Как освобождали Крым
75 лет назад, 15—16 апреля 1944 года, Красная Армия пробилась к Севастополю. За семь дней советские войска освободили почти весь Крымский полуостров. Однако с ходу взять хорошо укрепленный город не удалось, и советские войска начали подготовку к штурму Севастополя.
Присоединяйтесь к сайту «КУЛИКОВЕЦ» в Telegram (инсайд, новости не выходившие на сайте), Одноклассниках, Facebook, ВКонтакте, Twitter, и Вы всегда будете в курсе последних новостей.
Ход наступления. Прорыв немецкой обороны
Утром 8 апреля 1944 года началась Крымская наступательная операция. После 2,5-часовой артиллерийской и авиационной подготовки советские войска пошли в атаку. 51-я армия Крейзера наносила главный удар силами 1-го гвардейского и 10-го стрелкового корпусами на тархано-ишуньском направлении, вспомогательный — частями 63-го стрелкового корпуса в направлении на Томашевку. Немецкое командование верно определило направление основного удара наших войск и перебросило туда все свои резервы. В результате бои приняли крайне тяжелый характер, и корпуса генералов Миссана и Неверова смогли только вклиниться в оборону противника.
На вспомогательном направлении в районе Сиваша 63-й стрелковый корпус Кошевого прорвал оборону румынской 10-й пехотной дивизии. Для развития успеха советское командование 9 апреля бросило в бой второй эшелон корпуса (его третью дивизию), гвардейскую танковую бригаду и гвардейский танковый полк. Также это направление усилили артиллерией и самолетами 8-й воздушной армии. Вспомогательное направление становилось основным. Немцы перебросили на опасный участок части немецкой 111-й пехотной дивизии, бригаду штурмовых орудий, контратаковали. Однако наши войска, отражая вражеские атаки, продвинулись на 4—7 километров и заняли важные узлы обороны противника – Каранки и Асс-Найман. Советское командование, чтобы окончательно прорвать оборону немцев, усилило 63-й корпус ещё одной стрелковой дивизией из резерва армией и реактивной артиллерией.
В это же время на перекопском направлении штурмовала вражеские позиции 2-я гвардейская армия Захарова. 8 апреля гвардейцы вклинились в оборону противника и взяли Армянск. К исходу 9 апреля советские войска прорвали немецкую оборону. Немцы ожесточенно отбивались, контратаковали, но были вынуждены отступить на ишуньские позиции.
Таким образом, к исходу 10 апреля 1944 года войска 51-й и 2-й гвардейской армий прорвали германскую оборону на Перекопе и южнее Сиваша. Немцы и румыны отступали на тыловые позиции. Командование 17-й немецкой армии отдало приказ об отходе войск к Севастополю (операции «Адлер» и «Тигр»). 5-й армейский корпус, оборонявшийся на керченском направлении, также получил приказ об отступлении. В первую очередь эвакуировались тыловые и транспортные службы, коллаборационисты, гражданские служащие и т. д. Гитлер отдал приказ оборонять Севастополь до конца, боеспособные части не эвакуировать.
Отступление 17-й армии
Командующий 17-й армией генерал Енеке (Йенеке), командующий группой армий «Южная Украина» генерал Шернер и начальник Генштаба сухопутных войск Цейтцлер были против решения фюрера о сопротивлении до конца. Было очевидно, что немецкая крымская группировка не способна противостоять сильному наступлению Красной Армии с двух направлений – с севера и востока. Поэтому германское командование усиленно работало над планами отхода войск к Севастополю и дальнейшей эвакуацией в Румынию.
Создавались группы эвакуации. Все воинские части пересматривали, оставляя на фронте для боев и снабжения только необходимый минимум людей. Остальных солдат и «хиви» (нем. Hilfswilliger, желающий помочь; Ost-Hilfswillige, восточные добровольные помощники), добровольных помощников вермахта из местного населения, предателей-коллаборационистов, отправляли в тыл. Также эвакуировали большую часть технических, железнодорожных, строительных войск, части снабжения и военного хозяйства, контрразведку, отделы пропаганды, полицаев и т. д.
