Руслан Мандрыка.Пам’ятай чужинець! | Куликовец

Руслан Мандрыка.Пам’ятай чужинець!

Около года в Днепре продолжается масштабное строительство еврейского центра «Бейт Машиах», который по задумке авторов станет одним из крупнейших в Украине. Комплекс планируют возвести напротив музыкальной консерватории. Заказчиком строительства многофункционального культового комплекса «Бейт Машиах» является Днепровская еврейская религиозная громада. Бейт — по еврейски «дом». Машиах — еврейский Мессия. По официальным сообщениям Днепровской еврейской общины, главной целью создания столь масштабного еврейского комплекса является создание приемлемых условий для проживания евреев и развитие инфраструктуры, которая способствует поддержанию кошерного образа жизни. На территории «Бейт Машиах» будут расположены:

– учебные помещения;

– молитвенный зал;

– религиозный и административный центры, в которых будет всё необходимое для членов еврейской общины…

Если кто не знает, Днепровская еврейская община является второй по численности на Украине. Зато днепровский общинный центр «Менора» («Золотая роза») по площади превосходит, к примеру, Московский еврейский общинный центр в Марьиной роще раз в шесть или даже семь и является, наверное, самым крупным сооружением подобного рода на постсоветском пространстве в Европе, а скорее всего, даже в мире.

Днепровские евреи — хасиды. Хасидизм — это учение праведности. В хасидизме существуют различные течения (карлингстоунские хасиды, брацлавские, сатмарские и другие) во главе которых стоят цадики (праведники). Самую мощную ветвь по распространению своей версии иудаизма создали хассиды Хаббада (Хаббад-Любавич). Их сеть насчитывает около 3 тысяч раввинов — «посланников Ребе» по всему миру. С 1940-х годов штаб-квартира движения Хабад-Любавич находится в Нью-Йорке, в Бруклине. С 1950 до 1994 года организацией руководил Седьмой, последний, Любавичский ребе Менахем Мендел Шнеерсон – зять Йосефа Ицхака Шнеерсона, взявший его фамилию и продолживший династию Любавичских ребе. За время правления Менахема Мендела Шнеерсона Хабад достиг небывалого политического и финансового могущества. Отец седьмого Любавичского ребе родом из Днепропетровска (Екатеринослава), даже сохранился его дом. Здесь его арестовывали большевики. Именно сюда, в Днепропетровск, он направил тогда будущего раввина Днепропетровска Каменецкого. В том числе и поэтому тоже хабадской столицей Украины стал Днепропетровск.

Еврейский мир — это часть нашего большого мира. Весьма значимая часть. Процессы, происходящие в еврейском мире, оказывают серьезное влияние на культуру, экономику и политику, на процессы, происходящие во всем мире. Еврейское общество очень неоднородно и конфликтно. Конфликты присущи любому человеческому обществу, и еврейская его часть — не исключение. Отношения быстро растущего Хаббада с остальным еврейским миром весьма непростые. Тем не менее, без понимания внутренних, глубинных процессов, происходящих внутри еврейского мира, не будет возможности понять многие глобальные политические процессы.

Осенью прошлого года в информационном пространстве разгорелись нешуточные прения вокруг формулы Штайнмайера, которая якобы является альтернативой минским соглашениям. Но, как утверждает, писатель и публицист Эдуард Ходос, формула Штайнмайера — это некая дымовая завеса. На самом же деле, в закулисье происходят события по своей важности много превосходящие пустопорожнюю болтовню вокруг этой формулы.

Пам'ятай чужинець!

То, что рассказывает Эдуард Ходос всегда любопытно и интересно. Он дает взгляд на еврейское религиозное движение Хабад изнутри, что большинству православных недоступно. Ходоса нет на самых популярных передачах самых рейтинговых телевизионных каналов, его роллики постоянно банят на youtube.com, его предостережения воспринимаются большинством, как жителями Трои воспринимались пророчества Кассандры. Троянцы не поверили, когда Кассандра воспротивилась введению в город деревянного коня, указав на опасность, таящуюся в нём…

В октябре 2018 г. на архитектурно-градостроительном совете Днепра при рассмотрении вопроса о возведении культового комплекса «Бейт Машиах» зодчие практически в полном составе впали в ступор. Потому как под видом культового сооружения через градсовет, по мнению архитекторов, хотели «протянуть» шикарный многоэтажный жилой дом для членов общины.

В чем причина такого финта? Дело в том, что для культового сооружения действуют гораздо более либеральные нормы и ограничения. В итоге автору проекта Эдуарду Чубарову поручили уточнить функциональное назначение здания. И исходя из того, культовое оно или все-таки жилое, уже и продолжать работу над проектом…

Под шумок об имплементации формулы Штайнмайера, 25 сентября 2019 г., в Днепровском горисполкоме принимается решение о строительстве КУЛЬТОВОГО сооружения «Бейт Машиах». В принятом постановлении горисполкома речь идет о том, что Днепровская еврейская религиозная община освобождается от оплаты паевой доли на развитие инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры города Днепра. Речь идет о неких льготах, предоставляемых еврейской общине по объекту Многофункционального культового комплекса «Бейт Машиах».

