Игорь Иваненко.Казачья колонизация Новороссии — незавершённый проект Григория Потёмкина
Кроме того, Черноморское войско должно было стать центром притяжения для выходцев из Правобережной (Польской) Украины «российской веры и российского происхождения».
Необходимость воссоединения запорожцев под началом Потёмкина (с 1790 г. — великого гетмана Екатеринославского и Черноморского казачьих войск) определялась приближением решающей схватки с Османской империей в Северном Причерноморье, где Россия ещё испытывала недостаток населения. Для организации Коша было выделено необходимое вооружение и оснащение.
Местом первоначального базирования Коша стало левобережье нижнего течения Днепра, где после ликвидации Петром I Старой Сечи существовала Алешковская Сечь. Затем планировалось переместить казаков на Керченский полуостров и Тамань. Однако после завоевания в ходе начавшейся русско-турецкой войны Буго-Днестровского междуречья (Очаковской области) Потёмкин предложил для заселения казакам данный регион.
«На привольных местах по берегу Черного моря между Днестром и Бугом, отведя через землемеров достаточное количество земли, и вверх сих рек, сколько потребно будет, также у Кинбурна рыбное озеро» — говорилось в послании Потёмкина кошевому атаману Чепеге.
Тогда же, в марте 1790 г., за этим казачьим объединением официально закрепилось наименование Черноморское войско.
При формировании полков черноморцев была использована пятисотенная структура Донского войска. Так же, как у донцов после введения «регулярства», казачьи старшины у черноморцев не избирались, а назначались государственными органами.
Казаки-черноморцы хорошо проявили себя во многих крупных операциях «потёмкинской» войны, но особо отличились при взятии Измаила.
По запорожской традиции территорию, передаваемую войску, разделили на паланки (административные округа): Поднестровскую (самую важную), Кинбурнскую и Березанскую. После отведения черноморцев в 1790 г. с передовой на Днестр у них появилась возможность заняться обустройством своих новых владений.
В недавних владениях едисанских и буджакских татар на Левобережье Днестра стали довольно быстро строиться 25 казачьих слобод, разбивались плодовые сады и виноградники, вспахивались целинные земли. Кроме пахотных и пастбищно-сенокосных угодий черноморцы получили участки плавней для рыбной ловли, места для соледобычи, пасечные и охотничьи угодья.
Кошевой резиденцией было определено селение Слободзея (теперь это районный центр в Приднестровские Республике вблизи Тирасполя). Другими крупными слободами по Днестру были Незавертайловка, Яска, Карагаш, Собручи, Гнила, Короткая, Николаевка, Суклея, Терновка, Парканы, Петровка, Головлевка (неподалеку от Маяков), Котляревка вторая и др.
Во время войны численность войска вместе с семьями достигла 25 тыс. человек. Население Черноморского войска делилось на казаков и «подданных».
По специальному предписанию Потёмкина «подданными» войска становились крестьяне, жившие в Приднестровье до прихода войска и переселявшиеся сюда после 1790 г. Они несли повинности в пользу войска и по своему статусу были близки государственным крестьянам. В основном это были выходцы из Дунайских княжеств и Балкан.
Освобождённые от податей черноморцы после заключения Ясского мирного договора совместно с бугскими казаками стали нести пограничную службу по Днестру.
По мере оседания войска в Буго-Днестровье происходило имущественное расслоение черноморцев. На одном полюсе его была восковая старшина, пользовавшаяся большими земельными угодьями, на другой — «сирома». Последние, как правило, не имели собственных хозяйств, зачастую нанимались на работу в соседних поместьях и городах. В целом же действовал принцип общеказачьего владения всей землёй войска при посемейном пользовании пашенными участками и коллективном пользовании пастбищами, лесами, плавнями и т.п.
После смерти войскового гетмана Потёмкина жизнь черноморцев стала стремительно меняться. Правительство приступило к раздаче крупных земельных массивов в Буго-Днестровье высокопоставленным чиновникам и военным. Новоявленные помещики сманивали к себе «подданных» крестьян и обедневших казаков. Старшина пыталась возражать, но без высокого покровительства её жалобы особого результата не имели.
В этих условиях летом 1792 г. властями было принято решение выделить Черноморском войску обширные земли в низовьях Кубани и переселить казаков туда.
