Заметки про Одессу: что сделал для города Франц де Воллан и почему одесситы об этом не помнят
Голландский инженер, участник последней русско-турецкой кампании и первый архитектор Одессы Франц де Воллан сделал для нее не меньше чем Ришелье или Дерибас, но мы помним его только потому что его именем названа самая известная канава в городе — Деволановский спуск. Сегодня мы поговорим о человеке, которому должны быть благодарны и узнаем, что же такого он сделала для Южной Пальмиры.
До Одессы
Франц де-Воллан. План Хаджибейского залива 1792-93 года
По происхождению де Воллан брабантский дворянин, родился 20 сентября 1752 года в бельгийском Антверпене. С 17-ти лет находился на военной службе. Молодые годы провел в голландских селениях в Северной Америке, где впервые ознакомился с военно-инженерным делом. Он сражался против англичан в годы войны североамериканских штатов за независимость и участвовал в составлении атласа юго-восточной части Голландии.
В 1978 перешел на русскую службу. В конце 1788 года, по надобности в инженерах, он был отправлен был в Таврический край к армии Потемкина. Принимал участие в кампании против турок, находился при осаде и взятии Каушан, Паланки, Аккермана и Бендер, был при осаде Килии, штурме Измаила и других крепостей на Дунае, а также в сражениях при Бабадаге, Браилове и Мачине. Имел множество наград.
Занимался укреплением городов и крепостей на побережьях Азовского и Черного морей и составлял планы большей части строившихся городов, в том числе и Николаева, Новочеркасска, и Каменска-Шахтинского. Но Одесса все-таки была главным делом жизни де Воллана.
Выгодное место
Некоторые могущественные при дворе люди продвигали проект строительстве Одессы на месте Очакова. Хорошо, что в годы рождения Одессы рядом с адмиралом Иосифом де Рибасом оказался Франц де Воллан. Именно он разработал план Одессы и отправил в Сенат две докладные записки “о выгоде Хаджибея”.
«Доброта рейда, а особенно грунт дна, известна нашим мореходам и довольно испытана употреблением оной прежними ее владельцами. Осталось только доставить убежище и потребные выгоды для судов. А потому и не осталось выгоднейшего места для передовой гавани, как только залив Хаджибейский…» — говорилось в нем.
Планы первого архитектора Одессы указывали на то, что город станет не только военной гаванью и крупным торговым центром, но и сосредоточием общественной жизни и государственной власти в регионе. В итоге в 1794 году Екатерина основала Одессу.
— Все офицеры получили благодарности орденами, званиями или деньгами; мне было направлено очень лестное благодарственное письмо с некоторой суммой денег, из которой, впрочем я не получил и половины, — вот такую запись о событии он делает в своем дневнике Франц.
Именно де Воллан создал первый Атлас Одесского края и его гидрографическое и топографическое описания
Город солнца
Официальную дату основания Одессы Франц де Воллан определил исходя из конкретных астрономических расчетов. Дело в том, что именно 2 сентября Одесса становилась «небесным полюсом» и солярным (солнечным) центром. А солнечные символы, между прочим, очень любят массоны.
План Одессы составлялся де Волланом на местности зимой 1794 года. Именно в это время солнце над Одессой восходит с отклонением к юго-востоку. На плане города, разработанном де Волланом, ряды улиц, параллельные нынешней Ланжероновской, направлены к точке восхода солнца в январе.
Идеальный порт
Де Рибас и де Воллан вскоре после взятия Хаджибея провели специальные работы по измерению Хаджибейского рейда. Поэтому город и его порт оказались расположенными в идеальном месте. Франц де Воллан при их планировании использовал весь строительный и архитектурный опыт античной цивилизации, который описан трактате “Об архитектуре” великого римского архитектора Витрувия.
В итоге Одесса оказывалась уязвимой для вражеского флота лишь со стороны мыса Ланжерон. Именно на нем де Воллан и расположил основную крепость, которая должна была препятствовать прохождению вражеских кораблей в залив.
Проектирование улиц
Еще в предварительном плане города Франц создал сетку улиц, вписавшуюся в очертания дуги Одесского залива и напоминающую, к слову, масонский треугольник. Он наметил основные градообразующие узлы будущего города, в том числе Приморский бульвар и Екатерининскую площадь и улицу.
Изначальное деление Одессы на кварталы и участки основано на древне-римских сельскохозяйственных нормативах распределения земли. Площади должны были находиться примерно на равных расстояниях друг от друга и составлять очаги административной и духовной жизни, городской культуры. Таких узловых зон было запланировано восемь, самой важной из которых должна была стать площадь с главной церковью города на Соборке, где в 1795 году заложили церковь святого НиколаяДругие узловые площади — Северная (Греческая), Херсонская (Новобазарная), Вольный Рынок (Старобазарная), Немецкая. Градостроительный план 1814 года дополнял именно деволановский.
Три из запланированных площадей оказались за чертой порто-франко, где деволановские планы не соблюдались, поэтому их не построили. Одна из площадей — Немецкая — в 1820-30-х годах была застроена кирхой и учебными заведениями вюртембергских немцев.
Фактически, город был разделен на несколько равных зон и развивался по принципу мегаполиса, застраиваясь в промежутках между центрами определившихся зон. Ближе к площадям селились «сливки общества», а в улочках и переулках рядовые жители. Де Воллан запустил механизм цепной реакции, в которую включились первые зодчие Одессы — братья Фраполли и Торичелли.
