Виктор Головань.К истории уличного освещения в Одессе. | Куликовец

Виктор Головань.К истории уличного освещения в Одессе.

155 лет назад «Одесский вестник» оповестил о знаменательном событии в истории города. 19 февраля 1866 года «к великому удовольствию публики… вечером весь город вдруг осветили впервые газом» 1420 фонарей. Их свет был «чрезвычайно бел и ярок».

Такого понятия, как уличное освещение даже Средневековая Европа не знала. Первые упоминания о нём относятся к Лондону начала XV века, когда в 1417 году распоряжением мэра города Генри Бартона зажгли первые уличные фонари и была учреждена специальная служба, в задачу которой входило каждый вечер зажигать их, а с рассветом гасить. Там же был введён и первый налог на «городское освещение». Со временем отличительной чертой процветающих городов становятся освещённые улицы. В начале ХVI столетия власти Парижа распорядились держать светильники у выходящих на улицу окон. В 1667 году «король-солнце» Людовик XIV издал специальный указ об уличном освещении города. По легенде, его царствование было названо «блестящим» благодаря именно этому указу.

Первая комплексная система городского уличного освещения с использованием масляных фонарей была создана в 1668 году в столице Нидерландов Амстердаме. Её инициатором и автором конструкции фонарей был известный художник Ян ван дер Хейден, который получил пост главы новой городской службы-директора и инспектора городского освещения.

В городе было установлено 1800 фонарей, потом их стало 2,5 тысячи. Горели они целых 170 лет, и только в 1840 году их заменили более совершенными светильниками. Модель фонаря Яна ван дер Хейдена использовали для освещения не только голландских городов. В 1682 году по его системе был освещён Берлин, в 1683 — Копенгаген, 1690 — Лондон, 1697 — Вена. Значительно увеличить яркость уличного освещения позволило применение в светильниках керосина.

В Санкт-Петербурге первые стационарные уличные фонари были установлены при Петре I в 1718 году на четырёх улицах в центре города. Через пять лет в столице империи на самых именитых улицах зажглись 595 фонарей. Обслуживало это световое хозяйство 64 фонарщика.

К концу правления императрицы Екатерины II в городе насчитывалось более 5 тысяч уличных светильников, обслуживаемых специальной фонарной командой, находившейся в штате полиции. К середине ХIХ века в городе горели около 200 газовых фонарей на Дворцовой площади, Невском проспекте и центральных улицах.

 

В Москве постоянное уличное освещение вводится 25 октября 1730 года постановлением магистрата «О сделании для освещения в Москве стеклянных фонарей». К началу ХIХ века их число превысило 6 тысяч. Из них 4,5 тысячи были установлены на фонарных столбах, а остальные на городских зданиях и сооружениях.

В 1863 году Общая дума приняла решение «Об устройстве газового освещения г. Москвы». В 1865 появились первые газовые фонари. За три года было проложено 200 вёрст газопровода и установлено 3 тысячи фонарей. К 1 января 1868 года город насчитывал более 3 тысяч фонарей.

В 1883 году на набережной вблизи Кремля поставили электрические светильники. Во время коронации императора Александра III 27 мая осветили площадь у Храма Христа спасителя и иллюминировали Колокольню Ивана Великого. Первой полностью освещённой электричеством улицей стала Тверская.

Настоящую революцию в освещении улиц произвело внедрение в XIX веке газовых фонарей. Его изобретатель англичанин Уильям Мердок подвергся критике и насмешкам. Вальтер Скотт как-то написал одному из своих друзей: «Какой-то сумасшедший предлагает освещать Лондон дымом». Несмотря на критику, Мердок с большим успехом продемонстрировал преимущества газового освещения. В 1807 году первой улицей в мире, где установили газовые фонари, стала Пелл-Мелл в Вестминстере.

