Наталья Лопатина. Зачем Бог сотворил человека (гипотеза) | Куликовец

Наталья Лопатина. Зачем Бог сотворил человека (гипотеза)

В 80-х годах была в Волгограде Изобретательская школа. Создавалась она на голом энтузиазме (тогда это было делом привычным) и существовала под «крышей» Горкома Комсомола. В ней учили изобретательскому (нетривиальному) мышлению и творческому подходу во всём, причём, не только в технических вопросах.

И, когда мне предложили вести в ней довольно абстрактный предмет «Развитие творческого воображения» (РТВ), я сразу же согласилась. Потому что никто ничего про это воображение  тогда не знал, и мне разрешалось выдумывать самой: стратегию, тактику и упражнения…

Стратегия-то была ясна сразу. Воображение гнездится у нас в правом полушарии, стало быть, надо развивать художественные навыки, но контингент был с техническим уклоном. Значит, нужно было, как-то начав с левого (логического) полушария, по ходу упражнения перескочить в правое. И желательно перескочить так, чтобы слушатель этого не заметил, ибо у большинства — страх перед тем, чего никогда не делал.

Словом, всё было очень интересно, потому что неизведанно. Упражнения придумывались, можно сказать, вдруг, нечаянно и буквально на ходу. В голове доминантой возлежала стратегическая идея, как слева перескочить направо, и мозг ВЕЗДЕ искал на нее ответ.

Например, сидим мы с друзьями в кафешке. И я им говорю, какие дрянные стишки народ публикует в журнале «Октябрь». Слушайте! «Локон коснулся меня, Я открыл глаза…»

— Рядом со мной лежала Медуза Горгона,- вдруг говорит один из моих товарищей.

И я, смеясь животным ржанием, понимаю, что новое упражнение готово.

Упражнение заключалось в том, что я произносила исходные фразы со взрывающим мозг окончанием… Аудитория незамедлительно отзывалась хохотом… Положительные эмоции включали весь мозг сразу. А слушателям надо было придумать и написать за 30 минут сочинение, в котором эта фраза была бы логически обусловленной. Я садилась, и писала рядом. Результаты упражнения зачитывались на следующем моем занятии. И это был праздник! Это был фейерверк остроумия, тонкого юмора, глубокой иронии и творческих находок…

Это я привела пример атмосферы на моих уроках по РТВ. Изобретательская школа начинала свою работу в первое воскресенье сентября. И чтобы народ сразу понял, куда он попал, на раскачку времени не давалось. В первый же день занятий их начинали знакомить с методами изобретательского творчества. И после небольшого вступления два часа они они занимались практическим «Мозговым штурмом» (один из методов). Этот урок обычно шумный, весёлый, радостный при условии, если ведущий сумеет раскрепостить и завести аудиторию. Эта миссия отводилась мне.

Как это делалось?

Зачитывалось условие технической задачки, сформулированное  остросюжетно… так, что вызывало лавину эмоций (удивление, или желание спасти, найдя решение… или возмущение несправедливостью…или что-то ещё).

Например, в штормовых условиях при минусовой температуре небольшие рыболовецкие суда (надводная часть) начинают быстро обрастать льдом. Центр тяжести повышается, а дальше – оверкиль (судно переворачивается). Страшно? Да. Хочется помочь, найдя решение? Ещё как хочется! И народ бросается в атаку.

Но бой за красивое, неожиданное, простое решение далее пойдёт по особым правилам, главное из которых – нельзя критиковать,подвергать сомнению, даже недоброжелательно ухмыляться. Можно только поддерживать предыдущего оратора и развивать идеи других участников. Однако на поверку оказывается, что это не очень просто… человек сморозил очевидную глупость! Что за чушь!…Хочется уничтожить его своим знанием и компетенцией…а надо поддеееерживать… И вот тут нас ждёт первый психологический барьер – наше маленькое Я оказывается очень большим для коллективного мышления. А «Мозговой штурм» только тогда даст результат, если мышление станет именно коллективным

Кроме того шаблонное мышление, обусловленное формальной логикой, здравым смыслом и общественным мнением – это еще одно препятствие, которое поджидает участников на пути к красивому решению. Это своеобразная матрица, которую мы должны будем взломать на этом уроке.

Вот такой он весёлый урок под названием «Мозговой штурм»

Но это всё, как говорится, присказка. Сказка впереди.

Проводила я тогда один из первых своих «Мозговых штурмов».

Мальчики попались лобастые. Идеи свистели, как стрелы, почти не прекращаясь 20 минут. Потом, когда первый слой был снят, костерок начал было угасать, я кинула в него заранее заготовленную обычно шокирующую мысль, и он снова вспыхнул. Но дальше минут через 10 он опять должен был бы пойти на убыль (такова статистика и, может быть, когнитивные особенности нашего мышления). Однако, этого не произошло. Стрелы идей продолжали лихо свистеть надо мной и записываться на магнитофон.

Я невольно начала сканировать аудиторию. И вот что я тогда обнаружила.

Практически, каждый из присутствующих уже внёс свою лепту в общественную копилку, и только…. вот эти двое в дальнем левом углу до сих пор ничего не родили. Я стала за ними наблюдать … И поняла… они не успевали… они не успевали ничего своего придумать, потому что… ВОСХИЩАЛИСЬ… идеями…. других…. «Ух ты!»… «Вот сказанул!»… «Красиииво!»…. Они переглядывались друг с другом, когда их особенно что-то поражало. И молча, восторженно улыбались…

Стало совершенно ясно, что это они – главные герои «Мозгового штурма», ибо они обеспечили основное его условие — АТМОСФЕРУ, в которой лавинообразно понеслась цепная реакция идей других участников.

И вот тогда-то мне пришла в голову одна интересная мысль.

Для творчества нужна специфическая атмосфера, которая бы вдохновляла Творца. Кто может вдохновить Творца? Тот, кто может оценить его труд и восхититься. Как минимум, это должен быть Некто, подобный Творцу, но не такой умелый и совершенный.

И БОГ СОЗДАЁТ ЧЕЛОВЕКА… по образу и подобию своему

 

Источник:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шестнадцать − 12 =