров в час, а дальность полета без учета дозаправок – 11 000 километров.

По-поводу Б-2 ходит много разговоров. Характеристики бомбардировщика – мягко говоря – посредственны (в сравнении с тем же Б-1Б, к примеру), особенно если сопоставить их со стоимостью одной машины. К тому же – как и все стелсы, «дух» (англ. spirit) достаточно сложен и дорог в эксплуатации – стелс покрытие очень чувствительно к окружающей среде.

Даже если предположить, что стелс и правда очень эффективен и самолет и правда трудно засечь, неуязвимым он не является – вспомним хотя бы уничтожение «неуязвимого» стелс-бомбировщика F-117 в Югославии в 1999 г. Как итог – наносить ракетные удары с дальнего расстояния для бомбардировщиков по-прежнему является наиболее безопасным и эффективным способом ведения боевых действий. Кто-то может сказать, что использовать планируемые бомбы экономически выгоднее, чем ракеты, но о какой экономии может идти речь, когда мы говорим о самолете ценой более чем в 2 миллиарда за единицу?

На вооружении армии США имеется 19 самолетов Б-2. В будущем эти самолеты планируется вывести из эксплуатации и заменить на новые Б-21. Довольно странное решение, учитывая, что «старички» Б-52 будут летать под век, а самый новый и совершенный самолет планируют списать? Злые языки заявляют, что Б-52 делался «На совесть», а Б-2 – для освоения бюджета, потому армия оставляет первые как реальную боевую силу, а от Б-2 с их высокой стоимостью эксплуатации и низкой эффективностью планирует избавиться. Все это, однако, домыслы – реальные мотивы Пентагон нам вряд ли расскажет.

Туполев  Ту-160.

Ту-160 является венцом развития бомбардировщиков КБ Туполева, самым крупным и самым мощным в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом и самолётом с изменяемой стреловидностью крыла, а также самым тяжёлым боевым самолётом в мире, имеющим наибольшую среди бомбардировщиков максимальную взлётную массу. После Ту-22М, это самый скоростной бомбардировщик на планете, из находящихся на вооружении. Среди лётчиков получил прозвище «Белый лебедь», по классификации НАТО — «Blackjack» («чёрный валет»).

Ту-160 часто сравнивают с Б-1Б ввиду визуального сходства – «Лебедь» похож на увеличенную версию «Лансера», однако по своей концепции он больше похож на американскую ХБ-70 «Валькирию» или увеличенную версию Ту-22М.

Б-1Б и Ту-160. И правда — похожи, но в тоже время — абсолютно разные самолеты.

Совершивший первый полет в 1981 году, по состоянию на сегодня это единственный в мире бомбардировщик, который продолжает производиться серийно – на данный момент Россия располагается 16-ю такими самолетами, в 2023 году планируется введение в строй еще 3-х машин – по итогу численность парка будет составлять 19 единиц.

При своих огромных размерах – 54 метра в длину и от 35 до 56 метров в размахе крыльев (в зависимости сложены они или нет) этот самолет обладает максимальной скоростью в 2200 километров в час и дальностью полета без дозаправки в 14 000 километров.

Может нести до 45 тонн бомбовой нагрузки, либо от 12 до 24 ракет (в зависимости от их размера), в том числе может использоваться для запуска гиперзвуковых ракет «Кинжал».

В принципе, по Ту-160 сложно что-то добавить – это логическое развитие российской бомбардировочной школы, обладающий всеми сильными сторонами предшественников и превосходящий их почти по всем параметрам (Ту-22М чуть-чуть быстрее). Заявляется, что в будущем планируется произвести большее число данных машин с целью заменить часть парка Ту-95 и Ту-22М.

На Ту-160 есть даже туалет и кухня.   

В принципе – данную машину вполне можно назвать самолетом без недостатков – он идеально справляется с той задачей, ради которой создавался. Единственной критикой данной машины, которую я смог обнаружить – отсутствие технологии «стелс». Тем не менее, обладая возможностью наносить удары по целям с удаления в 2000-3000 километров, не совсем понятно зачем нужно использовать весьма капризное в эксплуатации стелс покрытие, которое в случае с данным самолетом может стать скорее минусом, чем плюсом.

Китайский дракон — Xian H-6.

