Андрей Манчук.Золото Кубрата: на Полтавщине разрушили памятник легендарному хану
В 1912 году юный пастушок провалился в погребальную шахту, где обнаружил роскошный золотой кубок. Случайная находка, которая получила название Перещепинского клада, поражала воображение — во время раскопок здесь нашли почти тысячу различных предметов, включая 19 серебряных и 16 золотых сосудов. В древнем кургане обнаружили 25 килограммов золота и 50 килограммов серебра — и было понятно, что в этом месте покоилась чрезвычайно значительная фигура.
«Золотой ритон и золотые украшения второго, несохранившегося ритона; золотая облицовка деревянного кувшинчика; посох в золотой облицовке; сохранившийся почти полностью железный меч с кольцевым навершием с золотой облицовкой рукояти и ножен, фрагменты других мечей и кинжалов, золотые и серебряные части от поясов, золотые украшения — гривна, серьга, семь браслетов и семь перстней со вставками из драгоценных камней — аметистов, сапфиров, тигрового глаза, гранатов, горного хрусталя и изумрудов; ожерелье из золотых византийских монет; накладки и монеты, нашивавшиеся на одежду; золотые квадратные облицовочные пластины деревянного погребального сооружения», — перечисляет эти сокровища сайт Эрмитажа, где находятся сейчас предметы уникального клада.
Но самой ценной находкой был именной греческий перстень с монограммой «Куврат патрикий», потому что он позволил точно определить имя захороненного в могиле вождя. Ведь было известно, что хан Кубрат получил от византийского императораИраклия почетный титул патрикия, а по свидетельству епископа Иоанна Никиусского, даже принял в Константинополе христианство, что может косвенно подтверждать изображение креста на рукояти его меча. А обнаруженные в кладе монеты позволили в точности подтвердить эту датировку.
Значение клада было крайне важным, как, впрочем, и историческая роль самого Кубрата. Он перенял у византийцев не только религию, но и искусство политики. Разгромив авар и заключив вечный мир с греками, этот хан подчинил себе большинство кочевых булгарских племен. А затем образовал из них мощный племенной союз, контролировавший территории от Волги и до берегов Южного Буга, заставляя считаться с собой все соседние государства.
Византийские хронисты назвали это образование Великой Булгарией, однако конфедерация основывалась на личном авторитете знаменитого хана и распалась вскоре после его смерти. Часть булгар осталась кочевать в приморских степях, попав под власть наступающих с востока хазар, другие откочевали на северо-восток, положив начало Волжской Булгарии. А несколько племен во главе с ханом Аспарухом — третьим сыном Кубрата — отправились за Дунай. Смешавшись с местными славянскими племенами, они приняли участие в этногенезе современных болгар, хотя полностью утратили в его процессе родной тюркский язык.
Находка захоронения Кубрата подтвердила данные средневековых хронистов, а сама могила стала знаковым местом для деятелей болгарского национального движения. Они регулярно приезжают в Малую Перещепину, где организовывают разнообразные культурные мероприятия с участием представителей болгарской общины, проводят музыкальные фестивали и установили болгароязычные стенды. По одной из версий, это вызвало неудовольствие националистических активистов, которые решили разрушить памятник, исходя из известной формулы: «Пам’ятай чужинець — тут господар українець».
Однако у вандалов могла быть мотивация неполитического характера. На это указывает способ разрушения монумента — злоумышленники сделали на могиле подкоп, разрушивший памятную стелу. По мнению местных жителей, этим могли заниматься черные археологи. Огромное количество обнаруженных сто лет назад драгоценностей, о которых до сих пор рассказывают легенды селяне, постоянно побуждает раскапывать расположенные поблизости городища.
И, возможно, кто-то решил «проверить» место старых раскопок, ведь сто лет назад археологи не пользовались продвинутыми металлоискателями, которые имеют в своем распоряжении современные «копачи».
Уцелевшие степные курганы методично уничтожают, как это произошло прошлой осенью с огромной скифской могилой в Николаевской области. Ее просто срыли среди бела дня экскаватором, причем к преступлению оказались причастными ультраправые из одесской охранной фирмы. И несмотря на большой общественный резонанс, никто не понес за это никакого реального наказания. Хотя расхитители гробниц нанесли огромный вред историческому и культурному наследию Украины, который вряд ли можно исчислить в денежных единицах.
«На eBay — куча археологических находок из Украины. Написано: «Доставка в любую страну мира»… Мы с коллегами видели, как на этом аукционе появлялись уникальные предметы, то, что у нас никогда не находили археологи. Они всплывали «волнами», украшений продавалось много, потом они исчезали. Это значит, что целый регион уничтожили, историки ничего не узнают о его прошлом. Если историю Украины представить, как книгу, то из нее вырываются и сжигаются целые главы. Мы их никогда не прочитаем. Такого объема «черной археологии» нет ни в одной стране мира. Мы свидетели последнего поколения украинских археологов. Мы будем уникальной страной, где не будет, что исследовать…
У нас много состоятельных и влиятельных людей вкладывают деньги в находки «черных археологов». Стоит относительно недорого, цена со временем не снижается, а наоборот. Очень хорошо сформулировал мой коллега: «Если бы скифскую пектораль нашел не Борис Мозолевский, а дядя с детектором, то, в лучшем случае, мы бы ездили посмотреть на нее в Лувр», — рассказывает об этой трагедии известный археолог Максим Левада.
Это в полной мере касается захоронения на Полтавщине, ведь если бы ее раскопали сегодня черные археологи, это не позволило бы установить исторический характер фигуры булгарского хана, о которой рассказывали византийские летописи.
Наконец, разрушение могилы хана Кубрата указывает на еще одну критическую проблему. Массовое уничтожение памятников советской эпохи, которое развернулось после победы Евромайдана, привело к нормализации преступной практики вандализма. Общество перестало реагировать на порчу памятных монументов и даже на осквернение могил, принадлежащих знаковым деятелям истории и культуры.
Охотники за металлом как минимум дважды распиливали бронзовый декор на месте захоронения Леси Украинки, ломали памятники Тарасу Шевченко и Ивану Франко, которые являются наиболее известными фигурами современного национального пантеона. А осквернение мемориала Кубрату вообще не вызвало особого резонанса, хотя об этом сообщают европейские медиа, а МИД Болгарии официально потребовал расследовать преступление.
А это значит, что такие позорные истории будут повторяться снова и снова. Пока будет что разрушать.