К 1819 году в Лондоне было проложено 288 миль газовых труб, которые снабжали газом 51 тысячу фонарей. Продолжая традиции, Лондон стал первой европейской столицей, использовавшей для освещения улиц электрическую дуговую лампу, изобретённую в 1876 году русским электротехником Павлом Яблочковым. К 1881 году там было более четырёх тысяч уличных фонарей с такими лампами.

В Одессе освещением улиц была озабочена уже первая городская дума. Заложив основание благосостоянию Одессы, первый градоначальник герцог де Ришелье к десятилетию правления приступил к формированию системы наружного освещения. На центральных улицах было установлено более 200 «сальных» фонарей. С годами число фонарей постоянно росло: в 1818 году — 400, а в 1841 превысило 850. В 1824 году сало в фонарях заменили конопляным маслом. В 1838 году был разработан проект устройства газового освещения улиц и площадей.

Нельзя не отметить усилия по внедрению газового освещения, предпринятые одесским механиком Виктором Фальком в начале 1840-х годов. Каждый вечер на Итальянской улице, где находилось его заведение, «зажигались газовые фонари о пяти огнях, свет которых был чрезвычайно бел и ярок». Он получил заказ на изготовление четырёх фонарей у здания городской полиции.

С 1854 года и в течение 5 лет в порядке эксперимента освещение было спиртовым.

Создание системы газового освещения улиц нашего города связано с именем баварского подданного, петербургского купца 1 гильдии Людвига Августа Ридингера (1809-20.04.1879) — организатора газового освещения в 25 городах Баварии и ещё более 40 городах Германии, Швейцарии, Австро-Венгрии и России. 7 апреля 1864 года Одесская городская распорядительная Дума подписала с ним контракт о строительстве на Пересыпи первого газового завода, прокладке уличных газовых сетей и установке фонарей. Завод был «устроен превосходно, со всеми новейшими усовершенствованиями», — отметила городская пресса.

Торжественное открытие новой осветительной системы города газом, которую современники оценили «как одно из полезнейших изобретений ХIХ века», проходило в субботу, 19 февраля 1866 года в день 11-й годовщины восшествия на престол императора Александра II. Центром торжеств, где собралась несмотря на неблагоприятную погоду масса народа и вереницы экипажей, был Городской бульвар и площадь у здания биржи, роскошно иллюминированного газом.

 

К сожалению, сильный ветер, дувший с моря, сделал невозможным освещение главного орнамента, расположенного над колоннами, со словами «Боже, царя храни». Но и оставшиеся украшения выглядели довольно эффектно. По обеим сторонам блестящей звезды горели цветные вензелевые изображения августейших имён. По бокам они освещались блеском двух колонн. У подъезда биржи, в котором помещалось городское общественное управление, на двух фонарных столбах горело по десять газовых ламп, расположенных в три ряда, один под другим: внизу шесть, ниже — по три и сверху — по одной лампе. На балюстраде за колоннами играл хор военной музыки.

На центральных улицах города горели 1420 газовых фонарей, весьма изящной формы, поставленных очень часто. Характерно, что именно тогда освещение появилось и на городских окраинах, где стали устанавливать демонтированные керосиновые фонари. Если в 1870 году их было 200, то в 1874 году — 1560. Через 20 лет протяжённость городских газопроводов превысило 80 километров, позволив осветить центр города в пределах Внешнего бульвара. Зажигались и гасились газовые фонари на улицах и площадях по особой таблице. В начале каждого года городская управа направляла её дирекции общества газового освещения Одессы. Там строго следили, чтобы каждый фонарь проработал не менее 2500 часов в год.

С 1 января 1868 года организацией уличного освещения занималось «Одесское акционерное общество газового освещения» по контракту, заключённому на 40 лет. Уже тогда газовые фонарные сети прокладывались, как правило, по обеим сторонам улиц. И сегодня ещё остались следы былого — всего несколько газовых фонарей. Один из них по улице Уютной, 4, на доме М. Габаевой, построенном в 1901 году.

