30 сентября 1940 НКВД обезвредила практически все новое подполье ОУН во Львовской области Украины | Куликовец

30 сентября 1940 НКВД обезвредила практически все новое подполье ОУН во Львовской области Украины

30 сентября Нарком внутренних дел Украины Иван Серов (на фото выше) доложил Лаврентию Берии о вскрытии и частичной ликвидации крупной краевой ячейки организации украинских националистов (ОУН), орудовавшей во Львовской области. Так называемая Краевая экзекутива была хорошо законспирированной структурой ОУН.

Полностью прекратить работу ОУН на Западной Украине не получалось, часть членов была известная лишь по псевдонимам, хорошо организована и быстро переходила на нелегальное положение, а в случае опасности, оуновцы легко переходили границу обратно. В марте—апреле НКВД арестовало всех членов краевой экзекутивы ОУН и основной актив этой организации в первый раз.

Агенты, внедренные в ОУН доложили о первом совещание нового состава Львовской экзекутивы 1 сентября. Уже 4 сентября был взят руководитель орготдела вновь созданной ячейки, некто Максимов, который дал развернутые показания о работе и контактах краевого центра ОУН. Далее арестовали остальных членов актива, за исключением находящегося в глубоком подполье руководителя организации Дмитро Мирона. Он бы тем, через кого оуновцам приходили деньги от Гестапо.

Всего взяли 107 оуновцев, в том числе курьеров, связистов, содержателей конспиративных и явочных квартир. Вскрыли областные, окружные и уездные центры ОУН а Тернопольской, Дрогобычской, Станиславской, Ровенской и Волынской областях. Общее число активных оуновцев в западных областях Украины, согласно данным НКВД (требующих уточнения), составляло 5500 человек. Практическая работа ОУН заключалась в том, чтобы подготовить материальную и техническую базу, а также кадры для вооруженного восстания против Советской власти.

Предостерегая краевую львовскую экзекутиву от самостоятельного вооруженного выступления, Краковский центр и лично Бандера (как руководитель) направил директиву (перехваченную НКВД) переключить работу ОУН исключительно на военный шпионаж в пользу Германии. В связи с этим руководителем отдела разведки краевой экзекутивы был назначен многолетний резидент немецкой разведки Николай Матвейчук
Ему Бандера дал прямые указания: «шлите больше шпионских сведений, топографических карт и военной литературы, за все это немцы нас обеспечат оружием и деньгами».

Серов и его сотрудники, арестовав Максимова и Матвейчука, на основании изъятых у них документов, подписанных лично Бандерой, установили, что вопрос о вооруженном восстании ОУН перенесла до более благоприятной политической ситуации, которая, как думают в ОУН возникнет с началом войны между СССР и Балканскими странами (предполагается, что и Турция будет в блоке с ними).

Источник:https://t.me/historyWWII

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемь + семнадцать =