Остров Змеиный: три тысячи лет… и всем позарез нужен | Куликовец

Остров Змеиный: три тысячи лет… и всем позарез нужен

Ещё в конце 70-х данный небольшой клочок суши стал для шестилетнего сопляка, Вашего покорного слуги, первым знакомством с Чёрным морем, в зрелые годы переросшим в горячую любовь.

Мало кто мог похвастаться нахождением на Змеином с экскурсионными целями во времена СССР. Мне повезло, поскольку был отправлен на целое лето в распоряжение родного дядьки, майора Одесского Краснознамённого пограничного отряда Западного пограничного округа. На военном катере доставлен на остров с товарищами офицерами, чудесно провёл выходные. Учился ловить черноморских бычков, выковыривать крабов, пробовал гадов морских… эх, времечко.

От шибко умного очкарика из радиолокационной роты ПВО услышал о «щите Ахиллеса», который спрятан на Змеином, сказка ребёнку запомнилась. Когда после гибели древнегреческого героя под стенами Трои, его тело похитила с погребального костра мать, морская богиня Фетида. Потом уговорила Зевса похоронить сына на острове «блаженных» Левке. Как нетрудно догадаться, последним пристанищем легендарного воина стал Змеиный, стратегический ключ к Крыму, Днестру и Дунаю.

Послушал в те дни легенду о моряке, который в 1944 году спасся с потопленного немецкой авиацией судна, чудом добрался до Змеиного, где и погиб, не дождавшись помощи. В бумагах, найденных на теле, оказалась карта известковых пещер в центре острова, где бедолага якобы нашёл «золотой щит Ахиллеса». Сакральное сокровище, по эллинистическим поверьям — амулет от гнева богов и военных поражений. Теперь понятен интерес британских продюсеров «Квартал 666» к этому клочку суши, вот где великая «перемога» зарыта….

Эллины в VI веке до н.э. построили здесь храм «ионийского ордера», закрепив за островом центр поклонения полубогу и герою. Мореплаватели считали обязанностью хоть раз в жизни добраться до Левке с богатыми подношениями Ахиллову Святилищу. На рубеж IV-III веков до н.э. пришёлся расцвет культа, греческие полисы каждый год отправляли корабли в патронирующую храм Ольвию (город Днепро-Бугского лимана) с дарами Ахиллесу.

Во времена Рима, остров Левке попадает в орбиту имперского влияния при царствовании Августа, там располагается небольшой гарнизон и постоянная стоянка флота. На начало II века становится совсем людно, археологические слои набиты монетами, характерной керамикой и строительными блоками с римскими клеймами. Змеиный стал перевалочной базой лимеса Нижнего Дуная, сохраняя сакральное значение святилища Ахиллеса.

Примерно в 160-х годах остров покидает гарнизон V Македонского легиона, значение Левке неуклонно снижается, его используют от случая к случаю римляне и варвары понтийских городов. После принятия Римской Империей христианства — храм Ахилла разрушают, Византия остров использует для торговли, военных походов, постоянное присутствие флота ромеев обрывается примерно в VI веке. Наступает (по археологическим слоям) временной разрыв почти в три века, упоминаний Левке в письменных источниках нет.

С появлением на Чёрном море «руси» остров оживает. Становится временной стоянкой флотов Киевской Руси, Болгарского Царства, само собой — Византии. Когда ромеи захватили Добруджу, то вновь включили Левке в состав Империи, создав особую фему Паристрион (Парадунавон). Остров называют «ключом Дуная», через него идёт торговля с печенегами, Русью, другими кочевыми и оседлыми народами региона.

В Средние века остров Левке появляется на картах под именем Filoxia (Филоксия) или Фидиниси. Впервые нанесён на пергамент генуэзцем Петро Весконте в 1313 году, а в 1573 году получает название Фидониси — «Змеиный остров». После падения Константинополя в 1453 году и перехода Чёрного моря под турецкий контроль Змеиный в Стамбуле (по документам) называют прежним именем, а среди моряков он больше известен как «Иланада» (тоже «остров змей»).

Литография Карло Боссоли 

С появлением Запорожской Сечи, любители подуванить «басурман» используют Змеиный как перевалочную базу для налётов на торговые пути, сохранилось несколько казачьих надписей, а 14 июля 1788 у острова произошло победное для России морское сражение. Через сорок лет, после русско-турецкой войны 1828-1829 гг., стратегический клочок суши отошёл под полную юрисдикцию Российской империи. Хотя де-факто русские положили на него глаз ещё 1801 году.

Тогда здесь побывала специальная военно-гидрографическая экспедиция Ивана Будищева, в 1823 году Змеиный уже считался русским, на острове спокойно работали археологические экспедиции обер-интенданта Черноморского Флота — Николая Критского. Он идентифицировал античные развалины «ионийского ордера», доказал историческому сообществу (вместе с членом Петербургской академии наук Егором Келером) — вот остатки настоящего святилища Ахилла, а не новодел времён Римской Империи на берегу Днепро-Бугского лимана.

