ИТАЛЬЯНСКИЕ ТЯЖЕЛЫЕ КРЕЙСЕРА ТИПА «ZARA» | Куликовец

ИТАЛЬЯНСКИЕ ТЯЖЕЛЫЕ КРЕЙСЕРА ТИПА «ZARA»

Одни из самых удачных «вашингтонских» крейсеров. Отправной точкой при проектировании послужили крейсера типа «Trento», существенно переработанные в стремлении получить более сбалансированный корабль с защитой, адекватной калибру орудий ГК

11680/14300 (“Zara”), 11326/13944 (“Fiume”), 11712/14330 (“Gorizia”) и 11545/14133 (“Pola”) т; 179,6/182,8х20,6х6,2 м; 2 ТЗА, 8 ПК, 95000 л.с., 32 узл., 2400 т нефти, 5230 (16) миль. Броня: борт 150 – 100мм, палуба 70-20 мм, траверсы 120-90 мм, рубка 150 мм, башни 150 мм, барбеты 150 – 120 мм. Эк. 841 чел. 4х2- 203-ММ/53, 6х2- 100-мм/47, 4х2 -37-мм/54, 4х2 – 13,2-мм, 1 катапульта, 2 гидросамолета.

Одни из самых удачных “вашингтонских” крейсеров. Отправной точкой при проектировании послужили крейсера типа “Trento”, существенно переработанные в стремлении получить более сбалансированный корабль с защитой, адекватной калибру орудий ГК. Первоначально предполагалось довести толщину пояса до 200 мм, однако даже при снижении проектной скорости до 32 узл., “договорные” 10 000 т оказывались превышены почти на 4000 т. Проект начали “ужимать” – от высокобортного гладкопалубного корпуса отказались в пользу более низкого, с относительно коротким полубаком, что давало выигрыш в несколько сотен тонн, хотя это и отрицательно сказывалось на мореходности. Толщину пояса по ватерлинии уменьшили до 150 мм, ликвидировали первоначально заложенные в проект ТА. Заметную экономию обеспечило применение легкой ЭУ, разработанной ранее для скаутов типа “Condottieri” 1-й и 2-й серий. Хотя перечисленные меры и позволили ощутимо снизить стандартное водоизмещение, оно продолжало превышать договорные значения примерно на 1500 т. Не афишируя проектную перегрузку, итальянцы официально объявили о 10000-т водоизмещении новых крейсеров программы 1928 – 1929 гг. (“Zara” и “Fiume”), за которыми последовали “Gorizia” программы 1929 – 1930 гг. и “Pola” программы 1930 – 1931 гг. Последний корабль, предназначенный в качестве флагманского, несколько отличался от остальных увеличенной носовой надстройкой, объединенной с первой дымовой трубой. Корабли типа “Zara” оказались одними из самых защищенных “вашингтонских” крейсеров. Главный 150-мм пояс, утончающийся до 100 мм по нижней кромке, тянулся между концевыми башнями ГК, заканчиваясь 120-мм траверсами, и прикрывался сверху 70-мм броневой палубой. Выше броневого пояса борт имел толщину 30 мм, верхняя палуба – 20 мм. Общий вес брони составлял 2700 т, в три раза больше, чем на “Trento”. Как уже упоминалось, ЭУ повторяла по составу принятую на скаутах типа “Condottieri” 1-й и 2-й серий (лишь число ПК увеличили с 6 до 8), но отличалась по расположению – на “Zara” впервые в итальянском флоте применили “шахматное” размещение. От носа в корму следовали: КО №1 (2 ПК); МО №1 (ТЗА правого вала) и КО №2 (1 ПК) по правому и левому бортам соответственно; КО №3 и 4 (по 2 ПК); КО №5 (1 ПК) и МО №2 (ТЗА левого борта) по правому и левому бортам соответственно. Хотя нормальная продолжительная мощность ЭУ составляла 76000 л.с. с возможностью форсировании до 95 000 л.с., на испытаниях мощность достигала 120000 л.с., а скорость составляла 33 – 35,2 узл.; в ходе службы развивали порядка 29 – 30 узл. В плане вооружения корабли типа “Zara”

