Анатолий Урсида.Спасти гегемона
Каждому россиянину следует помнить о том, что так называемую экономическую гонку, являвшуюся неотъемлемым элементом холодной войны, Советский Союз у Штатов выигрывал, причем дважды. Серьезные сбои в экономике США случались в 1971 и 1986 годах. Это не значит, что Страна Советов была раем земным с качественными товарами, муниципальными пиццериями и барбершопами. Это означает, что на тот момент экономическая система Советского Союза была более устойчива, чем американская. Проще говоря, Советский Союз, несмотря на гигантскую материальную помощь, оказываемую «молодым революциям» в Африке и Южной Америке, пока еще не жил в долг.
Первый серьезный сбой в противостоянии с Советским Союзом Америка дала в 1971 году, отказавшись обеспечивать доллар золотом, чем перечеркнула 25-летние устои мировой банковской системы и спровоцировала мировой экономический кризис 1972–1974 годов. Но, по мнению видных американских же экономистов, истоки этой проблемы начались на три года раньше ― в 1968 году. Именно в этом году «американский консолидированный бюджет перестал быть рентабельным», если дословно процитировать источник. То есть с 1968 года недоимки бюджета начинают перекрываться заимствованиями, в том числе иностранными, что происходит по сей день. Согласно открытой информации, на момент 1970 года государственный долг США достиг суммы в 381 миллиард долларов, а его доля в ВВП страны составила более чем 36 процентов. Подчеркну, более чем 36 процентов от ВВП, а не от бюджета. Бюджет госдолг уже перекрыл как раз в 1968 году! Эти цифры по тем временам были более чем неутешительные и более чем беспрецедентные.
По всем странам, входящим в Коллективный Запад, а также по всем «союзникам» разнесся сигнал SOS. Все страны-вассалы принялись оголтело скидываться, дабы спасти экономическую систему сюзерена. В отличие от некоторых российских ура-патриотов, я не верю, что европейские, азиатские, некоторые южноамериканские и ближневосточные страны спасали США с дулом револьвера у виска.
Во-первых, США тогда имели и сейчас имеют статус мирового кассира, поскольку доллар имеет статус ведущей мировой валюты. Крах американской экономики означал бы и крах доллара, а это на момент 1971 года было невыгодно не то что странам-вассалам, а вообще всему миру.
Во-вторых, европейскую систему обороны формировали и на 75 процентов содержали Соединенные Штаты, поэтому европейцев уж точно не надо было заставлять в срочном порядке сверх запланированного закупать американские трежерис (долговые обязательства правительства США). Это для них был вопрос не только экономической, но и физической безопасности.
С Ближним Востоком и Юго-Восточной Азией все просто: США для них были тогда крупнейшим рынком сбыта. Для японцев, южнокорейцев и тайванцев ― продукции машиностроения и электроники, тогда еще только начинавшей завоевывать американский рынок. Для саудитов, кувейтцев и катарцев США были и остаются крупнейшим рынком сбыта нефти. Ну а некоторые южноамериканские страны покупали трежерис не только в экономических, но и в политических целях. Это делалось, дабы показать, что они находятся «на правильной стороне истории», в отличие от «красной» Кубы, горевшей повстанческим огнем Боливии и грозившей «покраснеть» Колумбии.
Второй дефолт в США произошел в 1986 году, когда Советский Союз был уже несколько ослаблен и отягощен внешними долговыми обязательствами. Несколько дней подряд государственный аппарат США не финансировался. Формально это было оправдано законом Грэмма ― Рудмана ― Холлингса «О сбалансированном бюджете и контроле за дефицитом в чрезвычайных условиях». В этих условиях нужно запрашивать одобрение конгресса, чтобы начать печатать деньги сверх лимита. Но это только часть правды. Деньги всегда печатаются под что-то, чтобы избежать резкого скачка инфляции. И через несколько дней, когда конгресс «одобрил», ФРС запустила печатный станок. Но параллельно с балаганным голосованием в конгрессе шел другой процесс. Агенты ФРС договаривались с иностранными государствами о дополнительных закупках тех самых трежерис.
