Ростислав Ищенко. Спасение Венесуэлы — дело рук самой Венесуэлы
Заголовок, как это обычно бывает, поменяла редакция. Поэтому содержанию текста он не соответствует
Пока в международные соцсети запущена «утка» о возможном создании российской или китайской базы, Вашингтон провоцирует в этой южноамериканской стране гражданскую войну
Народная пословица утверждает, что генералы всегда готовятся к прошлым войнам. Думаю, что в наше время она устарела. Гибридная война, которую уже полтора десятилетия ведут друг против друга Россия и США, а теперь и Китай, убедительно свидетельствует, что генералы ведущих мировых держав очень неплохо приспособились к ведению современной войны. И война эта не объявляется, в ее ходе боевые подразделения на поле боя не являются, а исход сражений определяют не километры занятой территории и тысячи трупов врагов, а содержание информации СМИ, способные превратить самую победу в самое катастрофическое поражение.
О чем говорит и чему учит история
В связи с этим, как только обострился венесуэльский кризис и США признали альтернативного президента Хуана Гуаидо, в социальных сетях, а затем и в солидной прессе началось обсуждение: развернет ли Россия базу в Венесуэле или «побоится», сколько и каких именно войск туда надо послать, а, может, это и вовсе должен сделать Китай, который вложил в Венесуэлу раза в три больше денег, чем Россия.
Между тем проблема сохранения власти чавистов (Чавизм (исп. chavismo) — политическая идеология левого толка, на основе идей и практики президента Венесуэлы в 1999-2013 гг. Уго Чавеса, — ред.), в целом, и Николаса Мадуро, в частности, никак не зависит от военных усилий России и/или Китая. Вернее, зависит, но обратно пропорционально. Появление на территории Венесуэлы военной базы Пекина или Москвы способно только значительно ухудшить ситуацию и для самого Мадуро, и для его союзников.
Что такое крупная военная база, находящаяся в конце длинной линии коммуникаций, контролируемой противником, США хорошо знают по Вьетнаму. Двадцать лет, пренебрегая французским опытом катастрофического поражения под Дьенбьенфу, американцы пытались удержать контроль хотя бы над Южным Вьетнамом — путем развертывания все новых и новых военных баз. Закончилось все позорной эвакуацией из Сайгона.
Обращаю внимание, что, в отличие от ситуации с Венесуэлой, где морские и воздушные коммуникации эвентуальной иностранной группировки находятся под полным контролем США, во Вьетнаме американцы в целом свои коммуникации контролировали и были способны поддерживать жизнедеятельность своих баз на должном уровне практически вечно.
Однако из-за партизанских ударов войск Вьетконга эти базы превращались в черные дыры, бессмысленно пожирающие огромные ресурсы (материальные и человеческие), при этом способные обеспечить только собственную безопасность и только в условиях перманентной ресурсной накачки.
Не прошло и десяти лет после эвакуации из Вьетнама, как США приготовили СССР аналогичную ловушку в Афганистане. Советский Союз установил контроль над всеми значимыми центрами. В отличие от нынешней американской оккупации, в дневное время в населенных пунктах советские войска были практически абсолютными хозяевами, но постоянные удары по коммуникациям (обыденные кадры советского телевидения из Афганистана — вереницы сгоревших военных грузовиков вдоль дорог), а также периодические налеты на блокпосты и отдельные населенные пункты делали победу ресурсно более затратной, чем поражение. В погоне за ускользающим концом войны СССР наращивал группировку (численность которой к 1986 году превысила 100 тысяч человек), но все равно дело кончилось выводом войск.
Проблема Мадуро заключается не в том, что в Венесуэлу возможна иностранная интервенция. Как раз в случае вторжения иностранных войск народ сплотится вокруг нынешнего руководства, а оппозиционеры, в пользу которых интервенция осуществится, лишатся опоры на массы. Даже если интервентам удастся захватить столицу и значимые административные центры, они просто получат второй Вьетнам (Афганистан, Ирак).
В конечном итоге им придется уйти (пусть даже через десять лет), огромные ресурсы будут потрачены зря, а чависты (возможно, во главе уже с другими лидерами) вернутся к власти, которая только укрепится.
Венесуэла не Куба
США такой вариант совсем не нужен. Не для того Трамп выводит войска из Афганистана и Сирии, чтобы бездарно увязнуть в Венесуэле. В Вашингтоне прекрасно знают, что Венесуэла расколота. Значительная часть народа поддерживает чавистов, но и оппозиция находится не в безвоздушном пространстве. Достаточно того, что именно оппозиция победила на выборах в Национальную ассамблею (парламент), получив 2/3 депутатских мандатов, что говорит о существенной поддержке избирателей.
