Линейцы: лучшие казаки России в XIX веке. | Куликовец

Линейцы: лучшие казаки России в XIX веке.

Линейное казачье войско ведет свою историю с 1786 года, когда российское правительство начало бороться с горцами и создало Кавказскую линию, и вплоть до 1860 года, когда линейцы были разделены на Терское и Кубанское казачьи войска. На их долю выпали практически все бои Кавказской войны, шедшей с 1817 по 1864 годы. Постоянные боевые стычки с кавказцами и сформировала линейцев как отличных воинов, которые по уровню индивидуальной подготовки намного превосходили как казаков из других войск, так и кавалеристов регулярных частей. Как писал казачий генерал И. Попко, «С одеждой и снаряжением они усвоили военное воспитание адыгов, их игры и скачки, боевую гимнастику, выправку и все приемы и тур-де-форсы блестящего адыгского наездничества. В свою очередь они послужили примером и образцом для других появлявшихся на кавказской линии казаков» (Попко И. Терские казаки с стародавних времен).

Боевая подготовка.

В 1860 году все тот же И. Попко в статье «О строевом образовании казаков» писал: «За небольшим исключением передовых станиц Кавказской линии, где военная тревога вносит еще военное развитие в домашнюю жизнь казачьего населения, надобно согласиться, что нынешний казак, хотя приходит на службу с конем и орудием, но без достаточного умения владеть и тем и другим». И действительно, постоянные боевые стычки с черкесами сделали из линейцев отлично подготовленных бойцов, которые не уступали своим противникам практически ни в чем. Не случайно, например, Ф. Торнау в 1832 году описывал этих казаков вместе с черкесами: «казаки и черкесы, в длиннополых черкесках с патронами на груди, обутые в суконные ноговицы и красные, сафьянные чевяки, в лохматых бараньих шапках, с винтовкой в бурочном чехле, перекинутою за спину через правое плечо, при шашке и широком кинжале, скакали на неказистых, но крепких, неутомимых лошадях кабардинской породы. Маленькое черкесское седло и легкая тонкоременная уздечка видимо были приспособлены к дальнему походу, к жизни на коне. Не порывист их налет, но стойко встречают они противника, метко бьют из винтовки и рубят шашкой на убой. Лошади приезжены к покойному ходу, к быстрым поворотам, но не к прыжкам и дыбкам, только мешающим упорной, хладнокровной драке». В том, насколько метки линейцы Ф. Торнау имел возможность убедиться лично: «однажды я проезжал вместе с Зассом по кубанскому кордону, которым он командовал в то время. Коляска неслась во всю прыть отличных почтовых лошадей. Казак с ближайшего кургана поскакал к нам навстречу, вдруг, не останавливая коня, сделал вольт, выхватил из чехла винтовку, дал выстрел и, на втором вольте, подняв с земли какой- то предмет, продолжал скачку. Когда он поравнялся с коляской, мы разглядели у него в руке застреленного зайца; теплая еще кровь доказывала, что штука была не подготовлена заранее». Виртуозно владели линейцы и шашкой. Все тот же Ф. Торнау описал поразительный случай: «Трехлетний бык впереди стада стрелой несся в лес, казаки и татары напрасно старались его догнать. Тогда линеец на доброй лошади опередил прочих, настиг быка и на всем скаку нанес ему шашкой два удара, один по задним ногам, от которого он присел, другой по шее, от которого голова покатилась на землю. Дело случилось на моих глазах» (Ф. Торнау. Воспоминания кавказского офицера).

Казак, скачущий на лошади (Ф. Рубо).
Казак, скачущий на лошади (Ф. Рубо).

Некоторые тактические приемы.