Дело вот в чем. Наличность, которая эмитируется государством, должна быть обеспечена либо драгоценными металлами, либо, как в случае США после 1971 года, товарами и услугами. Ведь если даже наличность напечатана для погашения долгов, она все равно так или иначе обязана обеспечивать владельцу покупательную способность. А если сверх лимита напечатанные деньги не способны обеспечить покупку товаров или услуг по причине отсутствия этих товаров или услуг, то это уже не деньги, а бумажки. Таким образом, свеженапечатанные деньги обесцениваются, тем самым частично обесценивая даже ту массу денежных средств, которая товарами и услугами обеспечена. Именно так во многих странах и начинался процесс гиперинфляции.
В этом случае трежерис служат своеобразным предохранителем и стабилизатором. Мало того что это приносит Штатам дополнительные финансовые вливания, эти обязательства стабилизируют финансовую систему в условиях включенного печатного станка, формально нагружая расходную часть бюджета. Долг-то ведь надо обслуживать и отдавать. С одной стороны, в бюджет привлечены деньги от иностранцев, дополнительно включен печатный станок, а с другой ― необходимо погашать и обслуживать (хотя бы обслуживать) долговые обязательства. Существует приход денежных средств, но параллельно формируется и расход, а также увеличение госдолга, то есть деньги печатаются как бы «не в пустоту», что способствует купированию гиперинфляционных процессов. Красиво. Но во вред всем остальным, ведь деньги, которые ежегодно в качестве своеобразной дани выплачиваются американцам, обеспечены иностранными товарами и услугами, а также в случае некоторых стран ― драгоценными металлами. Получается, что не только дефицит бюджета, но и дефицит обеспечения доллара американцы покрывают за счет стран-доноров, и именно за счет этих стран в первую очередь обеспечивается финансовая стабильность США и относительно низкая инфляция.
Сколько Штаты привлекли денежных средств в эти два кризисных года, доподлинно не знает никто. Данные в разных источниках разнятся. Мало того, они эти два года и дефолтными-то официально не признают. Они признают только технический дефолт в 1979 году из-за суммы в 120 миллионов долларов. Но мы можем отследить увеличение «продаж» американских ценных бумаг на графике доходности по годам из вполне себе американского источника. Ведь чем больше втюхано трежерис, тем больше рисков для партнеров, значит, с увеличением «продаж» доходность также придется увеличивать.
Как мы можем наблюдать, ставка доходности на среднесрочные десятилетние трежерис превышает нормализованный показатель с конца шестидесятых и по 1991 год, а на пике достигает рекордных 15 процентов и даже выше. На графиках, отражающих доходность краткосрочных и долгосрочных трежерис, картина примерно такая же. Рекордная доходность фиксируется на периоде острой фазы противостояния США с Советским Союзом, который к 1979 году достиг пика своего экономического могущества.
В 1991 году Советский Союз развалился при доле в мировом ВВП в 12 процентов и имея при этом жалкие 120 миллиардов долларов долгов, но никто из стран-сателлитов не бросился его спасать. Более того, страны-должники не спешили отдавать долги Советскому Союзу, общая сумма которых значительно превышала 120 миллиардов. А Соединенные Штаты объявили о своей победе в холодной войне, забыв упомянуть о том, что расплачивался за это «весь свободный мир» ежегодным увеличением вложений в американские ценные бумаги.
Советский Союз развалился не по экономическим причинам, а по политическим. Экономическая ситуация в СССР в 1991 году была значительно лучше, чем в России в 1999-м. СССР развалился из-за предательства элит, ведь экономический спад конца восьмидесятых и близко не похож на кризис 1971 года в США. И на «эпический крах совковой экономики», как пытаются выставить его либералы, вышеупомянутый экономический спад уж никак не тянет.
