Море одесситов пришли проститься с Олегом Губарем, отстаивавшим Одессу, как «исторический русский проект» | Куликовец

Море одесситов пришли проститься с Олегом Губарем, отстаивавшим Одессу, как «исторический русский проект»

Сегодня Одесса провожает в последний путь легендарного историка, археолога, краеведа Олега Губаря, скончавшегося на 67 году жизни от последствий коронавирусной инфекции.

В 11 часов Преображенский парк Одессы, реконструированный, в том числе, благодаря активному участию указанного специалиста, был заполнен множеством горожан с цветами, пришедшими на прощание с легендой Одессы.

Несмотря на открытую травлю после 2014 года не только со стороны украинских радикалов, но и крайне малочисленной, но активной части местного краеведческого сообщества, Олег Губарь оставался принципиальным защитником исторической памяти города-героя.

«Если мы говорим русский этот город, украинский или китайский, то мы должны определиться, что мы имеем в виду. Если в историко-культурном смысле, то, конечно, русский.

Если территориально, то получилось так, что он оказался после Беловежского сговора в этой стране…», — неоднократно указывал опальный историк.

По его убеждению, от которого он ни разу не отрёкся, Одесса была и остаётся «исторически русским проектом».

«Мы должны понимать, что Одесса — это имперский проект, бюджетный, финансируемый.

Всё, что здесь создано, оно главным образом создано за государственный счёт или в результате запущенного государством Россия механизма отчислений от торговли. Исторически одесский проект осуществлялся из Петербурга», — констатировал Губарь.

Он замечал, что миф о «многонациональном городе» имеет под собой основания, но совсем не с той стороны, на которую идеологически «напирали» все последние годы, исключая, собственно, русскую составляющую.

«И когда у нас говорят, что, дескать, собрались пассионарии со всех городов и весей, что здесь руководили французские администраторы, то надо понимать, что они были чиновники российские! Они находились в течении многих лет на государственной службе.

И, что, в частности, Ришелье [Арман Эммануил дю Плесси, герцог де Ришелье, градоначальник Одессы начала XIX века — ред.] был конфидентом и очень близким человеком к Александру Первому. Это касается всех администраторов», — подчеркивал кравевед.

Он призывал не отрекаться от исторического термина «Новороссия», так как делать вид, что её не было — «откровенная ложь», хотя бы потому, что Новороссийский край зафиксирован во многих документах и на памятниках.

«Я всегда говорю, что у нас всё поставлено с ног на голову. Утверждение о том, что Одесса такая, потому что она многонациональная, это всё прямо наоборот

Просто здесь были созданы условия для того, чтобы себя могли реализовать немецкие колонисты, православные переселенцы из массы стран и областей. Евреи здесь могли себя реализовать, потому что была создана черта оседлости, имевшая прогрессивное значение. Т.е. они обитали в Польше в местечках, а здесь им дали возможность жить на огромной территории. Всё это позволило имперское руководство», — отмечал Олег Губарь.

По его данным, основанным на многолетней работе в местных и центральных архивах, Одесса за короткое время превратилась в европейский центр исключительно благодаря усилиям России.

«Кто формировал городской бюджет таким образом, чтобы Одесса могла за очень короткое время превратиться в город европейского масштаба? Российская империя!

Мы ведь таких примеров больше не знаем! А теперь эти условия не создаются и город умирает…» — сетовал в 2016 году историк.

Добавим также, что уже на следующий день после известия о смерти легендарного краеведа было составлено обращение к мэрии города-героя с просьбой присвоить площади, улице или скверу имени Олега Губаря.

Одесский историк Александр Васильев написал на своей странице в соцсети:

«Олег Иосифович не просто поднял краеведение на уровень академической дисциплины. Губарь знал историю Одессы так, будто бы нашел в одном из двориков волшебную дверцу, открыв которую мог сам попасть в прошлое и гулять по улицам Города вслед за Пушкиным, тщательно подмечая каждый его шаг…

Если бы всё, что делал Олег Иосифович для Одессы ограничивалось бы только изучением истории Города, то и этого было бы достаточно, для памятника при жизни.

Но в наши окаянные дни стал для одесситов еще и настоящим нравственным камертоном. Когда он шел по Куликову полю, наискось перепоясанный парадной лентой почетного гражданина Одессы, опираясь на свою палочку и сжимая в другом кулаке букетик алых цветов, то перед ним расступались кордоны украинских наци, не гнушающихся нападением даже на скорбящих старух…

И это был, без преувеличения, настоящий гражданский подвиг».
Источник: https://svpressa.ru/post/news/293230/?itg=1

Черный день в истории Одессы. Умер Олег Губарь

Татьяна Белая

19 марта 2021 г.

 

19 марта в календарь черных дней истории Одессы добавился еще один — умер Почетный гражданин города Олег Иосифович Губарь.