Вашингтон провоцирует гражданскую войну. При этом санкционная политика США направлена на лишение правительства источника доходов и перенаправление всех свободных средств (авуары Венесуэлы в иностранных банках, доходы от продажи нефти) самопровозглашенному президенту от оппозиции.
То есть оппозиция должна бороться, а если надо, то и воевать, за счет национального бюджета, в то время как законное правительство должно просить о помощи союзников.
Когда-то СССР в условиях американской блокады Кубы стал скупать на Острове Свободы весь производимый тростниковый сахар, чтобы не допустить краха местной экономики и спасти режим Кастро. Но Венесуэла не Куба. Даже если Россия с Китаем начнут скупать всю производимую Каракасом нефть и переводить деньги непосредственно на счета правительства Мадуро, последнему это не сильно поможет, поскольку деньги надо еще суметь потратить. Венесуэла критически зависит от импорта продовольствия, которое ввозилось как из соседних латиноамериканских стран, так и из ЕС и Юго-Восточной Азии. Большую часть этих контрактов США смогут заблокировать, вернее, переориентировать на «правительство» Хуана Гуаидо. Следовательно, помимо хаоса на мировом нефтяном рынке и на мировом рынке продовольствия, в организации которого Вашингтон с удовольствием обвинит Россию и Китай, серьезно изменить обстановку это не поможет. Взять на содержание 35-миллионную Венесуэлу тоже нельзя — слишком накладно.
Вашингтон приготовил Пекину и Москве в Каракасе классическую вилку. Отправить войска на помощь Мадуро нельзя. Миллионы венесуэльцев, поддерживающих оппозицию, будут рассматривать их как интервентов. В условиях острого гражданского конфликта это, во-первых, даст оппозиции моральное превосходство, во-вторых, стимулирует развязывание гражданской войны, вину за которую мировое сообщество возложит на страну, пославшую войска. Кроме того, как уже было сказано, в полный рост встанет проблема обеспечения изолированной группировки всем необходимым не только для боевых действий, но и просто для повседневной жизнедеятельности.
Взять на содержание правительство Мадуро тоже нельзя. В таком случае Венесуэла превратится в «черную дыру», пожирающую ресурсы своих союзников. США достаточно будет просто законсервировать ситуацию и ждать, когда Пекину и Москве надоест сжигать свои ресурсы, при том, что деятельность оппозиции будет поддерживаться ресурсами Венесуэлы.
Вырвать финансово-экономическую дубинку из рук Вашингтона как минимум очень сложно, если вообще возможно в обозримые сроки. Но и бросить союзника на произвол судьбы тоже нельзя. Это значит потерять лицо и подорвать свой авторитет в мире.
США — великие провокаторы
Очевидно, цель США в том и состояла, чтобы заставить Россию и Китай принимать решение «за доской» — в условиях абсолютного цейтнота и фактического цугцванга. Имеющееся пространство решений — выбор между плохим и худшим. Возможные решения, опровергающие американскую игру, — неочевидны, их очень сложно найти в сжатое время.
Поэтому первое, что необходимо и России, и Китаю, и Мадуро — выиграть время. Предложение о переговорах, сделанное чавистской властью оппозиции, и российские предложения о посредничестве имеют именно эту цель. Необходимо снизить накал противостояния, снять опасность нарастания внутри венесуэльского конфликта, перевести ситуацию в процесс поиска компромисса. Чем дольше будут длиться переговоры, тем больше времени будет у Москвы и Пекина для нахождения решения, опровергающего игру США.
В Вашингтоне это прекрасно понимают, поэтому оппозиция отказывается от любых переговоров, провоцируя правительство Мадуро на обострение и кровопролитие, чтобы возложить на него вину за развязывание гражданской войны. США справедливо считают, что если такая война начнется, то Россия и Китай должны будут оказывать поддержку своему союзнику, положение которого с первых же дней будет критическим. То есть опять-таки Вашингтон добивается втягивания Москвы и Пекина в дурную бесконечность бессмысленных ресурсных затрат, которые могут бесконечно, но очень дорого консервировать ситуацию, но не способны принести Мадуро победу.
В сложившихся условиях выход может быть только один, и лежать он должен в поиске несимметричного ответа. Как любят говорить американцы, Вашингтон должен заплатить за атаку на Мадуро такую цену, чтобы продолжение данной атаки стало для него неприемлемым. Очевидно, что найти уязвимую точку США и нанести туда удар требуемой силы также очень непросто, но в данном случае процесс не привязан к проблемам правительства Мадуро.
США должны понять, что чем бы ни закончилась их игра в Венесуэле, ответ обязательно будет, и заплатят они больше, чем выиграют от падения Мадуро.
Альтернативный вариант Россией предложен — переговоры между чавистами и оппозицией, при российском посредничестве.
Источник: https://cont.ws/@ishchenko/1214970