Максим Бут.Военно-технический эксперимент России в Черном море меняет концепцию минно-тральной войны | Куликовец

Максим Бут.Военно-технический эксперимент России в Черном море меняет концепцию минно-тральной войны

Военно-технический эксперимент в Черном море позволит России обезопасить свои воды от мин, в том числе самых современных и опасных — управляемых. Об этом в интервью ФБА «Экономика сегодня» рассказал военный эксперт Алексей Леонков.

В Черном море проводится эксперимент по быстрому развертыванию системы подводного мониторинга, сообщили в Министерстве обороны России. Он предполагает тестирование новейшей системы отслеживания подводной обстановки с использованием разносредных робототехнических комплексов. Разработаны они учеными военного инновационного технополиса «Эра», и сейчас из них выбирают наиболее перспективные средства подводного мониторинга.

В ходе испытаний военные проверяют различные возможности роботов, чтобы при помощи гидроакустики эффективно обнаруживать подозрительные предметы или аппараты. Последние могут как просто лежать на дне, так и скрытно передвигаться под водой. Роботы должны четко уловить возможность угрозы, определить ее тип и идентифицировать для максимально быстрого и эффективного устранения.

«Прежде всего эти комплексы нужны для противоминной работы в морях и океанах, — отмечает Леонков. – При слове «морская мина» обывателю до сих пор представляется огромный шар с шипами, коварно подстерегающий суда в акваториях. Это ошибка. Современные мины сложны и высокотехнологичны, они давно обрели форму торпед и авиационных бомб и стали куда более опасны, чем во Вторую мировую войну.

Сейчас авиационные мины сбрасываются с самолетов, которые даже не долетают до акватории морских портов или морских баз — те всегда прикрываются средствами ПВО. Сброшенный снаряд планирует, погружается в воду, взводится и становится крайне опасным объектом для надводных кораблей и подлодок. Обнаружить такие мины достаточно сложно, а разминировать подчас невозможно – многие оборудованы защитой от обезвреживания».

Роботы действуют в паре

Новые подводные беспилотники для наблюдения и съемки презентовали в технополисе несколько недель назад. Одна из таких систем, к примеру, состоит из двух роботизированных автономных аппаратов, не подразумевающих нахождение в них людей. Один, поисковый, с помощью гидролокатора бокового обзора или многолучевого эхолота может найти целевые объекты в морской акватории и на дне. Второй, инспекционный, оснащен фото- и видеосистемой. Он подходит к обнаруженным объектам и идентифицирует их окончательно.

Современные мины стали "умными" и куда более опасными, чем полвека назад

Современные мины стали «умными» и куда более опасными, чем полвека назад
wikipedia.org / Общественное достояние

Задача системы не только обнаружить и распознать опасность, но и передать на берег или судно управления координаты замеченной цели. Аппараты поддерживают постоянную связь с координирующим центром, передавая видео и все возможные собираемые данные. Решение о том, что делать с объектом, в конечном итоге принимает человек. Утверждается, что российская разработка не уступает зарубежным аналогам.

«Задача роботизированных комплексов – «прочесать» заданный регион акватории при помощи гидроакустики на наличие подозрительных предметов. При обнаружении таковых идентифицировать мину и способствовать ее обезвреживанию или уничтожению. Российские современные разработки позволяют делать это не хуже, чем американские или другие аналоги. Подводные роботы даже способны исключить детонацию снаряда и незапланированный взрыв.

Самые опасные мины – самодвижущиеся. Все знают о существовании воздушных беспилотников и их растущей роли в современной войне. Но мало кто в курсе, что уже есть аналогичные подводные беспилотные снаряды, рассчитанные на скрытное приближение к кораблю или морской базе и подрыв с максимально возможным уроном. Чем дальше развиваются высокие технологии, тем более опасными, незаметными и бесшумными становятся такие снаряды», — подчеркивает Леонков.

Главные требования – мобильность и эффективность

Требования к подводным роботам у военных повышенные не только в части качества исследования подводного пространства. Они также должны быть маневренными, надежными и запускаться буквально с любого места. Систему в течение нескольких минут приводят в боевую готовность, чтобы спустить с необорудованного берега или палубы любого корабля или судна. Предполагается, что достаточно двух человек, дабы принести и отправить пару роботов на «задание».

Шойгу развивает подводные технологии для нужд Российской армии

Ранее министр обороны Сергей Шойгу отчитался о завершении боевых испытаний российского подводного беспилотника «Посейдон», который в США прозвали «торпедой апокалипсиса». Он предназначен для атаки на прибрежные объекты, такие как база подводных лодок, порт или прибрежный город. Его практически невозможно перехватить или остановить, а на борту такой «дрон» может нести ядерные заряды.

«Концепция минно-тральной войны в мире кардинально поменялась. У американцев есть подводная мина Quickstrike – она выглядит как авиабомба и сбрасывается в воду с бомбардировщика. Это настоящий подводный дрон-самоубийца, передвигающийся на значительные расстояния и совершающий маневры к цели. Вы протралили фарватеры, а вскоре такие мины скрытно появляются там вновь, неся угрозу судам и кораблям. Компактные мины могут ставить уже и воздушные беспилотники.

Потому новая концепция минно-тральной войны подразумевает работу сразу в двух направлениях. Во-первых, нужно создать собственные высокотехнологичные, «умные» и скрытные мины. А во-вторых, необходимо разработать такие робокомплексы, чтобы эффективно ликвидировать аналогичные снаряды потенциального противника. И российское Минобороны в этой работе ничуть не отстает», — заключает Алексей Леонков.

Источник:://3mv.ru/153420-voenno-tehnicheskij-jeksperiment-rossii-v-chernom-more-menjaet-koncepciju-minno-tralnoj-vojny.html

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

17 − шесть =