26 октября 1850 года в ходе путешествия по Кавказу отряд во главе с великим князем Александром Николаевичем, будущим императором Александром II, на пути из Воздвиженской крепости в Ачхой встретил группу горцев. «Чеченцы, выстрелив по нем, бросились бежать, но были преследуемы казаками… а между тем конвой Наследника из линейных казаков… заехал им в тыл. В происшедшей схватке, начальник партии… был убит… оружие тут же поднесено Наследнику» (Русский биографический словарь). В этой скоротечной стычке обращает на себя внимание тот факт, что линейцы не только бросились преследовать чеченцев, но и успели заехать им в тыл, даже несмотря на то, что напавшие стреляли издалека и сразу бросились бежать. Имелись свои тактические приемы у линейцев и для отступления. «Кавказские линейные казаки делали также отступление с перекатной цепью. Для этого конный резерв их рассыпался на месте и, образовав цепь, пропускал в ее интервалы прежнюю, которая отступала вскачь на выстрел назад. Там она останавливалась, оправлялась и, в свою очередь, пропускала за себя новую цепь, что в действительном бою оказывалось весьма удобным, потому что отступление делалось быстро, но с числом отпоров, равным числу неприятельских натисков. С конницею дерзкою, заносчивою… первая линия их действует, бывало, на конях в рассыпном строю, а вторая, спешившись и отведя лошадей назад, залегает где-нибудь с прикладом у щеки. Тогда первая линия, по условному сигналу, бросается вскачь между интервалами залегших стрелков, и наводит разгоряченного противника прямо на огонь засады» (Оренбургское казачье войско // Военный сборник, 1874).

Линейцы Собственного Конвоя Его Императорского Величества Александра II .
Линейцы Собственного Конвоя Его Императорского Величества Александра II .

Линейцы в бою.

Превосходный уровень военной подготовки линейцев ярко проявлялся в бою. Гребенец Иван Демушкин вспоминал о боях, которые вели казаки Бековича-Черкасского в 1717 году: «До Аму-Дарьи киргизы и трухмены делали на нас два больших нападения, да мы их оба раза как мякину по степи развеяли. Яицкие казаки даже дивовались, как мы супротив длинных киргизских пик их в шашки ходили. А мы как понажмем поганых халатников, да погоним по кабардинскому, так они и пики свои по полю разбросают; подберем мы эти шесты оберемками, да после на дрова рубим да кашу варим…» (Рассказ Ивана Демушкина о походе князя Бековича-Черкасского на Хиву в 1717 году). Один из поляков, участвовавший в восстании 1863 года, писал: «линейный казак никогда не замахивается шашкой со всего плеча и не рубит так, как наши солдаты; он только режет ею, и, при вытянутой руке, одно движение кисти, вооруженной громадной бритвой, снимает с человека голову начисто… Опрокинутые в схватке с казаками, мы мчались назад в рассыпную, а по нашим следам летели линейцы с своим ужасающим визгом, и передо мною и рядом со мною, то там, то здесь, казак настигал кого-нибудь из наших, и адское движение кисти руки мгновенно выключало его из списка живущих» (Оренбургское казачье войско). Боевой выучкой отличались линейцы и в последних кавалерийских боях Первой мировой войны. Так две сотни 1-го Линейного полка разгромили в рукопашной схватке два эскадрона венгерских гусар 4/17 августа 1914 года: «Казаки на ходу стреляли из винтовок. Сблизившись на разстояние около 400 шагов, Линейцы забросили винтовки за спину и ударили «в шашки» на венгерских гусар. Гусары приняли атаку. Смешавшись друг с другом, в густой пыли, Линейцы и гусары с ожесточением рубили друг друга. Рукопашный бой продолжался недолго, но носил чрезвычайно кровопролитный характер. Гусары защищались отчаянно: их сабли причиняли чувствительные потери Линейцам, но, окруженные со всех сторон, они были изрублены и остатки их бросились назад, преследуемые казаками. Большое количество убитых и раненых гусар осталось на месте боя, в том числе и оба Командира эскадронов, ротмистры Кемень и Микеш. Но Линейцам победа досталась не дешево: в горячей схватке убит Есаул Виталий Червинский, ранены сабельными ударами Командир 5 сотни Есаул принц Шах-Рух-Дораб-Мирза, сотник Лисевицкий и Труфанов, Хорунжий Мурзаев и около 25 — 30 казаков выбыли из строя убитыми и ранеными» (Тихоцкий Е. Атака австро-венгерской конницы на 2-ю Сводную каз. дивизию под м. Гродок 4-17 авг. 1914 г.).

Линейный казак (Паули, 1861 г.).
Линейный казак (Паули, 1861 г.).

Источник:/zen.yandex.ru/media/armshistory/lineicy-luchshie-kazaki-rossii-v-xix-veke-5dd7bd01576a853bcc85bd35

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

9 + 19 =