Константин Романов. Большой передел Украины: Киев против своего народа.
Многострадальное тело современного Украинского государства (УГ), произрастающее на территориях Малороссии, Новороссии, Подолья, Волыни, Галиции, Буковины и Подкарпатской Руси, давным-давно является вожделенным «куском пирога» для наших «западных партнеров».
Задолго до гитлеровской Германии, вывозившей ценнейший южно-русский чернозем тысячами эшелонов на территорию родного «Фатерлянда», ещё в 1919 году англосаксы и французы также стремились оккупировать как минимум Новороссию и Кубань, а как максимум — всю территорию юго-западной Советской России (бывшей Российской Империи).
И хоть к началу XXI века населению УГ все-таки удалось защитить рынок земли от иностранного капитала, тем не менее ближайшие годы для «свидомых українців» не принесут ни «перемог», ни «светлого обетованного рая» на родной и «ще не вмерлой» Украине.
Мораторий на продажу сельскохозяйственных земель на территории УГ был введен еще в 2001 году и долгое время оставался камнем преткновения и предвыборным обещанием почти всех президентов в стране.
Кроме того, данный вопрос всегда был ключевым при выдаче УГ финансовых траншей Международным валютным фондом.
До апреля 2020 года Украина оставалась одной из шести стран мира, наряду с Северной Кореей, Кубой, Венесуэлой, Конго и Таджикистаном, где не было свободного рынка земли.
Основным же аргументом оппозиции против отмены моратория был тот факт, что земли начнут скупать нерезиденты, в том числе представители так называемой страны-агрессора — Российской Федерации. Время для принятия и подписания закона было выбрано очень удачно — в стране начался карантин в связи с пандемией Covid-19 и на законодательном уровне все массовые мероприятия, в том числе забастовки и митинги, были запрещены.
Однако, разрешить продажу земель иностранцам так и не удалось. Данный вопрос было решено выносить на всеобщий референдум и решать при помощи народа. В принятом законе есть и ограничения по приобретению земель. Так, право приобрести земли юридическим лицам будет предоставлено только с 2024 года, а преимущественное право покупки оставлено за арендатором, который ранее ее обрабатывал или арендовал.
Институтом аграрной экономики сделан прогноз, что стартовая цена за 1 га после отмены моратория будет составлять около 2500 долларов США, в то время как для трети землепользователей приемлемой является цена в 500 долларов за 1 га. Доля лиц, которые смогут заплатить хотя бы 2000 долларов, составляет в стране всего 10,7%.
Сразу же после отмены моратория на продажу земель в Верховной Раде народными депутатами от партии «Слуга народа» были зарегистрированы новые законопроекты.
Глава комитета ВР по вопросам аграрной и земельной политики Сольский Н.Т. на внеочередном пленарном заседании ВРУ представил проект закона № 3012–2 от 29.05.2020 г. «О внесении изменений в некоторые законодательные акты по обеспечению права работников государственных сельскохозяйственных предприятий, учреждений, организаций на получение земельного участка (пая)».
По мнению законодателя, после разгосударствления в 1995 году земель, переданных до этого в коллективную собственность, у государственных предприятий осталось примерно 600 тысяч гектаров земли. Это предприятия, которые находятся в подчинении Министерства развития экономики, торговли и сельского хозяйства УГ, Национальной академии аграрных наук, Пенитециарной службы, Министерства обороны, Министерства образования и других ведомств. Фактически она передается в аренду частным структурам, а прикрывается это договорами о совместной обработке или другими схемами и государству прибыли не приносит.
Депутаты хотят решить этот вопрос путем максимальной приватизации государственных и коммунальных земель (кроме земель под объектами стратегических отраслей, обороны, природно-заповедного фонда, хозяйственных дорог, лесных полос и т. п.), а также изменением порядка использования земель государственных или коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций.
Приватизация будет проводиться не путем продажи земли, а путем раздачи подарков в виде земельных паев отдельным категориям граждан. С их слов, это будут не только сотрудники государственных сельскохозяйственных предприятий, но и сотрудники социальной сферы села — завклубами, почтальоны, сельские учителя. На это планируется выделить до 40% земель предприятий, которые будут приватизированы.
Еще до 20% земель передадут в собственность участникам боевых действий (читайте — убийцам мирного населения Донбасса) для ведения личного сельского хозяйства (при этом площадь одного участка не должна превышать 2 га). Это планировалось делать еще с 2014 года, однако свободных земель не было.