Справедливости ради стоит упомянуть Китай. В далеком 1952 году помимо Ту-95 КБ Туполева представило еще один самолет – Ту-16. Он был меньше, чем Ту-95, и предполагался как скоростной ударный бомбардировщик, который потом был успешно выведен из эксплуатации и заменен Ту-22. 50-ые были годами дружбы СССР и Китая, потому ряд советской техники было направлено в эту страну – в том числе и Ту-16.

Собственно, по сей день это является единственным бомбардировщиком, который эксплуатирует НОАК – правда, под номером H-6 и с рядом доработок и модернизаций.
Имея 35 метров в длину и 33 метра в размахе крыльев, он способен нести до 9-12 тонн боевой нагрузки (в зависимости от версии) либо до 6 ракет, развивает скорость до 1050 километров в час и дальность полета 6 000 километров.
Главным козырем тут является их количество – на вооружении ВВС и ВМС Китая имеется общей сложностью 176 таких самолетов.
Тем не менее, несмотря на то, что этот самолет морально устарел, его вполне можно использовать примерно так же, как используется Ту-95 или Б-52 – как платформу для запуска ракет. Благо, количество в данном случае позволяет как-то компенсировать качество.

Перспективы на будущее.

Так нужны ли бомбардировщики в современном мире? Безусловно да. Приведу простой пример на России. Если взять все стратегические ракетоносцы ВС РФ (без Ту-142) – они способны нести 2100 ракет. Я как-то видел на просторах сети рассуждение о возможном конфликте России и Японии – обсуждалось сможет ли Тихоокеанский флот России справиться с японским.

Данные обсуждения можно проводить разве что забавы ради, так как ни один род войск не сражается в одиночку. В случае подобного конфликта, задействовав всего 10 % российской стратегической авиации абсолютно без риска находясь в безопасной глубине воздушного пространства России можно обрушить на флот потенциального противника 210 ракет – в том числе гиперзвуковых, перехватить которые невозможно.

Причем скорость, дальность полета самолетов и ракет делают их самым мобильным родом войск – находясь в любой части нашей необъятной родины бомбардировщики могут быстро добраться до театра военных действий и нанести удар по вероятному противнику – причем не важно, появится он на Дальнем Востоке или со стороны Европы.

Огромный флот стратегических бомбардировщиков делает любую попытку нападения на Россию невыносимо сложной задачей – даже без учета ядерного оружия. Именно поэтому во всех конфликтах – например при нападении США на Ирак в 1991 году – первой целью американцев стали немногочисленные Ту-16 Саддама, уничтоженные на аэродромах.

Как вы понимаете, осуществить подобное против России, США или Китая попросту невозможно ввиду удаленности многих аэродромов от границы.

Какие  же  бомбардировщики  нас  ждут  в  будущем?

Концепт ПАК-ДА. Как он будет выглядеть в реальности пока знают только в КБ Туполева и МО РФ.

КБ Туполева ведет работы над ПАК-ДА – пока не ясно какой он будет, по предварительной информации это будет самолет по схеме «летающее крыло», имеющий возможность беспрецедентно долго находиться в воздухе и имеющий колоссально высокую боевую нагрузку.

Китай заявляет о создании супер современного бомбардировщика Xian H-20, тоже летающее крыло, который визуально будет похож на американский Б-2 – пропустив введение в строй аналогов Ту-95, Ту-22 и Ту-160 сразу скакнув с Ту-16 на самолет будущего. Учитывая, что авиационная отрасль Китая пока что не разработала ни одного своего самолета данные заявления выглядят… несколько самоуверенными. Однако поживем – увидим.

США же в 2022 году презентовали Northrop Grumman B-21 Raider – замену Б-2 и Б-1Б. Судя по тому, что выкатили американцы, новый самолет будет уменьшенной версией Б-2 с ценой в районе 650-750 миллионов долларов за единицу.

Из заявленного ракетного вооружения – все те же AGM-158 JASSM (ввиду уменьшенного размера нести он их будет скорей всего меньше, чем Б-2 – в лучшем случае, столько же), что вызывает недоумение – ряд более совершенных новых американских ракет, в том числе разрабатываемые ими гиперзвуковые ракеты, в их новый бомбардировщик попросту не влезут (как и не влезают они в Б-1Б и Б-2 – единственный их будущий носитель по-прежнему Б-52).

Все это, однако, проекты – а как вы могли обратить внимание даже на примерах самолетов в этой статье – в процессе разработки и даже после выпуска самолеты могут претерпеть очень серьезные изменения, в том числе полностью меняющие их концепцию.

Источник:  https://cont.ws/@Papinadochka/2476409