Самсонов Александр. «Прилежание и храбрость превосходят силу». Разгром шведов при Гренгаме
Кампания 1720 года
Кампания 1720 года началась с победы. В январе русский отряд в составе шнявы «Наталия», галиота «Элеонора» и пинка «Принц Александр» под командой капитана Вильбоа захватил у Данцига два шведских судна, которые везли орудия (38 медных пушек). В апреле—мае русский гребной флот под командованием участника Гангутского сражения князя М. М. Голицына высадил на шведский берег десант, который сжёг два города (Старое и Новое Умео), разорил десятки селений и захватил несколько судов. Русский отряд успешно вернулся в Вазу.
Тем временем мощный соединенный англо-шведский флот (18 британских линейных корабля и 3 фрегата, 7 шведских линейных корабля, всего 35 вымпелов) вышел к Ревелю. Англия опасалась полного разгрома Швеции и чрезмерного усиления России на Балтике и решила провести военную демонстрацию, чтобы заставить царя Петра I заключить со шведами мир на выгодных для них условиях. Получив известие о высадке русских в Швеции и опасаясь атаки противника на Стокгольм, союзный флот повернул к шведским берегам.
Ожидая нападения вражеского флота на столицу, русский государь приказал усилить береговую оборону. Так как англо-шведский флот мог появиться у берегов Финляндии, русский галерный флот покинул Аландский архипелаг и перешёл к Гельсингфорсу. Для наблюдения за неприятелем Голицын оставил несколько лодок. В начале июля одна из них села на мель и была захвачена шведами. Пётр выразил недовольство этим происшествием и приказал Голицыну вернуть контроль над Аландами. Русский флотоводец направился в Аландские шхеры с 61 галерой и 29 лодками. 26 июля (6 августа) русский флот вышел к островам. Русская разведка обнаружила шведский отряд между островами Лемланд и Фритсберг. Из-за сильного ветра атаковать противника было нельзя, поэтому Михаил Михайлович решил идти к острову Гренгам, чтобы занять позицию среди шхер.
Сражение
Когда 27 июля (7 августа) 1720 года русские суда вышли к Гренгаму, шведы снялись с якоря и пошли на сближение с целью вступить в бой. Шведский вице-адмирал Карл Шёблада считал, что имеет превосходство в силах и сравнительно легко сможет расстрелять русские суда. В состав шведской эскадры входил линейный корабль 4 фрегата, 3 галеры, 3 шхербота, шнява, галиот и бригантина. Очевидно, что в открытом море шведы имели преимущество. Но в шхерах (мелкие островки и скалы) преимущество парусных кораблей исчезало, на мелководье господствовали гребные суда. Галеры и другие гребные суда и строились для действия в прибрежной зоне, где множество островов, скал, проливов и проходов. Михаил Голицын это использовал. Сначала он отступил в шхеры, где большие парусные суда теряли свои преимущества. Шведы увлеклись погоней и не заметили, как попались в западню.
Шведский флагман и 4 фрегата, преследуя противника, вошли в пролив Флисёсунд, изобиловавший мелями. Русские суда немедленно контратаковали. Они не могли вести с противником артиллерийский бой и шли на абордаж. Два передовых шведских корабля стали разворачиваться, но сели на мель и затруднили манёвр другим кораблям. Два первых шведских фрегата были окружены русскими судами и после яростной схватки взяты на абордаж. Два других фрегата также не смогли выйти из боя и были взяты штурмом. Шведский флагман, выполнив сложный маневр, смог спастись. За ним последовали и другие шведские суда. Сильный ветер на море и появление подкрепления (2 корабля) спасли шведов от полного разгрома и пленения.
Русские моряки захватили четыре шведских фрегата: 34-пушечный «Стор-Феникс», 30-пушечный «Венкер», 22-пушечный «Кискин» и 18-пушечный «Данск-Эрн» (всего 104 орудия). Шведы потеряли в бою свыше 500 человек. Русские потери – свыше 320 человек. Сражение было упорным. О его накале свидетельствует большой расход боеприпасов и то, что в числе наших раненых было 43 человека, «опаленных» выстрелами вражеских орудий. Многие русские гребные суда были повреждены, и вскоре их сожгли.
Пётр I был весьма рад победе и писал Меншикову:
В русской столице победу праздновали три дня. Захваченные в бою шведские корабли с триумфом ввели в Петербург. Государь приказал хранить их вечно. Была отчеканена медаль и установлено наравне с Гангутским церковное празднество. На медали выбили надпись: «Прилежание и храбрость превосходят силу». Князь Михаил Голицын за викторию получил усыпанные бриллиантами шпагу и трость, офицеры – золотые медали с цепями, рядовые – серебряные. За взятие пушек экипажи получили около 9 тыс. рублей призовых.
Бой при Гренгаме стал последним значительным сражением Северной войны, которая продолжалась более 20 лет. Шведское королевство, утратившее всякую надежду на успех, измотанное и обессиленное, потерявшее значительные территории, больше не могло воевать. Пётр же бы был готов продолжать войну и в 1721 году планировал взять шведскую столицу — Стокгольм. Швеция пошла на Ништадтский мир.