Одновременно немецкое командование проводило в жизнь план разрушений при эвакуации с Крымского полуострова. Все важные пути на полуострове, что приостановить движение русских войск, разрушались. Особенно дороги, которые вели к Севастополю. Разрушались порты, гавани, аэродромы, мосты, хозяйственные постройки, линии связи. Уничтожались запасы товаров и всё военное имущество, оборудование, транспорт и приборы, которые нельзя было вывезти. Уничтожалось железнодорожное имущество, локомотивы и вагоны. Немцы делали всё, чтобы Крым долгое время был в руинах и полуостров нельзя было использовать как военно-морскую и воздушную оперативную базу. На дорогах, особенно в горах, создавались каменные завалы, пути сообщения минировались, чтобы не допустить быстрого продвижения советских подвижных соединений.
При этом немцы ещё надеялись некоторое время удерживать Севастополь. Командование давало указания доставить в Севастопольскую крепость как можно больше боеприпасов и продовольствия. Всё, что можно было взять с собой, вывозить в город. Войска должны были при отступлении захватывать по пути как можно больше провианта, гнать к городу скот.
Румынские артиллеристы ведут огонь из 75-мм пушки PaK 97/38 во время боя в Крыму
Румынские солдаты ждут эвакуации в порту Севастополя
Немецкий тральщик класса R (Räumboote, R-Boot) в бухте Севастополя. Источник фотографий: http://waralbum.ru
На Севастополь
10 апреля 1944 года командующий 4-м Украинским фронтом Толбухин приказал подтянуть 19-й танковый корпус генерала Васильева ближе к переднему краю, чтобы начать наступление с рубежа южнее Томашевки. Утром 11 апреля подвижное соединение вступило в бой, наступая Джанкой – крупный узел железных дорог. Задачей корпуса было развить наступление в направлении на Симферополь – Севастополь, рассекая немецкую армию, ломая её сопротивление, возможности по маневрированию и управлению войсками. Командир 19-го танкового корпуса Васильев во время разведки местности в ходе авиационного налёта был тяжело ранен, поэтому соединение возглавил полковник Поцелуев.
Наступление советского усиленного танкового корпуса (187 танков, 46 САУ, 45 БТР и бронемашин, более 200 орудий и минометов, реактивных установок БМ-13-15) с плацдарма южнее Сиваша, стало неожиданным для гитлеровцев. Русские танки ждали на Перекопе. Однако танковый корпус в марте 1944 г. скрытно перебросили на плацдарм южнее Сиваша. Переброску танков и другой техники осуществляли ночью или при плохой погоде, когда немецкая авиация не могла действовать. На месте подготовили укрытия для техники, их тщательно замаскировали.
11 апреля 1944 года советские стрелки и танкисты завершили прорыв обороны противника. Уже в 11 часов передовой отряд танкового корпуса под началом полковника Фещенко (командир 202-й танковой бригады) ворвался на северную окраину Джанкоя. С юга город атаковала 26-я мотострелковая бригада подполковника Храповицкого. Немецкий гарнизон, около полка пехоты, до двух дивизионов артиллерии, 4 штурмовых орудия и бронепоезд, упорно отбивался. К вечеру советские войска освободили Джанкой. В это же время танкисты захватили аэродром противника в районе Веселого, который немедленно стали готовить самолетов 8-й воздушной армии. Советское командование создаёт подвижную группу генерала Разуваева для скорейшего освобождения Симферополя, где располагались штабы немецкой армии и румынского горно-стрелкового корпуса. В состав группы входили танковый корпус, стрелковая дивизия (два полка на автотранспорте), истребительно-противотанковая артиллерийская бригада.
