Эйми Майерс Джаффе.Электроэнергия – новая нефть. | Куликовец

Эйми Майерс Джаффе.Электроэнергия – новая нефть.

СТРАТЕГИЯ США ДЛЯ МИРА В ПОСТ-УГЛЕВОДОРОДНУЮ ЭПОХУ

Соединённые Штаты сегодня не готовы защищать глобальную энергетическую систему будущего, и в этом таится опасность. Если страна хочет сохранить своё непомерное геополитическое влияние, она снова должна занять главенствующую роль с хакерами и разработать план: как сохранять в безопасности электросети, жизненно важные для США и их союзников.

Недавно хакеры устроили одну из самых дерзких цифровых атак последнего времени: 7 мая группа, известная под названием DarkSide («Тёмная сторона»), атаковала один из крупнейших трубопроводов США с целью вымогательства выкупа, что привело к его остановке. Это жизненно важная артерия для транспортировки нефтепродуктов (бензин, дизельное и авиационное топливо) с нефтеперерабатывающих заводов на северном побережье Мексиканского залива в десять штатов на Восточном побережье. Непрошеное вторжение вынудило оператора трубопровода, компанию Colonial Pipeline, временно остановить поставки, что привело к повсеместной нехватке топлива, когда запаниковавшие водители начали закупать топливо впрок. Нарушения в работе трубопровода также вынудило несколько аэропортов изменить маршруты рейсов, в то время как средние цены на топливо в стране достигли наивысшего уровня с 2014 года.

Хотя компания Colonial Pipeline быстро заплатила выкуп в размере 5 млн долларов, чтобы предотвратить ещё более обширный кризис, атака стала болезненным напоминанием о том, что защита поставок энергоносителей в эпоху быстрой цифровизации намного сложнее, нежели в аналоговую углеводородную эру. По мере перехода стран от ископаемых видов топлива к возобновляемой электроэнергии, распределяемой по высокотехнологическим сетям, правительствам придётся противостоять новым изощрённым угрозам.

Эта трансформация – конкретный вызов для Соединённых Штатов. В настоящее время американское правительство играет исключительную роль в мировой энергетической безопасности, благодаря своим ВМС, защищающим морские торговые пути, по которым транспортируются нефть и газ. Как бы в предзнаменование грядущих событий инцидент с компанией Colonial Pipeline стал сложной цифровой атакой, произведённой непонятной и физически удалённой третьей стороной против жизненно важной внутренней инфраструктуры страны.Поскольку на электроэнергию приходится всё большая доля передаваемой в мире энергии, в ближайшие годы участятся и нападения на передающую инфраструктуру, наподобие того, что было совершено на трубопровод компании Colonial Pipeline. Соединённые Штаты сегодня не готовы защищать глобальную энергетическую систему будущего, и в этом серьёзная опасность. Если страна хочет сохранить своё непомерное геополитическое влияние, она снова должна занять главенствующую роль и разработать план: как сохранять в безопасности электросети, жизненно важные для США и их союзников.

 

Сетевые эффекты

 

Глобальная энергетическая система, которую страны и компании выстроили в ХХ веке, опиралась на ископаемые виды топлива, перевозимого кораблями и грузовиками, а также транспортируемого по трубопроводам. Эти углеводороды часто потреблялись напрямую, но была создана и гигантская инфраструктура электростанций, где нефть и природный газ преобразовывались в электроэнергию, наряду с другими энергоносителями. Однако сегодня глобальный переход на возобновляемые источники энергии вытесняет ископаемые виды топлива и сопровождающие их распределительные системы. Вместо трубопроводов и танкеров, бороздящих воды мирового океана, потребители сегодня больше полагаются на технологически продвинутые сети, связывающие их с солнечными фермами, ветровыми турбинами, а также на гидротурбинные генераторы и геотермические электростанции.

По мере того, как этот переход будет набирать обороты, трансграничная торговля электроэнергией будет неизбежно расширяться, поскольку страны стремятся диверсифицировать поставки энергоносителей из разных источников и мест. Европа уже стала лидером в этом отношении. «Северный пул» – аукционная система торговли электроэнергией, связывающая девять разных национальных сетей – предназначена для повышения надёжности и безопасности электроэнергетики на континенте. На другой стороне земного шара китайская Организация по развитию и кооперации Глобального энергетического объединения (GEIDCO), созданная в 2016 г., имеет амбициозные планы объединить китайские энергосети с сетями других стран Азии и даже Латинской Америки. Индия также выстраивает электроэнергетические связи с соседними странами, например, с Бангладеш и Непалом.

