Что поменялось в Крыму с украинских времён: впечатления одессита
Одесский журналист, главный редактор одного из немногих объективных СМИ Украины «Таймер» Юрий Ткачёв делится впечатлениями о поездке в Крым на страницах своего личного блога.
…хотя на немного встревоженный вопрос российского пограничника о том, буду ли я писать что-то про поездку Крым, я ответил отрицательно, написать, наверное, всё-таки надо. К тому же это ж уютненький фейсбучек, а не что-то это вот, так что, наверное, не считается.
Короче, что в Крыму? В Крыму ОК.
Ну то есть как. С одной стороны, никаких вот прямо умопомрачительных изменений в лучшую сторону я пока не заметил. Но и страшилки в украинских СМИ, разумеется, не имеют ничего общего с реальностью.
Видимая инфраструктура пока что осталась практически в украинском состоянии. Изменения к лучшему есть: явно стали опрятнее дороги, везде нормальная разметка, присутствуют все положенные знаки. Бросились в глаза, например, новые мусоровозы в Евпатории и Алуште.
Улицы стали гораздо чище — в той же Ялте, которая запомнилась мне довольно грязноватым городком. Правда, с мусорными урнами на улицах вот прям проблема: вечно таскал с собой полные пачки бычков от сигарет, потому что мусорить на таких чистых улицах — западло.
Из видимых изменений — обнесённые заборами из металлической сетки автовокзалы, обклеенные надписями типа «не курить, место для курения в N метрах», «выезд транспорта, проход запрещён» и т. п. — при Украине, конечно, шлялись, кто куда хочет, курили, где хотели и т. п. С новой системой порядка больше, но и геморроя — тоже. Не то чтобы это было вот прямо важно, но очень характерная деталь сравнения двух систем.
А, да: новые троллейбусы от Симферополя до ЮБК, российские Трользы. Честно, расстроили меня. Нет, ну там, конечно, кондиционеры, низкие полы и т. п., но ведь старые троллейбусы — это был символ. Плюс — совершенно не представляю себе, как загрузить в Трользу, у которой нет пустой задней площадки, группу турья с рюкзаками.
Кстати, пеших туристов в Крыму визуально стало меньше. Т. е. вот есть, но если раньше с любой точки вокзала в Ялте видел две-три группы по десятку человек, то теперь — редкие парочки. Причём такое чувство, что так-то они живут где-то в городе, а в горы выбираются на день.
Вообще же общее число туристов по сравнению с украинскими временами визуально осталось практически тем же. Качественно же это, конечно, уже другие туристы. К примеру, бросается в глаза большое число молодёжи ярко выраженной среднерусской внешности: светлые русые волосы, серо-голубые глаза и т. п.
Цены в Крыму тоже российские — не московские, но российские. Квартира в Ялте типа той, что я в своё время снимал за 1000 рублей в сутки, щас стоит уже 2000. Без излишеств пожрать в приличном месте — где-то 1000 на двоих.
Ещё один нюанс: с открытием моста в Крыму стало неимоверно много машин. В смысле, вот именно пипец: дважды попадал в солидные такие тянучки на трассе Евпатория-Севастополь и Севастополь-Ялта, ну и в небольшую пробочку из Алушты в Симферополь. И это без всяких там ремонтов дорог и дтп — просто вот такая вот пробка. В сторону Керчи, куда я тоже собирался, добрые люди посоветовали даже не соваться, и я их совету последовал.
А, да. Комета Севастополь-Ялта, на которую я возлагал надежды, раскуплена до 12 августа (сейчас уже может на дольше). Цэ зрада.
На мой субъективный взгляд, несколько улучшился уровень сервиса. В Ялте и Севастополе закрылись несколько омерзительных шалманов, правда, в то, что открылось на их месте, я на всякий случай не ходил, но выглядит приличнее.
Впрочем, многое осталось как было.
Шансон-караоке на набережной в Алуште, например. Ненависть-ненависть-ненависть. Правда, если, зажав уши, пройти мимо, то можно дойти до очень годного рыбного ресторанчика, который лично я буду посещать в каждое своё посещение.
Ещё из плохого — дико бесят тиры со страйкбольными винтовками. Хотя это всё лучше знакомых по Одессе «аттракционов» типа «забей мяч в ворота» или «провеси на перекладине 5 минут» — такого я в Крыму, к счастью, не увидел вообще.
Ключевая проблема Крыма на данном этапе — транспорт, состоящий на 95% из автобусов. К счастью, гробовозы Богданы и Эталоны начали потихоньку уходить в прошлое — их потихоньку заменяют большие и относительно комфортабельные автобусы. Впрочем, гробовозы пока тоже остались, и это плохо, уберите их, пожалуйста.
В целом же — в плане работы на этом направлении ещё конь не валялся: те же «Кометы» и их аналоги, плюс есть же всё-таки фрагментарно железная дорога, тоже надо использовать. Автодороги ремонтируют, трасса Евпатория — Крым вот именно очень хорошая. Но ремонтировать недостаточно — надо расширять как минимум вдвое.
Фишка Крыма этого сезона — устрицы.
Я так понял, куча людей капитально вложились в устричные фермы, так что объявления типа «а у нас можно попробовать устрицы» смотрят чуть ли не с каждого столба. Я, скажу сразу, пока не попробовал — не был уверен, что знакомство с устрицами стоит начинать в моём состоянии сильной алкогольной интоксикации. Думаю, через пару лет устрицы такими темпами будут предлагать даже в фаст-фуд ларьках.
Сельское хозяйство есть. Цифр не знаю, но даже в северном Крыму видел преимущественно или засеянные (подсолнечник) или явно недавно убранные поля, плюс там всякие трактора и прочие веялки. Правда, поля, которые не обрабатываются уже явно несколько лет (успели вырасти небольшие деревца), тоже видел. А ещё очень угнетают руины коровников в окрестностях Евпатории.
Судя по степени разобранности и ряду других признаков, руины ещё советские, но выглядят угнетающе. А, ещё скупая мужская слеза навернулась при виде стоящих без дела ветряков ещё клюевской постройки. Я всё понимаю, но ветряки-то хорошие, а электричество Крыму нужно.
Флагов и портретов Путина стало поменьше — в смысле, их количество упало до уровня, безопасного для психики. Ну, кроме Севастополя, конечно. И это хорошо.
Проблема с недвижимостью, её перерегистрацией и т. п. осталась. Это плохо.
Вообще от Крыма осталось какое-то ощущение ненапряжности бытия, причём не только у туристов, для которых оно естественно, но и у местных.
Думаю, уровень преступности в Крыму сейчас существенно ниже, чем в той же Одессе — притом, что полицейского я увидел всего один раз — возле вокзала в Евпатории, где у них, как я понимаю, опорник. А, и ещё один раз в Симферополе, тоже на вокзале.
Кстати, довольно много мигрантов — например, в Евпатории в баре нас обслуживала девочка, уехавшая из Киева.
Продолжение, наверное, следует.
Источник: http://rusvesna.su/news/1533667252
Присоединяйтесь к сайту «КУЛИКОВЕЦ» в Одноклассниках, Telegram, Facebook, ВКонтакте, Twitter, и Вы всегда будете в курсе последних новостей.