Командование немецкой армии отдает приказ об отходе войск крепости Севастополь с северного и керченского участков фронта. Разведка Отдельной Приморской армии обнаружила отход противника. Армия Ерёменко готовила атаку южнее и севернее Булганака, в обход Керчи. В 21 час 30 минут 10 апреля 1944 года, после артиллерийской и авиационной подготовки, перешли в наступление передовые отряды Приморской армии, а 11 апреля — основные силы. Части 3-го горно-стрелкового корпуса генерала Лучинского взяли вражеский опорный пункт Булганак и стали прорываться к Турецкому валу. За ними оборону противника пробили войска 11-го гвардейского корпуса генерала Рождественского и 6-го стрелкового корпуса генерала Провалова. Когда русские войска перехватили шоссе Керчь – Феодосия немцы и румыны, опасаясь окружения, бежали. 11 апреля советские войска освободили Керчь. Часть румынских войск попала в плен. Противник потерял большое количество техники и артиллерии. Немецкий 5-й армейский корпус отступил на Керченский перешеек.
Бойцы 2-й гвардейской Таманской дивизии срывают фашистскую вывеску с клуба им. Энгельса в Керчи. В клубе им. Энгельса во время оккупации был расположен лагерь советских военнопленных, в котором находилось свыше 1000 человек. Керчь была освобождена 11 апреля 1944 г.
Советский солдат срывает нацистскую свастику с ворот металлургического завода им. Войкова в освобождённой Керчи
Бойцы 9-й отдельной моторизованной разведроты разведотдела штаба Отдельной Приморской армии капитана С.Г. Тохтамыша на броне танка М3 «Стюарт» на улице Керчи в день освобождения города
Таким образом, советские войска прорвали оборону противника на Керченском полуострове. Немецко-румынские войска повсюду отступали. 11 апреля 1944 года Верховный главнокомандующий Сталин объявил благодарность войскам 4-го Украинского фронта и Приморской армии, которые прорвали мощную оборону гитлеровцев на Перекопе, в районе Сиваша, на Керченском полуострове, освободили Джанкой и Керчь. В 21 час в Москве прозвучали 20 артиллерийских залпа салюта из 224 орудий в честь 1-го УФ, и в этот же день, в 22 часа, — в честь войск Отдельной Приморской армии.
19-й танковый корпус при поддержке авиации продолжал движение на Симферополь. За подвижной группой следовали части 51-й армии. Левофланговый отряд 19-го корпуса (202-я танковая бригада, полк САУ и мотоциклетный полк) наступал навстречу Приморской армии в направлении Сейтлер – Карасубазар. 12 апреля наши войска взяли Сейтлер, а в районе Зуи была разгромлена большая группа отступающих войск противника. Советские войска перерезали путь на Севастополь через Симферополь для керченской группировки врага. Теперь части 5-го немецкого корпуса отступали вдоль южного побережья полуострова.
Под Сарабузом (здесь располагалась тыловая позиция 17-й армии), в районе аэродрома, наши войска встретили упорное сопротивление немецкой группы под началом генерала Сикста. Не ввязываясь в затяжные бои, советские танкисты обошли вражеские позиции с востока и продолжили наступление на Симферополь. 2-я гвардейская армия 12 апреля прорвала позиции гитлеровских войск на реке Чатырлык. Подвижные отряды гвардейцев начали преследование противника.
В этот же день войска армии Ерёменко вышли к Ак-Монайской линии, но с ходу прорвать её не смогли. Только после сильной артподготовки и мощного авиационного удара (844 боевых самолетовылета за день) гитлеровцы оставили АК-Монайские позиции. К исходу дня Керченский полуостров был полностью освобожден. Передовые части 11-го гвардейского стрелкового и 3-го горнострелкового корпусов и армейский подвижный отряд были направлены на Старый Крым, Карасубазар, чтобы установить связь с силами 4-го УФ. Части 16-го стрелкового корпуса развивали наступление на побережье, на Феодосию и далее на Судак – Ялту – Севастополь.