Многие критиковали инженера в том, что его планы не показывают основных магистралей будущего города. Но на самом деле планом Де Воллана предусматривалась магистраль, идущая через весь город из порта по Военной балке, Александровскому проспекту в направлении современного «Привоза». Эта магистраль, отчетливо выраженная на плане, более трех десятилетий разделяла город на две части — Северный и Южный форштаты (секторы). Столь же четко планировочными средствами выражена и магистраль, совпадающая с самой длинной тогда Преображенской улицей, где стыкуются под углом в 45 градусов две основные сетки улиц. Магистральными фактически были и поперечные: Херсонская-Ланжероновская и Тираспольская-Почтовая, по которым шли хлебные обозы.
По сути, мы видим город таким каким видел его Де-Воллан. Планировка, до сих пор, дает возможность ветрам, дующим с моря, очищать улицы города от пыли и дыма. С тех пор сохранилась и нумерация домов в городе, которая обязательно ведется от моря.
Торговля
Большая часть проектов Деволлана носили ярко выраженный экономический характер. Например, вывоз зерна через Одессу, мероприятия по оживлению экономики.
По плану Де Воллана в Хаджибее, для оживления торговли, были устроены огромные соляные магазины. Соль меняли на хлеб у чумаков. И уже к середине 1810-х годов Одесса сделалась главным поставщиком хлеба в Европе.
Прочный город
Все мы знаем, что лавовый камень привозился из Неаполя в Одессу как балласт для порожних судов. Де Воллан, следуя советам Витрувия, специально позаботился о том, чтобы вынужденным балластом оказался именно такой камень – самый прочный для строительства и мощения одесских улиц. Этим он обеспечивал вековечность всех сооружений порта и города.
Де Воллан спас Одессу от оккупации
Вспоминая бомбандировку Одессы во время Крымской войны, снова нельзя не упомянуть о де Воллане. Ведь именно он разместил Одессу на юго-западной стороне бухты и оградил ее порт с востока Платоновским молом, который защищал единственный возможный проход в порт со стороны Ланжероновского мыса. В этом узком проходе корабли не могли развернуться в боевой порядок, чтобы использовать мощь всех своих орудий. Батарея Щеголева была установлена на Платоновском молу, у самого уреза воды, где смогла защитить самый уязвимый участок входа в гавань и не позволила вражескому флоту приблизиться к городу, чтобы высадить десант. На всех остальных участках Одесского залива и прилегающего побережья флот при приближении к берегу неминуемо бы садился на мель. Этим закончилась такая попытка английского фрегата “Тигр” у Малого Фонтана.
После Одессы
Как и де Рибас, де Воллан вскоре после смерти императрицы был отстранен от всех должностей, а на все его имущество наложили арест. Когда в 1797 году строительство порта и города Одессы были временно заморожены, генерал-майор демонстративно подал в отставку. Впоследствии строительство продолжилось, а де Воллана помиловали. Но в Одессу он не вернулся, лишь посетил ее однажды в 1800 году. Он приезжал для образования комитета, которому поручено было закончить строительство.
О его личной жизни известно крайне мало. Он женился на девушке, моложе его на 30 лет — с Марие Элизабет де-Витте. У них было двое детей, сын Александр 1807 года рождения и Генрих, умерший в шестилетнем возрасте. Последней прямой родственницей прославленного инженера была его внучка, Ольга Александровна Кршивитская, умершая в забвении и нищете в 1930-е годы возле Санкт-Петербурга.
Франц де Воллан скончался 30 ноября 1818 года в Санкт-Петербурге, где похоронен на Волковом кладбище.
Память об основателе города
Фото: Vikont
То, что сделал за 30 с лишним лет своей службы де Воллан, хватило бы на десятки проектных и строительных организаций. Но он был очень спокойным и тихим человеком, поэтому его биография кажется скучнее чем у де Рибаса. Со временем его имя «стерли» из истории благодаря советской власти и до сих пор не восстановили как следует.
Именем де Воллана назван музей Одесского морского порта. К самому порту ведет Деволановский спуск, а на Таможенной площади, по обе стороны входа в порт, находятся бюсты Иосифа Де-Рибаса и Франца де-Воллана. В честь де Воллана названа и Деволановая улица в порту, за Карантинной гаванью. Правда об этом мало кто знает.
Также скульптура де Воллана является частью памятника «Основателям Одессы» на Екатерининской площади.
Деволановский спуск
Мертвый квартал в городе, в 15-ти минутах от Дерибасовской, всегда был не самым приятным местом. Его неофициальное название — Канава. Сто лет назад тут обитали портовые работяги, воры, шулеры и другой «цвет нации». Есть также легенда, что эти трущобы запечатлел в рассказе «Челкаш» Максим Горький, якобы бывавший на Канаве.
В дореволюционное время он назывался – Левашовский спуск, в советский период — спуск Вакуленчука. В честь Де Волна его назвали в 1995 году.
Но стоит заметить, что по своему ландшафту квартал ведь весьма интересен, единственный в Одессе такого рода. Дома и дорога, окруженные склонами, лестницами и тремя мостами создают интересный урбанистический пейзаж. А рядом городской центр, парк Шевченко, пляжи, море. А сколько фильмов снято в этом микрорайоне! «Волны Черного моря», «За власть Советов», «Белеет парус одинокий» и многие другие.
В общем, Деволановский спуск стоит привести в порядок хотя бы потому, что он носит имя основателя города или просто переименовать его чтобы не позорить имя великого архитектора.
Кстати, проект преображения Деволановского уже есть, но пока что только на бумаге.
Источник: https://od.vgorode.ua/news/obzory/391019-zametky-pro-odessu-chto-sdelal-dlia-horoda-frants-de-vollan-y-pochemu-odessyty-ob-etom-ne-pomniat