С момента 1991 года геополитическая ситуация в мире изменилась, противником № 1 стал Китай ― монстр, которого коллективный Запад сам же и вскормил. Россию развалить не получилось ни при помощи мягкой силы, ни при помощи экономических санкций после госпереворота на Украине. При заметном ухудшении уровня жизни после введения санкций Россия окрепла в экономическом и военном плане как самодостаточное государство. При всем этом Евросоюз не собирался и не собирается в экономическом плане ложиться под американцев.
Мало того, американцам за последнее десятилетие пришлось изобрести немало дополнительных способов пополнения бюджета помимо трежерис: от выкачивания чужих энергоносителей вследствие прямой военной интервенции до наложения миллиардных штрафов в пользу США на азиатские и европейские компании. Посчитайте, на какие деньги только за последние десять лет американцы оштрафовали французский банк BNP Paribas, южнокорейский холдинг Samsung и немецкий Volkswagen! Это десятки миллиардов долларов в пользу бюджета США. А это всего лишь три юридических лица.
Но и новые способы «относительно честного отъема денег у населения» не исправили экономическую ситуацию в Штатах: суверенный долг рос и продолжает расти, а качество показателей роста экономики обеспечивается бесконечным надуванием фондового пузыря, который неизменно должен лопнуть.
В свете всего этого, а также начавшейся нешуточной торговой войны с ЕС в 2018 году администрация президента Трампа, используя временное примирение с Китаем в такой же торговой войне, через своих агентов в России и Китае стало проталкивать новую концепцию, именуемую G3, означающий создание своеобразного планетарного триумвирата из США, России и Китая. Главными в этом триумвирате американцы, конечно, назначили себя любимых.
Если вкратце, то вот чего американцы хотели от России:
― немедленного возврата Крыма Украине и прекращения поддержки ополченцев Донбасса;
― немедленного прекращения поддержки абхазского и юго-осетинского правительств;
― немедленного прекращения тесного военно-технического сотрудничества с Китаем (это несмотря на формат G3!);
― приоритета американских компаний над европейскими при осуществлении инфраструктурных и энергетических проектов на территории России (от этих требований они вообще никогда не отказывались);
― признания Россией доминиона Соединенных Штатов при освоении Арктики, это касается и Северного морского пути;
― увеличения торгового оборота между Россией и Соединенными Штатами за счет массовых закупок Россией у американских поставщиков продуктов питания (озвучено лично Трампом);
― участия американских компаний в процессах поставки российских энергоносителей на европейский рынок.
Участие в процессах поставки (имеется в виду вообще полный контроль) позволит американцам законными
кономическими методами повысить себестоимость европейской продукции, что значительно понизит ее конкурентоспособность. А еще контроль над поставками даст возможность значительно увеличить долю американского СПГ на европейском рынке, тем самым еще больше затягивая экономическую удавку на шее европейцев. А заодно и уменьшить выручку российских энергетических компаний, параллельно увеличив выручку американских.
Закупка продуктов питания ― вообще больная тема для американцев. Начиная с 2003 года, когда в России стал делаться упор на продовольственную самодостаточность, продажи заокеанских продуктов в России стали падать. Американцы хотят вернуть «золотые девяностые», когда Россия с Китаем обеспечивали звездно-полосатым пищевикам сверхприбыли, в огромных объемах закупая мясо птицы, кондитерские изделия, свинину и говядину.
Признание Россией доминиона США при освоении Арктики обусловлено как экономическими, так и политическими соображениями. Если Россия в отношении Арктики будет вести прежнюю непримиримую независимую политику, это будет не просто пощечина, а натуральный пинок под зад США, который будет способен окончательно похоронить миф об «исключительности и превосходстве американской нации». А сколько денег потеряют США, если Россия претворит в жизнь все задуманное, американцы и представить боятся.
Приоритета своих компаний над европейскими (да и над всеми остальными тоже, включая российские) американцы добиваются давно. Они на полном серьезе считают инфраструктурный рынок России «своим» и очень активно выражают свое недовольство, когда их отодвигают в сторону всякие «Тотали» и «Шеллы».
