Ядерные опции против России: какие санкционные козыри остались у Запада? | Куликовец

Ядерные опции против России: какие санкционные козыри остались у Запада?

Депутаты Европарламента проголосовали за резолюцию с призывом отключить Россию от межбанковской системы передачи информации о платежах SWIFT, остановить достройку «Северного потока – 2», отказаться от закупок нефти и газа в России, заморозить европейские активы «олигархов, близких к российским властям», и аннулировать их визы.

При этом оговаривается, что предлагаемые меры стоит принять в случае, если Россия вторгнется на территорию Украины.

Тут, как говорится, можно выдохнуть – Россия не собирается нападать на Украину. Конечно, Киев может спровоцировать «хорватский вариант» в Донбассе, что потребует от Москвы проведения операции по принуждению к миру, а это украинской стороной будет, разумеется, подано как «нападение». Впрочем, если начнется большая война, в которую окажутся втянуты многие игроки, будет уже не до сантиментов в отношении евродепутатов.

К резолюции ЕП и так не стоит относиться всерьез, поскольку она носит рекомендательный характер. Европарламент – это место, куда отправляют на почетную пенсию политиков, которые не имеют уже никаких рычагов влияния на действующие власти своих стран. Иными словами, это собрание «говорунов», функционал которых заключается в том, чтобы говорить много и обо всем, в каком-то смысле выпускать политический пар.

Таких резолюций за последние годы принималось бесчисленное количество. Бесчисленное количество раз всякие политики призывали отключить Россию от SWIFT и отказаться от «Северного потока», но все это оставалось лишь словами. Ни одна из этих угроз даже близко не подошла к реализации, ее ни разу не обсуждали всерьез на уровне органов, уполномоченных принимать реальные решения. Просто потому, что все эти угрозы совершенно безумны и стоят лишь на ступеньку ниже угрозы объявить России реальную войну. То есть это последний аргумент, когда других не остается, и дипломаты расписываются в своем провале.

Надо понимать, что потенциал дипломатии, по мнению западных политиков, не исчерпан, как и потенциал санкционного давления – не смертельного, не такого, после которого России не останется ничего, кроме окончательного отказа от диалога. «Ядерные опции» предусмотрены как раз на этот случай, когда говорить уже не о чем, а начинать войну страшновато. Поэтому вероятность реализации предложенных ЕП мер минимальна. Но она не нулевая. Все же рассмотрим возможности их принятия по возрастающей в сторону утопичности.

Самым вероятным действием, наверное, остается отключение от SWIFT. Формально система независима и вне политики, но следует помнить, что два самых громких в истории отключения (КНДР и Иран) произошли после постановления ООН о санкциях. Думаю, не нужно пояснять, насколько политизировано это решение и кто за ним стоит. Иными словами, США при желании могли бы продавить решение отключить Россию.

Напомню, бывший спецпредставитель Госдепа США на Украине Курт Волкер после «керченского инцидента» говорил, что отключение от SWIFT остается инструментом сдерживания на случай, если Россия пойдет на «дальнейшие агрессивные шаги». По его словам, это является «ядерной опцией», которая дорого обойдется самому Западу.

Каким образом? Во-первых, это дорого обойдется самой системе. Ведь Россия – не КНДР, которая и так практически исключена из мировой экономики, общаясь с ней через Китай, и даже не Иран, который включен в нее намного больше.  К слову, перед кризисом в России наблюдался один из самых высокорастущих трафиков, страна входит в двадцатку крупнейших пользователей.

Пострадают компании, ведущие торговлю с Россией, в том числе немногочисленные американские. Как «Макдоналдс» и «Кока Кола» будут выводить деньги из нашей страны? С помощью телетайпа? Это из той же серии, что отказаться от российских облигаций, просто взять и предложить отказаться от денег по политическим мотивам. Потому-то и санкции против российского госдолга скорее декоративные, Вашингтон прекрасно понимает, какую свинью он этим подложит своим партнерам.

Повторю, такие меры используются в качестве последнего аргумента, когда терять уже особо нечего. Зачем выкладывать на стол последний козырь, если еще есть чем играть?

Я уж не говорю о том, что это будет огромный удар по репутации самой системы, которая окончательно лишится статуса «вне политики». Это заставит даже преданных союзников США задумываться о поиске альтернатив на «всякий пожарный», ведь поведение «гегемона» становится все менее предсказуемым.

К слову, Европа уже занимается такими изысканиями. Для торговли с Ираном разработаны специальные схемы, к примеру INTEX, эффективность работы которых, правда, пока не очень понятна. К тому же, если США вернутся в сделку с Ираном, необходимость в этих инструментах как бы отпадет. Как бы то ни было, европейцы уже поняли, что от США можно ожидать чего угодно, и хоронить альтернативные инструменты никто не будет. Их просто уберут в «чулан» до поры до времени. Тем более что подключение к другим платежным системам не заставляет отключаться от SWIFT. Можно быть одновременно подключенным к двум-трем, да хоть к десяти системам. Вопрос лишь в способности платить «абонентскую плату». Но тут риск стоит того.

Кстати о деньгах. Передача сообщения в SWIFT стоит 3‑5 евроцентов, а в российской СПФС (система передачи финансовых сообщений Банка России) – 0,8 рубля.

