Сергей Маржецкий. Почему Кремль поддержал ЕС и США в молдавском конфликте
В настоящее время в Молдавии происходят уникальные события. Впервые в постсоветской истории Кремль и коллективный Запад встали плечом к плечу, чтобы совместно убрать от власти местного олигарха. Что происходит, и почему Россия неожиданно начала «разворот на Запад»?
Бывшая республика СССР Молдавия по сей день является беднейшей страной Европейского союза. Как это часто бывает, рядом с крайней бедностью соседствует крупный олигархический капитал, что наводит на нехорошие мысли об определенной взаимозависимости этих двух явлений.
В Молдавии наиболее известным олигархом отечественного разлива является Влад Плахотнюк, который считается самым влиятельным человеком в стране. Недоброжелатели его называют «Кукловод», а завистники – «молдавским Абрамовичем». Правда, до нашего Романа Аркадьевичу Владу далеко: его состояние официально оценивалось по состоянию на 2010 год «всего» в 300 миллионов долларов. Еще злые языки обвиняют Плахотнюка в связях с криминальным миром, на чем мы остановимся далее чуть подробнее.
Сегодня Молдавия стоит на распутье. Влиятельные круги в стране весьма положительно воспринимают идею «воссоединения с Великой Румынией». Президент страны Додон считается пророссийски настроенным социалистом, но в парламентской республике он лишен реальной власти, и все решает местная законодательная власть, формирующая правительство. Именно вокруг процедуры избрания нового правительства и закрутились последние события.
Места в парламенте оказались почти равномерно распределены между тремя разнонаправленными силами: проевропейским блоком ACUM, Демократической партией, за которой стоит Плахотнюк, и Социалистической партией Игоря Додона. Договориться им между собой не удалось, и последовала местная «игра престолов», в ходе которой «клан Плахотнюка» был обвинен в захвате государства:
Парламент констатирует узурпацию власти бывшим правительством, утратившим доверие Молдавии. Вместо мирной передачи власти кабинет решил ответить дестабилизацией. Парламент признаёт незаконным правительство Филипа.
А далее последовало самое неожиданное. Во внутренний политический конфликт наравне с ЕС и США вмешалась и Москва, причем, не на противоположных сторонах, а совместно. На заседание законодательного органа в поддержку президента Додона пришли послы США, Евросоюза и Российской Федерации. В их присутствии были сформированы новые органы власти, где спикером парламента стала пророссийская Зинаида Гречаный, а во главе правительства встала прозападная Майя Санду.
Понятно, что против такого «тройственного союза» никакому олигарху не выстоять. Возникает вопрос о том, почему Кремль решил «мочить» молдавского «Абрамовича», при том, что наш собственный, настоящий, и его коллеги чувствуют себя вполне сносно?
Есть как минимум две версии. Согласно первой, приземленной, Плахотнюк в своей деятельности серьезно наследил в России. Так, его в 2017 году обвинили в покушении на убийство российского банкира, заочно арестовали и объявили в международный розыск. Кроме того, молдавский олигарх обвинялся в создании преступного сообщества, занимающегося выводом средств из России за границу. По версии следствия, нашу страну покинули при содействии Плахотнюка 37 миллиардов рублей. Таким образом, вопросы в «молдавскому Абрамовичу» есть у весьма влиятельных кругов в Москве.
По второй версии, которую приводит патриотически настроенное издание «Царьград», все гораздо возвышеннее:
Москва идентифицировала в Молдавии главное зло – её олигархат, который никогда не сделал бы ставку на Россию, в которой нет необходимой для него вольницы.