В целом мы видим положительную мировую динамику. Надёжные распределительные сети, помимо всего прочего, устраняют один из главных недостатков возобновляемой энергетики. Поскольку погодные условия в разных местах существенно разнятся, ветровые установки и солнечные батареи иногда не могут полностью удовлетворить потребности местных жителей. Опираясь на источники энергии из разных мест, многонациональные сети снижают риск перебоев в электроснабжении из-за погодных условий или технических проблем на местах, что позволяет улучшать некоторые аспекты энергетической безопасности при переходе от ископаемых видов топлива к возобновляемым источникам энергии.

Но есть и очевидные минусы. Более крупная сеть означает необходимость защиты более объёмной инфраструктуры и дополнительные возможности вторжения у хакеров в погоне за личной выгодой или политическими уступками. Например, российские хакеры «прославились» тем, что нарушили работу трёх украинских электрораспределительных компаний в 2015 г., дистанционно отключив тридцать подстанций и отрезав от электроснабжения сотни тысяч граждан Украины. В военное время хакеры могут проникать на энергетические объекты, нанося большой вред мирному населению; своими действиями они даже могут вызвать экологическую катастрофу. В 2017 г. иранские хакеры, как предполагается, проникли на нефтехимическое предприятие Саудовской Аравии с намерением нарушить его операционную деятельность и устроить взрыв. К счастью, эта попытка оказалась неудачной.

 

Создать резервные мощности

 

Хотя это новые проблемы, решение у них известное. Страны, входящие в одну и ту же сеть, могут добавлять резервные мощности для генерации электроэнергии, а также резервные передающие системы для сглаживания последствий потенциальной атаки. Они могли бы сохранять в резерве законсервированные станции, работающие на ископаемом топливе, чтобы в случае возникновения нештатной ситуации снова их запустить. Можно было бы платить поставщикам электроэнергии, чтобы они сохраняли в резерве дополнительные мощности генерации электроэнергии на случай перебоев в снабжении, и даже использовали мини-сети солнечной энергии (небольшие системы, работающие автономно и независимо от большой электросети) в случае возникновения аварийной ситуации в централизованной системе энергоснабжения. Страны или регионы могли бы также наращивать объёмы хранения энергии с использованием батарей (аккумуляторов), нагнетаемого воздуха и воды или водорода.

 

Однако мир распределённых и оцифрованных электросетей бросает Соединённым Штатам уникальный вызов, особенно их роли как гаранта мировой энергетической безопасности.

 

После нефтяных кризисов 1970-х гг. и советского вторжения в Афганистан 1979 г. президент Джимми Картер заявил, что США готовы применить силу для защиты своих национальных интересов в богатом нефтью Персидском заливе. Это заявление получило известность как Доктрина Картера, и в последующие десятилетия Соединённые Штаты наращивали военное присутствие в этом регионе, а также вмешивались в некоторые конфликты. Сегодня роль США в защите нефтяных поставок выходит далеко за пределы Персидского залива: ВМС играют ключевую роль в охране международных морских путей, по которым страны и компании осуществляют торговлю ископаемым топливом.

Однако в грядущем мире трансграничных связей в сфере поставок электроэнергии обеспечение безопасного нефтяного экспорта по морским путям уже не будет гарантировать такое же геополитическое влияние, как раньше. По мере изменения мирового ландшафта Вашингтону необходимо переосмыслить свою роль в мировой энергетической системе. Одна из областей, где американцы могут взять на себя роль лидера – государственное и корпоративное управление.

 

С учётом того, что стоит на кону, установление дозволенных пределов для поведения в киберпространстве может в итоге оказаться так же важно, как и контроль ядерных вооружений в годы холодной войны.

 

Для начала Вашингтону следует стать инициатором глобального диалога для выработки соглашений, противодействующих таким требующим выкуп хакерам, как DarkSide. Посол России в Европейском союзе уже просигнализировал о готовности Москвы обсудить возможные договоры под эгидой ООН. Президент РФ Владимир Путин также сказал недавно на государственном телевидении, что Россия готова к выдаче киберпреступников, если Соединённые Штаты возьмут на себя аналогичные обязательства по их экстрадиции. И всё же Вашингтону придётся оценить серьёзность намерений Москвы с учётом роли России в укрывательстве и, возможно, спонсировании кибертеррористов.