Ну а против военно-технического сотрудничества России и Китая Пентагон выступает последовательно при любой администрации. И не только против сотрудничества в сфере ракетостроения, как некоторые близоруко полагают. Против сотрудничества в сфере авиастроения и судостроения тоже. У России пока только есть передовые технологии, а достаточной экономической мощи и производственных мощностей нет. Китай же вполне себе может устроить, совершенно не напрягаясь, натуральный кошмар для Штатов ― непрерывную штамповку фрегатов и самолетов по российским технологиям и за пятилетку уничтожить миф о «недостижимом военном превосходстве США». Чтобы нивелировать рост китайского военного могущества, американцам придется вложить в ВПК просто огромные средства, которых у них уже нет.
Политические требования уступок в адрес Грузии и Украины озвучиваются представителями
Госдепартамента и Администрации президента США постоянно, не говоря уже о послах США в Тбилиси и Киеве. Уступки России в этих вопросах превратили бы геополитическое поражение США в Абхазии, Южной Осетии, Крыму и Донбассе в безоговорочную победу.
Политические требования по Украине и Грузии отставим в сторону, но что означают остальные требования? Денежки! Выполнение этих требований приведет к дополнительным потокам финансов, которые будут питать американскую экономику. Заимствований, юридически оправданного грабежа и военных рейдов за бесплатной чужой нефтью уже не хватает. Гегемона опять надо спасать. Однако усилий европейцев, корейцев, японцев и ближневосточных монархий уже недостаточно. Государственный долг и дефицит бюджета достигли просто колоссальных размеров. Требуется помощь русских и китайцев. Без китайских денег и русских ресурсов, на добровольной основе вложенных в американскую исключительность, эта самая исключительность очень скоро прекратится.
А что предлагалось России? Ей предлагалось частичное снятие американских санкций (кроме «списка Магнитского», связанного с делом мошенника Браудера), возврат в G8 и возможность заимствования на западных (американских) финансовых рынках. При этом интересы европейцев не рассматривались вообще. Россию с американской стороны никто бы не принуждал снимать контрсанкции, которые РФ наложила на европейскую продукцию. Еще бы. Усиление европейских производителей в американские планы не входит.
А зачем России G8, если есть G3? При этом российское руководство прекрасно понимает, что возможность получения заимствований и получение заимствований ― «две большие разницы». Ну да, будут похлопывания по плечу и разговоры о том, что «Россия сделала правильный выбор и оказалась на правильной стороне истории». И все. Россия от многочисленных уступок поимела бы от баранки дыру, прошлогодний снег и мои соболезнования. Тем более что за выполнением требований об уступках сразу же последуют новые требования о новых уступках. Это такая американская традиция.
Стоит ли говорить о том, что ни Россия, ни Китай на предложения «скинуться на поддержание исключительности» не согласились? Мало того, Пекин доказал свое умение грамотно вести масштабные торговые войны, несмотря на постоянные информационные вбросы о том, что Китай якобы «полностью принял условия США» и тому подобную ересь.
С тех пор прошло почти два года. Ситуация снова поменялась в корне. Коронавирус ускорил развал и без того рассыпающейся экономической системы, при которой США признавались лидером. Ни Китай, ни Россия не то что не прогнулись, там даже не намечается серьезных финансовых провалов. Финансовые проблемы намечаются, впрочем, как и у всех, а финансового провала не будет. Кстати, с почти стопроцентной уверенностью можно утверждать, что не будет ни в России, ни в Китае голода. В отличие от развитых «нормальных-то» стран, где проблема пищевой обеспеченности в среднесрочной перспективе стоит очень остро.
США открыто пошли экономической войной на Китай, пытаясь повесить собственные долги на Поднебесную. Интересная сумма исковых претензий ― двадцать триллионов. Чего не двести? Да просто потому, что эта сумма приближена к суверенному долгу Штатов. Но Китай сохраняет ледяное спокойствие, чем вгоняет в панику американских телеведущих и близких к правящим кругам экспертов.