Остальные 40% земель передадутся в аренду на земельных торгах. Законопроект поддержали фракции «Европейская солидарность», «Голос», депутатские группы «Доверие» и «За будущее». Против выступили фракции «Батькивщина» и «ОПЗЖ», которые утверждают, что паевание — это фактически распродажа государственных земель. 13 июля 2020 года 267 народных депутатов проголосовали за принятие вышеуказанного законопроекта за основу.
Кроме того, внесена законодательная инициатива, согласно которой земельные паи, неоформленные в частную собственность до 1 января 2025 года, будут считаться невостребованными и перейдут в распоряжение местной общины. Чтобы зарегистрировать право собственности на земельный пай, его владельцу необходимо обратиться в органы местного самоуправления с документом, удостоверяющим право на пай, и заявлением о выделении пая в действительности.
Кроме того, необходимо обратиться к землеустроительной организации для разработки технической документации на земельный участок, после чего согласовать проект с территориальным управлением Госгеокадастра. Далее необходимо обратиться к государственному или частному нотариусу для регистрации права собственности на земельный участок. После 1 января 2025 года оформить право собственности можно будет только через суд, восстановив пропущенные сроки и доказав уважительность их пропуска.
В течение семи лет со дня государственной регистрации права коммунальной собственности на земельный участок, сформированный из невостребованных долей, местным властям запрещается передавать эти паи в частную собственность другим лицам, кроме бывших владельцев.
Учитывая тот факт, что изготовление вышеуказанной проектной документации, а также дальнейшая регистрация ее у нотариуса повлечет значительные финансовые затраты, можно прогнозировать большой отток земель, чьи владельцы по тем или иным причинам не смогли оформить право собственности, в собственность местных советов.
Дополнительным фактором продажи владельцами своих земель послужит разработанный и внесенный народными депутатами от партии «Слуга народа» Арахамией Д.Г. и Сольским Н.Т. законопроект № 3131 «О детенизации производства сельхозпродукции».
Проект предлагает ввести налог в 6000 грн за пай для рядовых владельцев земли независимо от того, получали ли они с этой земли какой-то доход. Депутаты считают, что такой закон простимулирует селян избавляться от своей собственности.
Основным нововведением проекта является внедрение минимальной налоговой платы с каждого гектара земли сельхозназначения, независимо от того, сколько заработал фермер». Премьер-министр Украины Шмыгаль Д.А. назвал в условиях кризиса такой закон преждевременным и предложил отложить его принятие до окончания пандемии.
Кроме того, во время проведения зерновой конференции «Grain Ukraine 2020. Limited Edition» в Одессе новый глава Госгеокадастра Лещенко Р.Н. сообщил, что в его ведомстве планируют на публичной кадастровой карте создать отдельный слой налогообложения для каждого земельного участка, имеющего кадастровый номер. Это поможет показать теневой оборот зерна, который в настоящее время, по его словам, составляет миллиарды долларов.
Анализируя принятые в последнее время «земельные» законодательные акты, можно сделать вывод о том, что единственным выгодоприобретателем от отмены моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения стало правительство, которое получит очередной транш от МВФ и тем самым временно избавит УГ от дефолта.
Что же касается рядовых граждан, то для них нововведения повлекут лишь дополнительные затраты в виде составления всех правоустанавливающих документов на земельные паи, а также новое фискальное давление на них, как на собственников земли.
Что касается запрета на продажу земель юридическим лицам до 2024 года, то можно спрогнозировать, что в настоящее время они начнут скупать ее на подставных физических лиц. Никаких инвестиций для фермеров такой шаг не принесет. Также это никак не отразится на полноценном использовании земель, рынок станет «серым» и земли будут скупать только для дальнейшей перепродажи. Владельцам же, в случае принятия новых фискальных мер, придется продавать свои участки не по рыночной цене, а по значительно низшей.
Таким образом, назвать произошедшее полноценной реформой рынка земли нельзя. Никаких иностранных инвестиций, в связи с запретом продажи земель нерезидентам, ждать не приходится, мелкие фермерские хозяйства не будут брать кредиты на расширение бизнеса, а если и будут, то незначительные, и как результат, ожидать роста экономики в связи с внесенными правительством изменениями не стоит.
Кроме того, и на фоне всего изложенного выше, нам бы хотелось задать вопрос «пэрэсичным громадянам України»: как вы считаете, новая аграрная реформа Украинского государства — это «ганебна перемога», «переможна ганьба», «зраджена перемога» или «переможена зрада»?..
Константин Романов, специально для «Русской Весны»
Источник: https://rusvesna.su/news/1595326989