Анна Пономарева.Хабовая афера | Куликовец

Анна Пономарева.Хабовая афера

На Украине готовят масштабную раздачу портов

О желании Киева сбыть с рук по бросовой цене порты страны известно давно, и как бы ни возмущались украинцы по поводу этого стремления разбазарить стратегическое имущество государства, реклама и привлечение потенциальных скупщиков идут на Украине полным ходом.

Как заявила представитель Министерства инфраструктуры страны Ирина Кошель, ведомство активно готовит концессию (вид государственно-частного экономического сотрудничества, когда некий объект госсобственности за определенную сумму передается во временное пользование частной компании) в большинстве морских портах Украины и приветствует всех желающих.

«Есть два пути инициирования инвестпроектов: инициирование со стороны государства и инициирование со стороны частного партнера. Мы работаем по обоим направлениям, и я уверена, что в этом зале есть потенциальные инвесторы. Сегодня в процедуре концессии на разных стадиях пребывают семь морских торговых портов, и еще по трем портам принято решение о приватизации», — пояснила чиновница с говорящей фамилией.

По словам Кошель, передача принадлежащих украинскому государству портов в концессию будет проходить на конкурсной основе. Уже в ближайшее время Киев отдаст в частные руки Одесский морской торговый порт, а также Бердянский, Мариупольский, Ренийский, Измаильский, Белгород-Днестровский, Усть-Дунайский и Скадовский порты, которые якобы убыточны и не в состоянии выплачивать зарплату работникам.

Что ожидает эти объекты — гадать не стоит. Все прекрасно иллюстрирует история передачи на 30 лет Херсонского торгового порта. Его имущество концессионерам отдадут уже в следующем месяце, сообщил сегодня руководитель Администрации морских портов Украины Александр Голодницкий, выступая на Ukrainian Ports Forum 2021.

Эта циничная сделка была совершена еще год назад, когда за гроши грузинско-швейцарский консорциум «Рисойл-Херсон» (и без предоставления социальных гарантий работникам порта) получил перспективный объект. Предварительно также утверждали на всех углах, что порт существует лишь в убыток государству, поэтому передача его иностранцам — прекрасное решение проблемы. Тем более что в идеале, когда время аренды заканчивается, частная компания получает прибыль, а государство — налаженное высокотехнологичное предприятие. Соответственно, если у страны нет денег или технологий для организации работы на передаваемом в другие руки объекте, концессия — это панацея. Впрочем, все это в идеале. А по сути, Киев, наплевав на огромные перспективы (согласно прогнозу экспертов, ожидаемое количество грузов, проходящих через Херсон, к 2030 году увеличится в 2,5 раза), почти задарма отдал активы порта.

И как-то испарилась из памяти местных оценщиков информация о том, что этот порт всегда считался экспортным хабом для продуктов переработки зерновых и масличных культур, таких как пшеничные отруби, шрот подсолнечный и соевый, шелуха подсолнечная и соевая, то есть тех продуктов, на экспорте которых специализируется Украина. И даже в полуразваленном состоянии он был необходим как воздух сельхозторговцам и предприятиям аграрной страны, в которую превратилась в последнее время Украина, уничтожая остатки собственной промышленности. И, конечно, никто не акцентировал внимание на том, что этот хаб регулярно демонстрировал прибыль примерно от 45 до 25 млн гривен, следовательно, ни о какой убыточности в принципе говорить не приходится. Более того, два года назад за 10 месяцев порт выполнил 90% от годового плана перевалки, что явилось лучшим показателем за шесть лет. Но и это не помешало Киеву рассказывать сказки о несостоятельности этого объекта, чтобы передать его в «хорошие» руки.

В результате Украина в обмен на прибыльные миллиардные активы будет иметь 12 млн гривен в год ($37 тыс. в месяц). Сумма дохода удивительно смехотворная, особенно учитывая, что она намного меньше, чем была до концессии. Наконец, обещанные новым арендатором инвестиции составляют жалкие крохи в размере 300 млн гривен ($12 млн). Для сравнения, современный портовый кран стоит около 26 млн гривен, а их в Херсоне насчитывается 13 штук. Какую модернизацию на обещанные инвестиции сделают концессионеры, догадаться несложно — никакую. И все разговоры о высокотехнологичных изменения — пустой звук.

Участь вышеперечисленных портов, которые примут участие в грандиозной афере украинских властей, также предрешена. Все известно заранее и повторится по апробированной схеме с потерей Киевом не только доходной части в бюджет, но и полного контроля над ресурсами и логистикой грузоперевозок.

 

 

Источник: https://asd.news/articles/ukraina/khabovaya-afera/