США также способны помочь в развитии новых многонациональных организаций, осуществляющих надзор за соглашениями в сфере торговли электроэнергией. Существующие коалиции, включающие национальных сетевых операторов и частные компании, могут быть недостаточно компетентны, чтобы разрешать сложные дипломатические споры и проблемы кибербезопасности. С учётом присутствия армии США в разных регионах мира и центральной роли Вашингтона в региональных альянсах Соединённые Штаты имеют всё необходимое для того, чтобы играть ведущую роль в области безопасности, равно как и в будущих системах управления и безопасности.

Вашингтону следует воспользоваться технологическими преимуществами над противниками. С помощью высокотехнологичных компаний из Кремниевой долины США могли бы стать ведущим поставщиком электроэнергетической аппаратуры и программного обеспечения, включая так называемые распределённые энергоресурсы. Эти системы (например, микросети солнечной энергии и виртуальные электростанции) позволяют компаниям закупать избыточные энергетические мощности, вырабатываемые солнечными панелями на крышах зданий и системами хранения на аккумуляторах, а затем перепродавать их сетям, когда у потребителей возникает потребность в дополнительной электроэнергии. Складирование оборудования, необходимого для работы таких систем, позволило бы армии США помогать союзникам в экстренных ситуациях или во время вооружённого конфликта. Например, мини-сети солнечной энергии можно устанавливать, заменять или ремонтировать в считанные дни, тогда как ремонт крупных теплоэлектростанций может потребовать месяцы или даже годы в случае их повреждения вследствие военных действий, природных катаклизмов или несчастных случаев.

Водород – ещё один многообещающий источник резервной энергии, который Вашингтон мог бы развивать. В настоящее время ни одна страна не доминирует в мировом производстве или торговле водородом, поэтому, подобно нефти или сжиженному природному газу, он может поставляться и храниться для будущих нужд. Если правительство США быстро мобилизуется для расширения производства, переработки и экспорта водорода, Соединённые Штаты могли бы сохранить доминирующую позицию на мировых энергетических рынках.

Однако Америке нужно в первую очередь наращивать усилия в сфере научных исследований и разработок, особенно в сфере инверторов для солнечных батарей (преобразующих энергию, вырабатываемую солнечными панелями, в стандартный электрический ток), аккумуляторных технологий и программного обеспечения для новых энергетических систем. Чтобы не отстать от Китая, на долю которого сегодня приходится 60 процентов мировых мощностей по переработке лития для производства аккумуляторов, Вашингтону нужно сосредоточиться на научных исследованиях и разработках, на искусственных заменителях добываемых в шахтах металлов, в том числе редкоземельных металлов, где Китай в настоящее время доминирует.

 

Деградация электроэнергетики

 

Сегодня Соединённые Штаты находятся в очень невыгодном положении в плане электроэнергетической инфраструктуры. Стареющие сети США, построенные в 1950-е и 1960-е гг., требуют ремонта и обновления. По оценке консультационной компании Brattle Group Вашингтону нужно потратить больше 1,5 трлн долларов только на то, чтобы модернизировать имеющуюся инфраструктуру, и гораздо больше, чтобы удовлетворить растущий спрос на чистую энергию. Выделение администрацией Байдена 200 млрд на модернизацию электросетевой инфраструктуры и резервирование дополнительных 2,1 млрд долларов для агентства кибербезопасности – небольшие суммы в сопоставлении с грандиозностью стоящих перед страной задач.

Однако эти проблемы не фатальны. Правительство давно демонстрирует готовность инвестировать преимущественно в инфраструктуру. Наряду с созданием массивной многонациональной системы хранения нефти, Вашингтон тратит от 50 до 100 млрд долларов в год, чтобы гарантировать беспрепятственный поток углеводородов с Ближнего Востока. Если США хотят сохранить положение сверхдержавы в сфере энергетической безопасности, им необходимо заявить об аналогичной приверженности планам создания энергетических систем будущего. Если Америка этого не сделает, последствия будут крайне неприятными. Под угрозой окажется не только военное превосходство, но и способность страны защищать свою родину. Чтобы не допустить такого зловещего развития событий, лидерам Соединённых Штатов нужно радикально переосмыслить геополитику электрифицированного мира.Источник:https://globalaffairs.ru/articles/elektroenergiya-novaya-neft/