Россия давно подготовилась к отключению. Сегодня к СПФС уже подключены не только российские банки, но и банки Белоруссии и Казахстана. Да, еще ведутся переговоры с Пекином о соединении СПФС с китайской международной системой CIPS. Связать свою пока еще разрабатываемую систему с российской планирует Индия.

Иными словами, отключение от SWIFT нанесет определенный ущерб России, но в реальности только ускорит появление у SWIFT конкурентов, которые начнут забирать себе значительную часть международного трафика. Это как с долларом – отказ от него процесс не быстрый, но американские власти в последние годы делают все, чтобы ускорить его.

Что касается «Северного-потока – 2». Тут не раз было сказано, что для его остановки мало воли ЕП, других органов Евросоюза и властей отдельных стран. Вернее, по сути, принять такое решение может только одна страна – Германия. А она его гарантированно не примет до осени, пока у власти Меркель. Если только реально не начнется третья мировая или вдруг не выяснится, что Петров/Боширов пытались отравить «Новичком» саму фрау канцлерин.

Даже приход к власти в ФРГ зеленых (что при нынешних раскладах возможно, но не столь высоковероятно – им в любом случае придется договариваться с ведущими политическими силами страны) не означает закрытия проекта. СП-2 – все же проект немецкого бизнеса, с интересами которого любые власти будут вынуждены считаться. Одно дело – агрессивная предвыборная риторика, другое – реальные действия. Другой вопрос, что противники трубопровода постараются сделать все, чтобы оставить его пустым, но остановить достройку уже не просто трудновыполнимо, но и имеет мало смысла, т.к. есть другие, более эффективные пути ударить по монополии «Газпрома» в Европе.

Кстати, о монополии. По данным ФТС, в прошлом году (учитывая резко снизившиеся потребности из-за большого запаса в ПГХ, сделанных на случай срыва договоренностей с Украиной, и общего замедления экономики из-за пандемии) Германия купила у «Газпрома» 38,148 млрд куб. м. При этом уже в первые десять дней февраля этого года Берлин на фоне холодной погоды увеличил закупку российского газа в полтора раза (на 47,8%). Даже если не брать во внимание все эти колебания, доля российского газа неизменно составляет более трети в потреблении ведущей экономики Европы. И никакие разговоры о «зеленой энергетике» ситуацию кардинально не меняют. Кстати, и по углю, хотя его доля падает, Россия остается главным экспортером. На фоне отказа от угля и АЭС доля потребляемого газа будет расти, и прогнозы о переходе полностью на ВИЭ к 2050-му, а тем более к 2030 году выглядят сомнительно.

Кстати, речь не только о Германии.  Между отметками 35 и 45% колеблется доля российского газа в общем по Европе. В прошлом году на 73,44% увеличила закупки «газпромовского» газа Польша, которая на словах так стремится поскорее от него отказаться, на 41,01% – Италия, на 28,34% – Греция.

Это только трубопроводный газ, а есть еще СПГ. В последние годы Россия оспаривает первое и второе места с Катаром, но в любом случае остается в лидерах. Да, на рынке нефти Россия также соперничает только с Саудовской Аравией и периодически с США (при Байдене, похоже, Америка выпадает из списка претендентов на «призовые места»), ее доля в европейском импорте составляет около трети.

Это я о призывах к полному отказу от российской нефти и газа. Смешная шутка, как говорится.

Наконец, что касается санкций против олигархов. Хочу напомнить, как в начале года британская The Independent написала о необходимости ввести санкции против Романа Абрамовича на основании утверждения соратников Навального о том, что тот оказывает влияние на президента России. Правда, потом в Лондоне, очевидно, подсчитали, сколько Абрамович и другие российские олигархи приносят британской казне, и заставили редакцию извиниться. Помнится, пару лет назад они приняли закон, позволяющий заставлять владельцев дорогостоящей недвижимости отчитываться о подозрительных активах. И как, многие уже отчитались? То-то же.

На самом деле, Запад действительно иногда пытается «щемить» российских олигархов, достаточно вспомнить того же Дерипаску, но тут речь идет о банальном рейдерстве, об отжатии отдельных предприятий. Тут никакой политики. Пускать по миру Абрамовича или Дерипаску никто не собирается. Это чревато тем, что российская элита «озвереет» и пойдет на крайние ответные шаги. Да и зачем резать курицу, несущую золотые яйца, тем более что наши олигархи сами с удовольствием всё вывозят на Запад и там тратят? Тут можно ненароком перегнуть палку и привести к власти реально независимых от Запада людей. Тогда уже можно будет «воевать» по полной: отключать от SWIFT, «рубить» СП-2 и госдолг, запрещать россиянам въезд в страны Запада, обкладывать санкциями президента, наконец, рвать дипотношения…

Все перечисленное – это крайние меры, на которые Запад идти пока не готов. Другой вопрос, что это не значит, что нам можно расслабляться. К реализации этих мер нашими оппонентами нужно быть готовыми всегда. Более того, они позволяют нам отказаться от позорной импортной зависимости практически по всем категориям товаров, нефтегазовой иглы, офшоров и в конечном итоге – доллара, начать строить нормальную независимую экономику. Другой вопрос, воспользуются ли наши власти возможностями, которые нам, сам того не желая, дает Запад?..

Источник:https://vpoanalytics.com/2021/05/18/yadernye-optsii-protiv-rossii-kakie-sanktsionnye-kozyri-ostalis-u-zapada/