С конца ХIХ века началось бурное развитие электрического освещения улиц города. Толчком к идее электрического освещения послужил разрушительный пожар в ночь на 2 января 1873 года, который полностью уничтожил, превратив в «безобразную груду развалин», прослуживший 64 года старый городской театр, всего два месяца назад капитально отремонтированный. «Одесский вестник» сообщил на следующий день: «Пожар приписывают загоревшемуся газу. Трубки в некоторых местах были неплотны, газ понемногу выходил и наполнил пространство под крышей и зал. Потом, прикоснувшись к газовому рожку, освещавшему часы, вспыхнул, и всё загорелось…»

 

Первые попытки использовать электричество для освещения Николаевского бульвара предпринял в начале 1880 года городской голова Григорий Маразли. Однако из-за дороговизны проекта сделать это не удалось, о чём с сожалением сообщил 18 января 1881 года «Одесский листок». В 1884-м на проводимой в Александровском парке сельскохозяйственной и фабрично-заводской выставке электричество широко использовалось для освещения не только павильонов, но и территории. Там было установлено 450 калильных ламп и 26 дуговых фонарей.

Заработавшая 1 октября 1887 года первая в Российской империи электростанция переменного тока, построенная будапештской фирмой «Ганц и Ко» на Старопортофранковской улице, положила конец «газовой эре» в освещении Одессы и начало нового этапа в жизни города. Оборудование прогрессивной для своего времени, уникальной электростанции было столь совершенным, что даже несмотря на дороговизну используемого привозного английского угля, стоимость электроэнергии была ниже, чем на более поздних петербургской (апрель 1897) и московской электростанциях (декабрь 1888).

Электростанция обеспечила электрическое освещение и паровое отопление открытого 1 октября нового здания театра. Там установили 1600 калильных ламп по 16 свечей, 504 по 50 свечей и 11 дуговых фонарей.

 

Кроме того, станция обеспечивала работу 600 электрических лампочек частных абонентов. Самым крупным из них был «Гранд-отель», где горели 300 ламп. Электрические фонари осветили Дерибасовскую, Пушкинскую, Екатерининскую, Ланжероновскую и порт. Тогда же на улицах появились первые электрические часы. Одни из них, по легенде, были установлены на столбе прямо у входа в знаменитый «Пассаж» и стали традиционным местом свиданий «под часами».

Одесса постепенно становится электрифицированной. В начале ХХ века на всех улицах были установлены изящные металлические столбы уличного освещения. Немногие из них сохранились до наших дней. Они заметно отличались от простых бетонных столбов середины века.

В декабре 1909 года в Брюсселе (Бельгия) было образовано Акционерное общество электрохозяйства города Одессы, основной капитал которого составлял 12 миллионов франков, разделенный на 120 тысяч акций в 100 франков каждая.

Радужные надежды городской думы на установку в 1914 году «свыше тысячи электрических фонарей жизнерадостного розового цвета», о которых писал «Одесский листок», были прерваны Первой мировой войной. С её началом прекратились поставки из Англии кардифского мытого угля для обеих центральных электростанций города. Это заставило срочно осваивать донецкий уголь, а в целях его экономии пришлось заметно снизить освещенность улиц.

К 1917 году город обладал внушительным электрохозяйством: две ЦЭС общей мощностью 22350 кВт; четыре кабельные линии общей протяжённостью 19 км. и три воздушные линии длиной 27 км подавали электроэнергию в центральную часть города, на Молдаванку, Заставу, Слободку и Пересыпь.

Две войны и революции, катастрофические события десятикратной смены власти, пятикратной смены городских голов, общей политической и экономической разрухи последних двух лет — всё это привело городское хозяйство «в состояние крайнего упадка».

Из-за катастрофического положения с топливом нерегулярно работает городская электрическая станция. 1921 год ознаменовался погружением города в «сплошной мрак». Нехватка топлива позволяла электростанциям обеспечивать только телефонную связь.

Восстанавливать разрушенное пришлось и после освобождения города от фашистских захватчиков.