Не лучше и ситуация на нефтяном фронте. На данный момент количество работающих в США нефтяных вышек сократилось до уровня 1939 года. При этом 70 процентов работающих американских фирм-нефтедобытчиков находятся в предбанкротном состоянии. Саудовская Аравия никак не может пристроить свою сверхдешевую нефть в Азии и Индии, где господствуют российские поставщики. Не удается пристроить нефть и в Европе, где Россию саудитам так и не удалось подвинуть. Не удается продать нефть и в США, где американцы ввели ограничения на импорт, и танкеры вынуждены, бросив якорь, кучковаться в ожидании разгрузки, которой в ближайшее время точно не будет.
То ли дело российские вертикально интегрированные энергетические компании. Почти всю продукцию исправно продают, в мае даже будет увеличение продаж нефти и нефтепродуктов. Да еще и нефть марки Urals стала стоить дороже WTI и Brent, чего вообще не должно было произойти. У китайцев, как оказалось, с русскими долгосрочные контракты, и они уменьшают закупки у саудитов в пользу россиян. На рынке Индии подвинуть русских не получилось, поскольку акционерами многих нефтеперерабатывающих заводов в Индии являются русские контрагенты. Как думаете, чью нефть они будут перерабатывать? А еще у российских компаний танкерный флот не наемный, а свой собственный, что существенно уменьшает издержки. Интересно, кого обвинит в договорняке и преднамеренной сдаче интересов Украины «шумерский» эксперт Скаршевский, предсказывавший России проигрыш в нефтяной войне? Наверняка Индию и Китай, чует мое сердце.
В свете этих событий американские клевреты в России стали вбрасывать в общественность информацию о создании новой концепции мирового устройства ― G2. Это глобальный союз России и США без участия Китая, с которым в краткосрочной перспективе американцы помириться не смогут. В доказательство серьезности президент Трамп выдал несколько «перлов», подтверждающих определенный настрой американской администрации. Прежде всего он назвал Россию союзником во Второй мировой войне, а Германию ― врагом. При этом пожалел, что Россия сейчас не является союзником США. Это означает, что он, очевидно, после преодоления пандемии и своего переизбрания будет строить отношения с Россией без учета европейских интересов. Вторым сигналом послужила поставка российских гуманитарных грузов в аэропорт Нью-Йорка и устная договоренность президентов о сотрудничестве в борьбе с коронавирусом. Третьим маркером стало вновь озвученное условие продления договора СНВ-3: Россия должна заставить Китай присоединиться к ограничениям. А данный сигнал означает, что США признают, что доступными методами адекватно реагировать на рост военного потенциала России и Китая уже не в силах.
Я уверен, что это прощупывание почвы, всех условий американцы России еще не выдвинули. Их положение и впрямь незавидно, и они идут ва-банк по всем направлениям. Официально безработных, получающих пособия, больше 32 миллионов человек. Рынок грузоперевозок официально упал более чем в девять раз, физический объем промышленной продукции на момент конца апреля составляет примерно 60 процентов от уровня прошлого года. И при всем этом фондовый пузырь продолжает надуваться, поглощая свеженапечатанные ФРС доллары.
Какие бы условия США ни поставили и что бы ни обещали, Россия ответит отказом. Это все равно, что нормальный человек станет помогать раненому людоеду, зная, что тот, выздоровев, непременно захочет им подкрепиться. От всех стран, с кем США пытаются договориться, им нужно только одно: их последовательное ослабление, последовательно приводящее к усилению и оздоровлению США. И вообще, на выполнение их главного условия, которое они завуалированно озвучили всему миру, не согласится ни одно суверенное государство. Как, вы не слышали? Двадцать триллионов. Немедленно.Сейчас. И им все равно, кто их будет отдавать: Китай или группа государств послабее.
Источник:rusdnepr.ru/spasti-gegemona/