90 лет назад вступил в строй, участник обороны Одессы, гвардейский крейсер «Красный Кавказ» | Куликовец

90 лет назад вступил в строй, участник обороны Одессы, гвардейский крейсер «Красный Кавказ»

25 января 1932 года на вступившем в строй крейсере «Красный Кавказ» подняли военно-морской флаг СССР. Этот день считается началом его долгой службы.

А если зарыться в глубь истории, то этот корабль должен был появиться гораздо раньше. Его заложили еще 19 октября 1913 года на одной из верфей Николаева. Кодовое название крейсера в период строительства было шутливым — «Балашка». Он разрабатывался по образцу серии крейсеров «Светлана». При спуске на воду судну планировали присвоить имя «Адмирал Лазарев».

Однако начавшаяся Первая мировая война, две революции и война гражданская затормозили все планы. К началу 1920-х годов корабль оставался недостроенным. Первый раз решение достроить крейсер приняли в 1924 году. Но оно осталось нереализованным. В 1926 году к этой теме вернулись снова, и утвердили проект доводки корабля до рабочего состояния. Вооружение решили взять со старых балтийских крейсеров, которые пошли на металлолом. Вместо 130-миллиметровых орудий, предусмотренных первым проектом, запланировали установку восьми более мощных 203-миллиметровых пушек.

Название «Красный Кавказ» достраиваемому судну дали в конце 1926 года. Тогда же было решено внести еще ряд изменений в проект — для модернизации корабля в соответствии с техническими и боевыми требованиями того времени. Котлы двигательных установок теперь должны были работать только на нефти, для увеличения скорости запланировали монтаж паровых турбин нового типа. Убрали третью дымовую трубу, изменили конфигурацию мачт с целью размещения на них дальномерных постов для управления артиллерийским огнем, усовершенствовали конструкцию корпуса. Бронирование корабля выглядело так: 75 мм — нижний пояс, 25 мм — верхний. По классу «Красный Кавказ» отнесли к легким маневренным крейсерам.

В отличие от старых крейсеров, здесь позаботились об улучшении бытовых условий экипажа. Вместо гамаков установили стационарные кровати, для кубриков применили более современные системы отопления и вентиляции. Предусмотрели помещения для бань, душевых и медико-лазаретного блока.

Со временем, к моменту ввода в строй, старые орудия заменили на 180-миллиметровые дальнобойный пушки, полностью поменяли первоначальное зенитное вооружение: вместо пушек Лендера установили 102-миллиметровые орудия, 45-миллиметровые зенитки-полуавтоматы. А в 1934 году для крейсера закупили в Италии спаренные 100-миллиметровые зенитки Минизини. Торпедное вооружение по сравнению с проектом увеличили вдвое — до 4 аппаратов калибра 450 мм. Кроме того, крейсер мог брать на борт 55 глубинных бомб и 100 морских мин. Первоначально корабль был оборудован катапультами для запуска самолета-разведчика КР-1, но в конце 1930-х эту установку демонтировали в связи со снятием этого самолета с вооружения.

Великую Отечественную войну «Красный Кавказ» встретил уже 23 июня 1941 года, получив первое боевое задание по установке морских мин. В течение сентября крейсер обстреливал береговые позиции врага, участвовал в высадке десанта в районе Одессы. В октябре экипаж корабля принял участие в эвакуации войск Одесского гарнизона и в охранных конвоях. Поздней осенью «Красный Кавказ» буксировал поврежденные военные суда, перевозил воинские части из Севастополя в Новороссийск, отражал многочисленные атаки гитлеровской авиации.

Зимой 1941-1942 годов крейсер доставлял в Севастополь подкрепление, оружие и боеприпасы, участвовал в Керченско-Феодосийской десантной операции, подавлял береговую артиллерию противника. В боях «Красный Кавказ» не раз получал различные повреждения от бомб и снарядов, от них погибла часть экипажа. Однако корабль оставался в строю. Но к концу марта 1942 года сумма повреждений (особенно после массированного авианалета у берегов Крыма) стала критичной и крейсер отправили на ремонт в порт Поти. Он продолжался до августа.

И вот, в самом начале ремонта, экипажу сообщили весьма приятную новость: особым приказом народного комиссара ВМФ от 3 апреля 1942 года «Красному Кавказу» присвоили гвардейское звание. Это был первый крейсер советского флота, который стал гвардейским. 26 июля в Поти привезли гвардейское знамя и в торжественной обстановке вручили экипажу. В ходе церемонии моряки произнесли клятву гвардейца. Кстати, в годы войны личный состав корабля увеличился с 600 до 878 человек.

С 11 сентября 1942 года крейсер снова стал выходить в боевые походы. В 1943 году «Красный Кавказ» защищал десантников на Малой земле и участвовал в Новороссийской операции. Конец войны корабль встретил в ремонтном доке, совершив 64 боевых похода.

До 1952 года крейсер использовался как учебное судно. Затем старый корабль выполнял роль мишени и был затоплен во время испытания крылатой ракеты. А имя «Красный Кавказ» перешло большому противолодочному кораблю, построенному в 1967 году. Второй «Красный Кавказ» ходил по морям вплоть до своего списания в 1998 году.

Источник:https://t.me/boyart777/35120