отличались от предшественников переходом на новые 203-мм орудия модели 1929 г., использующим более тяжелый выстрел (125 кг против 113 кг на “Trento”). Парадоксально, но эти корабли первоначально причислялись по итальянской классификации к легким крейсерам! Несуразность подобного отнесения была очевидна, и их очень быстро перевели сперва в разряд броненосных (чтобы отличать от соизмеримых, но гораздо более легко забронированных типа “Trento”), а затем тяжелых. В 1937 г. две из 8 х 2 100-мм/47 установок сняты, как и устаревшие 40-мм/39 автоматы и 12,7-мм пулеметы и заменены на 37-мм автоматы и 13,2-мм пулеметы. В 1940 г. на всех четырех кораблях на мостике установлены по две 120-мм/15 гаубицы для стрельбы осветительными снарядами. В 1942 г. на единственном оставшемся в строю корабле этого типа, “Gorizia”, осветительные гаубицы заменены на 2 х 2 37-мм/54 автомата. В 1943 г. 13,2-мм пулеметы заменены на 14 20-мм/65 автоматов.

“Pola” 15.12.1940 поврежден англ. бомбами в Неаполе, ремонт до начала марта 1941 г. В ходе сражения у м. Матапан 28 – 29.3.1941 г. погибли три корабля этого типа. Вечером 28-го числа “Pola” поврежден англ. авиаторпедой (с самолета АВ “Formidable”) и лишился хода. Ночью 29-го потоплен торпедой англ. ЭМ “Jervis”. Прибывшие на помощь крейсера “Zara” и “Fiume” поздним вечером 28-го тяжело повреждены артогнем англ. ЛК “Barham”, “Warspite” и “Valiant”. “Fiume” затонул сразу, “Zara” 29.3.1941 добит торпедой англ. ЭМ “Jervis”. “Gorizia” тяжело поврежден 10.4.1943 тремя бомбами, к сентябрю 1943 г. все еще находился в ремонте в Специи. Затоплен экипажем 8.9.1943, впоследствии поднят немцами. Вновь потоплен там же 26.6.1944 англ. человеко-торпедами “Chariots” (управлялись итальянцами).Источник:/war-book.ru/tyazhelye-krejsera-tipa-zara/

ПОЛНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение, т: 11680/14300
Главные размерения, м: 182,8 х 20,6 х 6,2
Скорость хода, уз: 32
Дальность хода, миль: 5230 (16)
экипаж:841 чел
Тяжелые крейсера типа “Zara” – 4 единицы“Fiume” 29.4.1929 / 27.4.1930 / 11.1931 / Погиб 28.3.1941
“Gorizia” 17.3.1930 / 28.12.1930 / 12.1931 / Погиб 26.6.1944
“Pola” 17.3.1931 / 5.12.1931 / 12.1932 / Погиб 29.3.1941
“Zara” 04.7.1929 / 27.4.1930 / 10.1931 / Погиб 29.3.194111680/14300 (“Zara”), 11326/13944 (“Fiume”), 11712/14330 (“Gorizia”) и 11545/14133 (“Pola”) т; 179,6/182,8х20,6х6,2 м; 2 ТЗА, 8 ПК, 95000 л.с., 32 узл., 2400 т нефти, 5230 (16) миль. Броня: борт 150 – 100мм, палуба 70-20 мм, траверсы 120-90 мм, рубка 150 мм, башни 150 мм, барбеты 150 – 120 мм. Эк. 841 чел. 4х2- 203-ММ/53, 6х2- 100-мм/47, 4х2 -37-мм/54, 4х2 – 13,2-мм, 1 катапульта, 2 гидросамолета.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 × пять =