На Кубань прибыло около 25 тыс. человек. Их состав характеризовался многонациональностью при преобладании малороссийского элемента. 30% от числа переселенцев составляли бывшие запорожцы, 40% — уроженцы Екатеринославского, Киевского, Черниговского, Харьковского, Воронежского, Новгород-Северского и других наместничеств, а еще 30% — «трудно установить откуда они».
Не все жители Черноморского войска в 1792 г. последовали на Кубань. Не пожелали переселяться 22 старшины и 386 казаков, а также 2818 «подданных», абсолютное большинство среди последних составляли молдаване.
Оставшиеся казаки частью влились в общины городов, бурно строившихся тогда в Буго-Днестровье (Тирасполь, Одесса, Николаев, Григориополь и др.), частью переселились в Буджак, Молдавию и Валахию. При образовании в 1807 г. Усть-Дунайского казачьего войска в него влились бывшие казаки-черноморцы, оставшиеся в этом регионе. Большая часть поселян — бывших «подданных» войска — получили статус государственных крестьян.
В начале XIX в. на первый план при заселении степей Буго-Днестровья вышла помещичья колонизация, когда частные землевладельцы активно переселяли в свои владения крепостных из других провинций империи.
Такой ход социальных процессов на западе Новороссии после 1791 г. явно не соответствовал задумкам Потёмкина. Ведь в конце 80-х годов XVIII в. помещичье землевладение здесь не расширялось, а наоборот, сокращалось.
К примеру, в январе 1788 г. был издан Высочайший указ о выкупе у землевладельцев селений, находящихся между Бугом и Ингульцом, «дабы тут все были обыватели, войско из себя составляющие». Князь подал пример другим помещикам и продал в казну ряд своих владений, в которых проживали 3567 поселян мужского пола. Жители этих селений стали «подданными» Бугского войска — ближайшего соседа черноморцев.
Благодаря этим действиям, а также привлечению в провинцию лично свободного населения, фактического освобождения от крепостной зависимости бежавших сюда помещичьих крестьян, с 1787 по 1793 г. процент частновладельческого населения в Новороссии стал снижаться (с 40,74 до 39,18%). Вероятно, закрепление Черноморского войска в Буго-Днестровье оставило бы во владениях Потёмкина гораздо меньшее пространство для крепостного права.
Отказ правительства от колонизационной политики Потемкина имел неожиданные последствия сотню с лишним лет спустя.
Известно, что казачий Юг во время Гражданской войны в России попытался оспорить диктатуру пролетариата. Причерноморскому же крестьянству были явно ближе лозунги «красных» о социализации земли, чем попытки «белых» воссоздать (хоть и в смягчённом виде) помещичье землевладение. Нетрудно предположить, как это сказалось бы на армии Деникина, если бы в 1919 г. в ближайшем тылу у неё, в Причерноморье, находились бы не григорьевские и махновские крестьяне-повстанцы, а казаки, обладавшие землёй и серьёзной военной силой, уже познавшие большевистскую политику расказачивания.
Но всё же, пусть и в незавершённом виде, труды Потёмкина по созданию Черноморского казачьего войска не пропали даром. Черноморцы, переселившиеся на Кубань, стали надёжной опорой Российского государства на Северном Кавказе, сыграли важную роль во многих военных конфликтах XIX — XX веков. Наименование, данное черноморским казакам Потёмкиным использовалось до 1860 г., когда войско было переименовано в Кубанское, просуществовавшее до 20-х годов XX в.
На Днестровском рубеже черноморцев временно заменили казаки-великороссы их Екатеринославского войска, а затем бугские казаки, среди которых преобладали малороссы, молдаване и балканцы. Каждое из этих казачьих объединений внесло свой вклад в формирование пёстрого этнического состава Приднестровья.
Историческая память о казаках-черноморцах сохранялась в Приднестровье на протяжении многих десятилетий и привела к созданию в 1991 г. военизированного общественного объединения «Черноморское казачье войско». Его члены активно включились в оборону Приднестровья во время вооружённого конфликта с прорумынскими националистами. В боях 1991-1992 годов погибли 90 казаков, включая походного атамана ЧКВ Семена Дриглова, кошевого атамана Юрия Сорокалетова.
Статус Черноморского казачества закреплён в Приднестровье законодательно. На основе ЧКВ созданы пограничные заставы, в структуре пограничных органов Приднестровья действует Отдельный резервный пограничный казачий полк.
Источник: https://ukraina.ru/history/20191016/1025348059.html