2 октября того же года на сайте канала «Відкритий» появляется сообщение о том, что согласно решению исполкома Днепровского горсовета еврейской религиозной организации разрешат вырубку более полусотни деревьев на участке строительства комплекса «Бейт Машиах»…

Пам'ятай чужинець!

В «Бейт Машиах» будет воплощена идея воссоздания еврейского поселения с его особым укладом жизни. Здесь будут учиться, работать, писать священные тексты, получать разнообразную помощь, проводить праздники и просто жить сотни прихожан Днепровской еврейской общины.

Специфика еврейского уклада жизни определит структуру организации и особый режим эксплуатации комплекса. Здесь должны соблюдаться все требования к субботним и праздничным дням — запрет пользоваться в обычном режиме электричеством, лифтом, бытовыми приборами и тому подобное, поэтому все инженерные системы возводятся с учетом этих культовых особенностей. Требования еврейских законов, как сообщается, будут учтены в планировках комплекса и должны учитывать возможность выполнения законов кашрута — обязательность разделения молочной и мясной пищи, чистоты семейной жизни и проч. Проект также предусматривает создание пространства для празднования религиозных праздников на крыше комплекса. Такие праздники, как Песах и Суккот, требуют особых условий их организации и проведения…

Судя по продуманности проекта и скурпулезной детализации самых незначительных мелочей, можно предположить, что с введением в экспдуатацию культового комплекса «Бейт Машиах» будет открыта новая страница в возрождении еврейской жизни в Новом Ершалаиме на Днепре. Всё это происходит на фоне деградации территории канонического православия и тотального обнищания титульного народонаселения. Напомню также, что в еврейской среде распространено мнение о неоплаченных счетах украинства перед иудеями, а некоторые раввины называют Богдана Хмельницкого украинским Гитлером…

В 17 веке на территории Речи Посполитой проживало много евреев и отношение к ним среди поляков было доброжелательное. Можно даже сказать, что это был своего рода Золотой Век для еврейских общин. На территории Речи Посполитой евреи имели интересы в разных сферах. И среди прочего, польская корона доверила евреям собирать налоги, подати и таможенные сборы на территориях где жили православные. Кроме того, многие польские земледельцы и магнаты часто не хотели непосредственно вести дела своих предприятий в этих землях и отдавали их в аренду евреям. В свою очередь более богатые и успешные евреи могли отдать часть своего «бизнеса» более бедному члену общины. Еврей мог взять в аренду не только деревню, но и целую группу сел или даже стать своего рода управляющим в королевском городе. Кроме этого в аренду можно было взять корчму, мельницу, озеро, часть леса или винокурню. Монополия евреев на производство алкогольной продукции и на ценообразование вызывало особую ненависть местных жителей. Казак не мог гнать мед, водку и продавать их, а был вынужден пить в еврейских тавернах и иногда под процент. К 1620 году более половины земель Польшы, где жило православное население находились в аренде у евреев. Это вообще был расцвет арендной системы Речи Посполитой.  Так что местное население было вынуждено работать не только на польского пана, но и на арендатора еврея. Все это конечно рождало ненависть и зависть к еврейским общинам.

В общем же на этих землях Речи Посполитой к моменту восстания Богдана Хмельницкого жизнь местного населения была в плачевном состоянии. Ужасная нищета вызванная непомерными налогами, социальное и религиозное неравенство, продвигаемое польской короной. Поэтому когда восстание произошло, то ненависть местного населения была направлена не только на польских землевладельцев и магнатов, но и на евреев-арендаторов, к которым еще испытывали и лютую зависть.

Пам'ятай чужинець!

Ненависть к евреям была настолько сильная, что в процессе восстания армия Богдана Хмельницкого занялась поголовным уничтожением еврейского населения. Убивали всех —  мужчин, женщин, стариков и детей, включая грудных младенцев. Чаще всего убивали не просто так, а после ужасных пыток, особенно изощренно казаки издевались над беременными женщинами и детьми. Попасть еврею в руки воинам крымского хана тогда считалось своего рода удачей —  татары продавали евреев в рабство и был шанс быть выкупленным общиной в дальнейшем. Попасть же в руки казаков Хмельницкого, это бы конец в ужасных мучениях…

Иногда мне кажется, что существует какая-то историческая предопределённость. Град сияющий на холме рождает лютую ненависть …

Мир хижинам!

Источник:https://rusdnepr.ru/pam-jataj-chuzhinec/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три − три =