В сентябре 1951 года было образовано КП «Одесгорсвет» за счёт отделения и передачи сетей наружного освещения от «Одессаоблэнерго» в собственность города. Протяжённость сетей наружного освещения в то время составляла 60 км. Город освещали 2000 светильников с лампами накаливания, защищёнными матовыми шарообразными плафонами — по два на каждом столбе. В 1958 году длина сети наружного освещения составляла уже 165 км, число светильников увеличилось до 5,5 тыс. С 1959 года начался ввод в эксплуатацию светильников с люминесцентными лампами. Первые такие светильники были установлены на Дерибасовской и Екатерининской. Но из-за частых сбоев в работе, особенно в зимнее время, дальнейшего распространения они не получили.

В середине 1960-х годов уличное освещение перевели на более экономичные и яркие ртутные лампы. События 80-х и 90-х годов ХХ столетия оставили печальные воспоминания в истории «Одесгорсвета». Отсутствие финансирования привело к постоянным веерным отключением электроэнергии и старению оборудования. Сказывалось хищение любителями цветного металла.

В начале 2000 года коммунальное предприятие «Одесгорсвет» провело мониторинг состояния светильников внутриквартальных проездов и насчитало всего 5300 в почти 1,5 тыс. дворов. В начале ХХI века началась поэтапная работа по капитальному ремонту сетей наружного освещения и внедрению современных светильников. Новым направлением в работе предприятия становится монтаж и обслуживание архитектурной подсветки фасадов зданий в исторической части города. Традиционными стали новогодние украшения разноцветной иллюминацией и разнообразными светодиодными скульптурами

 

В наши дни система управления наружным освещением компьютеризирована и позволяет полностью контролировать состояние его сетей. Сегодня, по информации коммунальщиков, городская «люстра» состоит почти из 49 тысяч лампочек. Протяжённость сетей наружного освещения превышает 1200 км.

В прошлом году городские власти заявили о подготовке карты городского освещения, которая позволит развивать его максимально рационально. В историческом центре города уже заменили натриевые светильники на светодиодные. При этом старые лампы используют там, где освещения до сих пор не было. В спальных районах начали монтировать светодиодное освещение, обратив особое внимание на межквартальные проезды. Закончены работы по модернизации освещения в Суворовском районе, причём не только на магистральных улицах, но и во внутриквартальных проездах и даже там, где света не было никогда.

Завершён капитальный ремонт системы наружного освещения Крымского бульвара, на участке от улицы Марсельской до академика Заболотного. Устаревшие натриевые лампы были заменены на современные светодиодные. Характерно, что по энергопотреблению они в два раза экономнее старых, а по качеству освещения — в разы лучше.

Особым достижением ушедшего года явилась отмена существовавшей с советских времен нормы об отключении в полночь 70 % освещения улиц. В центральной и исторической части города, на основных магистралях, а также въездах и выездах из города освещение впервые стало работать до рассвета. Это обеспечило не только активную ночную жизнь города, но и безопасность на улицах. При этом специалисты стали серьёзно задумываться об энергосбережении за счёт эффективной экономии, включая ночное освещение только при прохождении мимо.

С начала 2021 года работы перенесены в Приморский район с намерением потратить 150 миллионов гривен на капитальный ремонт всей системы освещения, включая замену опор, натриевых светильников на светодиодные, торшерных светильников, кронштейнов. Работы планируют в трёх зонах: историческом центре, побережье и на Молдаванке. Городское руководство рассчитывает, что обещанный бельгийской фирмой Schréder «Паспорт наружного освещения города» позволит вывести его на новый, современный уровень за счёт наиболее рационального расположения светильников и их опор, повысив, таким образом, уровень освещённости как магистралей, так и улиц, в том числе и в частном секторе.

Источник:  https://timer-odessa.net/statji/k_istorii_ulichnogo_osvescheniya_v_odesse_687.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девять + 9 =