Слишком много у него регалий: краевед, историк, археолог, журналист, писатель, поэт… Человек! Человек, который и любил Одессу больше всех, и отдал ей свою жизнь, воспел в книгах от дня ее основания и великих свершений до безвестной черепушки, найденной в саду старого двора, которую бы другие пнули, а Губарь, как Шерлок Холмс, прочитал бы в ней прошлое.

При этом он был не где-то на пьедестале, а здесь, рядом. Когда многие его коллеги перекрасились и приняли продиктованную новыми реалиями конъюнктуру, он не выбрал, где удобно и безопасно — он всегда стоял плечом к плечу с одесситами в годовщины 2 мая, когда Куликово поле было окружено БТРами. «Идейным вдохновителем и пропагандистом русского мира» окрестили его националисты. Да что уж говорить, Человек с большой буквы!

Годы и годы Олег Губарь сражался с онкологией, а зимой заразился коронавирусом, от осложнений которого и умер. Ему было 67 лет.

 

Несколько десятков книг, тысячи публикаций в газетах и журналах о родном городе… Только, что о нем ни скажи, все равно будет мало.

Как вспоминает его коллега, писательница и журналист Наталья Симисинова, даже о подобранном в подворотне ржавом гвозде он знал все, «собирал всякую всячину, пока мы с ним просто гуляли по улицам, и рассказывал, рассказывал…».

«Необходимой составляющей жизни города» назвала Олега Иосифовича краевед, ученый секретарь Одесского литературного музея Елена Каракина: «Его собственная жизнь много лет висела на волоске, зависела от мучительных химиотерапий, но он жил так, как будто нет ни болезни, ни смерти. Бесстрашный. Великий труженик… Сказать, что у Одессы вырвали сердце — не преувеличение».

«Если бы все, что делал Олег Иосифович для Одессы ограничивалось бы только изучением истории города, то и этого было бы достаточно, для памятника при жизни… Когда он шел по Куликову полю, наискось перепоясанный парадной лентой Почетного гражданина Одессы, опираясь на свою палочку и сжимая в другом кулаке букетик алых цветов, то перед ним расступались кордоны украинских наци, не гнушающихся нападением даже на скорбящих старух», — написал историк Александр Васильев.Т.Белая: Черный день в истории Одессы. Умер Олег Губарь.

 

«Олег Губарь останется в нашей памяти, как человек двух великих качеств — безграничной любви к Одессе и такой же безмерной доброты. Он сохранял и восстанавливал величайшую вещь — память об Одессе. Он оставил нам великое прошлое великого города, на котором можно строить наше будущее. Он был добрым для своих, добрым и справедливым для оппонентов. Снисходительно добрым, даже для откровенных врагов. Таким мы его запомним, таким он остается в наших душах», — сказал журналист Михаил Дейч.

«Одесситы о Губаре» — когда-нибудь появится и такая книга. А пока их страницы в социальных сетях — черные. В сердцах одесситов — дыры. В городе траур.

Потому что Губарь был такой один.

Написанная пять лет назад фантастическая повесть Натальи Симисиновой «Время умирать» заканчивается тем, что Губарь побеждает свой недуг и становится бессмертным. Процитирую ее фрагмент.

«Я без этого города жить не смогу. И даже, если Там, у вас есть такой же, я все равно не поверю, что он — настоящий. Я умею отличать копию от подлинника. И плевать мне на АТОшников, я все равно каждый день хожу по городу. Да и друзья почти все тут остались. Будем жить коммуной… Лучше моего города нет на свете», — Олег прикоснулся щекой к стволу дерева, а потом обхватил его обеими руками. Он всегда, всю жизнь, как ребенок, был готов к принятию чуда».

А еще в конце повести Губарь встретился с Арманом дю Плесси герцогом де Ришелье. «Дюк! Живой! Настоящий! — шепчет Олег. — У него глаза веселые хитрые и зеленые».

Наверное, сейчас так и происходит.

А Одесса вспрянет ото сна, и наряду с Дюком поставит Олегу Губарю памятник. Потому что Одесса умеет отличить копию от подлинника.

Соболезнования родным и близким великого человека. Вечная память.

 

 

Источник: https://www.politnavigator.net/chernyjj-den-v-istorii-odessy-umer-oleg-gubar.html


19 марта депутат Одесского горсовета Виталий Саутёнков подал на имя мэра Геннадия Труханова обращение с предложением увековечить на карте Одессы имя скончавшегося историка, писателя и почётного горожанина Олега Губаря.

Прощание Одесы с Олегом Губарем 21 марта

 

Море одесситов пришли проститься с Олегом Губарем, отстаивавшим Одессу, как «исторический русский проект»

Фотографии с «Таймера» и других одесских интернет-ресурсов.

Море одесситов пришли проститься с Олегом Губарем, отстаивавшим Одессу, как «исторический русский проект»Истиочник:https://rusdnepr.ru/more-odessitov-prishli-prostitsja-s-olegom-gubarem-otstaivavshim-odessu-kak-istoricheskij-russkij-proekt/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двенадцать + 17 =