Руслан Осташко. Украина убила Черноморский судостроительный завод | Куликовец

Руслан Осташко. Украина убила Черноморский судостроительный завод

Список остав­ших­ся Укра­ине от СССР круп­ных пред­при­я­тий, убитых «неза­леж­но­стью», по­пол­ни­ло ещё одно. Кост­ля­вая рука укра­ин­ско­го «пат­ри­о­тиз­ма» уни­что­жи­ла Чер­но­мор­ский су­до­стро­и­тель­ный завод (ЧСЗ) в Ни­ко­ла­е­ве. При так на­зы­ва­е­мом «то­та­ли­тар­ном режиме» СССР пред­при­я­тие было одним из круп­ней­ших ми­ро­вых про­из­во­ди­те­лей круп­но­тон­наж­ных судов. В 80-е годы про­шло­го века ЧСЗ пре­вос­хо­дил по уровню ме­ха­ни­за­ции труда и за­ни­ма­е­мой пло­ща­ди все ев­ро­пей­ские верфи.

В конце 80-х ЧСЗ го­то­вил­ся взять ещё одну тех­но­ло­ги­че­скую и про­из­вод­ствен­ную высоту – по­стро­ить тя­жё­лый авиа­не­су­щий крей­сер с ядер­ной энер­ге­ти­че­ской уста­нов­кой. Судно уже дали имя: «Улья­новск». В 1988 году эта задача была вы­пол­ни­ма – ЧСЗ об­ла­дал 26-летним опытом по по­строй­ке тя­жё­лых авиа­не­су­щих крей­се­ров.

К тому вре­ме­ни со ста­пе­лей сошли такие суда на­зван­но­го класса, от­но­сив­ше­е­ся к про­ек­ту 1143 – «Киев», «Минск», «Но­во­рос­сийск», «Баку», «Варяг» и тот самый «Ад­ми­рал Куз­не­цов», ко­то­рый, идя в Сирию, шугал ко­раб­ли НАТО своим гроз­ным видом.

Тогда ли­бе­ра­лы бурно об­суж­да­ли, что озна­ча­ет чёрный дым, вы­пу­щен­ный «Кузей», хотя это был всего лишь мор­ской сигнал «я иду». Теперь, когда «чёрный дым», только уже в пе­ре­нос­ном смысле, вы­пус­ка­ет неко­гда ве­ду­щее укра­ин­ское су­до­стро­и­тель­ное пред­при­я­тие, ли­бе­ра­лы молчат.

Тот самый «Улья­новск» с атом­ной энер­ге­ти­че­ской уста­нов­кой ути­ли­зи­ро­ва­ли уже в 1992 году, спустя совсем ко­рот­кий срок с мо­мен­та по­лу­че­ния «неза­леж­но­сти». Мо­ло­дой де­мо­кра­ти­че­ской рес­пуб­ли­ке суда такого класса не были нужны. Бла­го­да­ря за­ка­зам из Нор­ве­гии и Греции, а также неболь­шим за­куп­кам трау­ле­ров Рос­си­ей ЧСЗ смог про­тя­нуть до 2003 года. Тогда пред­при­я­тие ис­клю­чи­ли из спис­ков стра­те­ги­че­ски важных.
На тер­ри­то­рии завода раз­ме­сти­ли центр гру­зо­пе­ре­вал­ки, а саму верфь про­да­ли «эф­фек­тив­но­му соб­ствен­ни­ку» — оли­гар­ху Вадиму Но­вин­ско­му. При нём, за 15 лет, ЧСЗ не вы­пу­стил НИ ОДНОГО ко­раб­ля. Вы­жи­ва­ли только за счёт про­ве­де­ния ре­монт­ных работ.

Един­ствен­ной по­пыт­кой была за­клад­ка пер­во­го со времён рас­па­да СССР бо­е­во­го ко­раб­ля – кор­ве­та «Вла­ди­мир Ве­ли­кий», ко­то­рая про­изо­шла 17 мая 2011 года. Это судно про­ек­та 58200 («Гайдук-21») так и не было по­стро­е­но.

Экс­пер­ты свя­зы­ва­ют гибель ЧСЗ с «ев­ро­ин­те­гра­ци­ей». Вот что го­во­рит по этому поводу мой кол­ле­га, по­ли­то­лог Вла­ди­мир Скачко.

«Чер­но­мор­ско­му заводу, как и всей су­до­стро­и­тель­ной от­рас­ли Укра­и­ны, был уго­то­ван «гре­че­ский сце­на­рий». На­пом­ню, что при вхож­де­нии в ЕС Афины ли­ши­лись мощ­но­го ко­раб­ле­стро­е­ния. Без уни­что­же­ния су­до­стро­и­тель­ной про­мыш­лен­но­сти Киев не впи­шет­ся в си­сте­му меж­ду­на­род­ной спе­ци­а­ли­за­ции труда. На мой взгляд, оче­вид­но, что ев­ро­пей­цам не нужны кон­ку­рен­ты в лице ЧСЗ и каких-либо вы­со­ко­тех­но­ло­гич­ных пред­при­я­тий Укра­и­ны. Зато кон­трак­ты и ин­ве­сти­ции завод мог по­лу­чить из России. В итоге Укра­и­на по­те­ря­ла флаг­ма­на су­до­стро­е­ния. Но не думаю, что этот факт сильно огор­ча­ет Киев».

Пе­чаль­ным итогом де­я­тель­но­сти «ев­ро­ин­те­гра­то­ров» стало ре­ше­ние Хо­зяй­ствен­но­го суда Ни­ко­ла­ев­ской об­ла­сти. Он пре­кра­тил про­це­ду­ру са­на­ции пред­при­я­тия, при­знав Пуб­лич­ное ак­ци­о­нер­ное об­ще­ство «Чер­но­мор­ский су­до­стро­и­тель­ный завод» банк­ро­том. Со­глас­но по­ста­нов­ле­нию суда, ос­но­ван­ный в 1897 году ЧСЗ под­ле­жит лик­ви­да­ции.

Об­ра­ти­те вни­ма­ние на эту дату. Пред­при­я­тие су­ще­ство­ва­ло и при ца­риз­ме, и в слож­ные годы Граж­дан­ской войны, и при со­ци­а­лиз­ме (с пе­ре­ры­вом на Ве­ли­кую Оте­че­ствен­ную). Но как только до власти на Укра­ине плотно до­рва­лись «пат­ри­о­ты», так и всё. И ведь ис­то­рия ЧСЗ – не един­ствен­ная, де­сят­ки их. Если – уже не сотни.

«Неза­леж­ность» уби­ва­ет. Не только людей в Дон­бас­се и на самой Укра­ине, но и вообще всё – ин­фра­струк­ту­ру, пред­при­я­тия, любую осмыс­лен­ную де­я­тель­ность. На­сту­па­ет Руина. От преды­ду­щей Руины, ко­то­рая имела место после смерти Бог­да­на Хмель­ниц­ко­го, Укра­и­ну в итоге спасла Россия. Кто спасёт от ны­неш­ней?

Источник: https://aftershock.news/?q=node/663993

Присоединяйтесь к сайту «КУЛИКОВЕЦ» в ОдноклассникахTelegramFacebookВКонтактеTwitter, и Вы всегда будете в курсе последних новостей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

20 − 16 =