Название Фидониси оставалось за островом, его включили в ведение Черноморского военно-морского ведомства. Также проходил по канцелярии губернатора города Николаева. Очень интересный момент, данный чиновник подчинялся Морскому министерству (по военной части), а гражданско-административные вопросы решал согласно уложениям Министерства внутренних дел.

Военное губернаторство было независимо от Херсонской и Таврической губерний, даже от Новороссийского наместничества. В военное время губернатор автоматически считался командующим над всеми сухопутными войсками, которые квартировали на вверенной ему территории. Хотя введённые императором Александром I пять «военных губерний» (Киевская, Подольская, Виленская, Малороссийская и Белорусская) подчинялись военному ведомству, Николаевско-Севастопольская — относилась к военно-морскому.

Губернаторами здесь были знаменитые адмиралы Алексей Грейг и Михаил Лазарев. Первый в 1829 году обратил особое внимание на Змеиный, изъял его из гражданского подчинения в «Черноморское ведомство маяков на берегах Чёрного и Азовского морей». Так остров перешёл под полный контроль военных моряков, в 1849 закончилось строительство маяка по проекту архитектора Черноморского адмиралтейского департамента Карла Акройда.

Обслуживающий персонал объекта состоял из пяти-восьми унтер-офицеров «ластовых экипажей флота» (береговая служба). Позже к ним добавили наблюдателей-метеорологов. Понимая значимость Змеиного в грядущей русско-турецкой войне, ставшей в 1853 году — Крымской, был заложен «маячный городок». Готовность на момент высадки англо-французского десанта в Крыму была полной, не хватало осветительных систем, заказанных в Париже. Само собой, контракт не был исполнен, а деньги… возвращены только после падения Наполеона III.

Маяк на Змеином захватили англичане, после Крымской войны русские постарались его вернуть, отправив летом 1856-го военное судно с десантом. Петербург нашёл лазейку в мирном Парижском трактате того же года, где статус острова не был прописан. Российская Империя оставляла устье Дуная и придунайскую часть Бессарабии, о Змеином — молчок. Наш десант не успел буквально на пару недель, турки уже высадили свою команду с пушками, захватили городок.

Назревала стычка, как всегда… начала «гадить англичанка», из Стамбула срочно вышла эскадра боевых кораблей, бросив якоря ввиду острова. Началась дипломатическая перепалка, Змеиный остался за турками после решения Парижа поддержать союзников по анти-русской коалиции. Наступил 1878 год, по итогам русско-турецкой войны Змеиный с барского плеча подарили Румынии, союзнице России, которая переименовала его и разместила на острове дисциплинарный батальон.

Попил Змеиный нашей кровушки во времена Великой Отечественной. Румыны и немцы имели на острове наблюдательные станции ПВО и военно-морского флота. Первые отслеживали маршруты советской авиации, совершавшей налёты на нефтеносные районы Плоешти, вторые — наблюдали за перемещениями подводных лодок Черноморского Флота, постоянно кружившиеся вокруг морского порта Констанцы.

Лишь в 1944 году моряки-черноморцы освободили Змеиный стремительным манёвром, очень напоминавшим начало Спецоперации сегодняшних дней: одна бомбёжка, высадка десанта, сдача румынского гарнизона без единого выстрела. А после перекраивания госграниц в Европе в 1948-м Бухарест официально уступил остров Москве.

С середины 50-х Змеиный — уже важный стратегический объект, закрытая военно-морская база. Остров обживает радиолокационная рота ПВО, специальный радиотехнический взвод береговой системы наблюдения Военно-морского флота СССР и пограничники. Каждые несколько лет, как только совершенствуется техника, Змеиный переоснащают новейшими средствами радиолокационного контроля.

Выводы…

Если серьёзно, радуюсь, как глубоко сели в лужу британцы, постаравшись наглостью, нахрапом, десятками жизней украинских спецназовцев перехватить контроль над Змеиным 9 мая 2022 года, устроив из украинской «перемоги» — чудовищную «зраду», провалив планирование операции, не раскусив планов нашего командования. Которому не нужно объяснять: Змеиный имеет огромное значение, является «ключом» к Одессе и Крыму, запирает устье Дуная. Способен станциями слежения контролировать весь регион, воздушные, над- и подводные цели.

Кто владеет Змеиным, тот держит под наблюдением (и военным контролем, если поставить ракетное вооружение) северо-запад черноморской акватории, основные прибрежные пути следования морских судов вплоть до речных ворот Дуная, открывающихся в юго-восточную часть Европы. Так что… есть подозрение, наглы не успокоятся, попробуют продолжить битву за Змеиный. Только устранив русский контроль, можно гарантировать морское сообщение с Одессой, связав её с портами НАТО — Стамбулом, Варной, Констанцей и Галацем.

Источник:  https://cont.ws/@vv900535441/2304148