12 апреля морская авиация Черноморского флота нанесла сильный удар по судам противника в Феодосийском порту, срывая планомерную эвакуацию вражеских войск по морю. 13 апреля советские войска заняли Феодосию. В этот же день штурмовики и бомбардировщики Черноморского флота нанесли удар по Судаку, утопили 3 большие баржи и повредили 5 барж с немецко-румынскими войсками. После этого немцы уже не пытались эвакуировать значительные силы в Севастополь по морю. Немцам и румынам приходилось отступать по горным дорогам, но и там они подвергались давлению со стороны советской авиации и партизанских отрядов. Их преследовали подвижные авангарды советских войск.
13 апреля передовые силы 4-го УФ и Отдельной Приморской армии соединились в Карасубазаре. В этот же день подвижная группа фронта освободила Симферополь, войска 2-й гвардейской армии – Евпаторию. В советской столице в этот день трижды гремели салюты – в честь героев освобождения Феодосии, Симферополя и Евпатории.
Колонна пехотного подразделения Красной Армии движется по дороге рядом с подбитой САУ вермахта StuG 40 Ausf. G после прорыва обороны немецко-румынских войск в Крыму
САУ СУ-152 1452-го тяжелого самоходно-артиллерийского полка в Симферополе
Оценив сложившуюся ситуацию, командование 19-го танкового корпуса предлагало направить основные силы подвижного соединения сразу к Севастополю, чтобы на плечах врага ворваться в город. Однако командир подвижной группы фронта заместитель командующего 51-й армией Разуваев распылили силы, направив две танковые бригады на восток, в район Карасубазара, для разгрома отходивших войск керченской группировки; мотострелковую бригаду – на Алучшу, чтобы попытаться перерезать пути отхода вражескими войскам, отступающим вдоль южного побережья Чёрного моря. В итоге для преследования врага через Бахчисарай на Севастополь было оставлено всего две танковые бригады. Вскоре командование фронта отменило этот приказ Разуваева, но войска уже следовали по указанным направлениям и отвод только бы ухудшил ситуацию (неразбериха, потеря времени).
Рано утром 14 апреля советские танкисты при поддержке партизан освободили Бахчисарай. Немцы не успели сжечь город. Затем советские войска нанесли удар нанесли удар по селениям в районе Севастополя — Качу, Мамашай, Эски-Эли и Аранчи. В районе Качи и Мамашая танкисты соединились с передовыми отрядами гвардейской армии.
В на 14 апреля части Приморской армии и мотострелковая бригада 19-го корпуса подавили сопротивление противника на Ангарском перевале. Затем ударом с севера и с востока наши войска, при содействии партизан, освободили Алушту. 15 апреля на подступы к Севастополю вышли главные силы 2-й гвардейской и 51-й армий.
Таким образом, Крымский полуостров, кроме Севастополя, был освобожден от гитлеровцев. Семь дней потребовалось Красной Армии, чтобы освободить почти весь Крым. Однако, несмотря на высокие темпы наступление советских войск, основные силы 49-го горнострелкового корпуса генерала Конрада (оборонялся на севере Крыма), сохранив артиллерию, успешно отступили и 14 апреля заняли оборону в Севастопольской крепости. Немецкий 5-й армейский корпус генерала Альмендингера (керченская группировка) также смог избежать уничтожения, отступая вдоль побережья Чёрного моря. Это предопределило провал первого штурма Севастополя, когда советские войска попытались с ходу освободить город.
Продолжение следует…
Партизаны в Ялте. Ялту освободили 15 апреля 1944 г.
Встреча советских партизан и моряков-катерников в освобожденной Ялте. У причала видны советские торпедные катера типа Г-5.
Источник фотографий: http://waralbum.ru
Автор: Самсонов Александр