ПАССАЖ
Конец века ХІХ, канун века ХХ. Паровые машины и механизмы достигли своего совершенства. Господство механики. Плавится металл. Паровозы бороздят земные просторы, пароходы – океаны. Уже сделал свои первые километры первый автомобиль, поднялся в воздух первый аэроплан. По радио принимают первые сигналы. Загораются первые электрические лампочки. Телеграф связал континенты. Менее чем через 10 лет будет покорен недоступный Северный полюс Земли и немногим позже – Южный.
Все эти достижения человечества находили свое отражение в архитектуре. Отразилось это и на нашем здании «Пассажа».
Здание «Пассажа» было построено в 1899 году по проекту архитектора Л.Л. Влодека, всего за два года. Скульптурные группы здания создали скульпторы С.И. Мильман и Т.Л. Фишель. Начато строительство было в 1898 году, а окончено в 1899 году… Поразительные темпы, если учесть, что здание имеет четыре этажа.
Здание было построено на месте огромного дома Крамарева, который выкупил у коллежской асессорши А. Синицыной М.Я. Менделевич. На его деньги и был построен «Пассаж». Здание еще долго называлось «Пассажем Менделевича», и это нашло отражение на почтовых открытках начала прошлого века.
Торжественное освящение Пассажа состоялось 23 января 1900 года. Торговые места были разобраны многочисленными желающими. Но уже в 1901 году Пассаж горит. 31 октября Пассаж загорелся днем. Огромная толпа собралась около здания. Одесская пожарная команда успешно справилась с тушением. Пассаж почти не пострадал, сгорела только башенка, возвышавшаяся над главным входом, на углу Преображенской и Дерибасовской и скульптурная группа со стороны улицы Преображенской. В скором времени последствия пожара были ликвидированы и здание восстановлено, кроме башенки и скульптурной группы.
С этой скульптурной группы, возвышающейся над крышей, и начнем осмотр здания со стороны улицы Дерибасовской.
На крыше две скульптуры. Меркурий, уютно устроившийся на паровозике, оседлав его, и сбросивший или потерявший свои крылатые сандалии,
и Фортуна с факелом удачи в руке на судне, причалившем к берегу.
Надо сказать, что и Меркурий и Фортуна многократно повторяются в скульптурных группах на стенах здания, как на внутренних, так и на наружных.
Пассаж с первых лет своего существования пользовался огромной репутацией, считался лучшей гостиницей в Одессе, которая располагалась в верхних этажах здания. При гостинице имелись ресторан, читальня, парикмахерская, ванны и души. Гостиница имела центральное отопление, собственную электрическую станцию, подъемную машину (лифт), отделение почты.
Г. Москвич: «Пассаж» на углу Преображенской и Дерибасовской ул., в одном из самых бойких мест города. Читальный зал. 132 номера от 1 р. до 8 р. в сутки».
Из газеты 1908 года: В ресторане «Пассаж» состоялся товарищеский ужин по случаю оставления полковником В.П. Микулиным должности агента Добровольного флота в Одессе. В признательность за оказанное внимание все были приглашены к нему на дом «откушать хлеба-соли».
Кроме того, пассаж представлял собой новый тип торгового заведения. В дореволюционные годы здесь размешались самые солидные магазины со всевозможными товарами.
На входе в «Пассаж», как с улицы Дерибасовской, так и с улицы Преображенской очень оригинальная скульптурная композиция.
Справа от входа – стилизованная под начало ХХ века фигура Аполлона в виде обнаженного молодого человека, опирающегося левой рукой на рукоять молота, стоящего на наковальне, и протянувшего правую руку к шестерне.
В ногах у него орудия сельского труда грабли и серп на колосьях хлеба. Но самое интересное – это ремень, которым он подпоясан. Чувствуется в этом ремне эдакая мощь, сила, способная все перевернуть, все увязать, опоясать.
Слева от входа – фигура Изобилия в виде обнаженной девушки.
В левой руке она держит серп, а в правой – сноп хлебных колосьев. В ногах у нее орудия сельского труда такие же, как и у Аполлона. Ну, и чем Вам это не союз рабочего класса и крестьянства, наметившийся уже в конце ХІХ века?
И все эти фигуры на фоне подсолнухов и другой растительности. А над скульптурами ангел со стилизованным факелом, освещающий путь посетителям, и львиная пасть, защищающая, охраняющая здание от неприятностей, а под ними в овале надпись «Пассажъ».
По фронтону второго этажа протянулась вязь меандра, переносящая нас в Малую Азию…
От входа с улицы Дерибасовской мы попадаем в небольшой коридорчик. И, если поднимем взор свой на потолок, то увидим изумительную мозаику, которая причудливым узором заняла весь потолок этого маленького коридорчика. Сохранилось и крепление от потолочной люстры…
Из коридорчика, через закрывающиеся на ночь ворота, попадаем в Г-образный коридор, который ведет на ул. Преображенскую. Если взглянуть на ворота, то можно в них увидеть повторение узора ограды Летнего Сада Санкт-Петербурга, архитектора Ю. М. Фельтена.
По обеим сторонам коридора расположились торговые помещения и все это под стеклянной крышей.
В середине коридора по бокам, на уровне второго этажа на маленьком балкончике, друг против друга расположились вот такие скульптурные группы, как бы приветствующие посетителей, приглашая насладиться тем изобилием, которое имеется…
Изобилие в виде девушки рукой опирается на кувшин, лежащий на боку. Из кувшина струится застывший поток воды, как символ вечного движения капитала. И за всем этим пристально наблюдает Меркурий…
На балкончике видны инициалы «ММ» — Моисей Менделевич и фамилия творца – Р. Киттель.
Трудно перечислить все скульптурные группы и композиции.
Тут мы видим Фортуну и Меркурия разных размеров и в разных местах,
жезл Меркурия, инструменты скульптора и архитектора, кисти художника, молотки, головы разных национальностей с их характерным обликом.
По обеим сторонам всех окон третьего этажа виден год начала и окончания постройки здания.
Много растительного орнамента.
Снаружи некоторые балконы здания поддерживают драконы…
Запечатлен и сам архитектор Л.Л. Влодек.
В начале прошлого века в Пассаже размещался торговый дом товарищества «Кяхта» и, как гласило объявление, имелся большой выбор чая товарищества «Кяхта» с продажей в розницу по оптовой цене со скидкой 30%. Там же имелся в продаже чай других фирм и кофе со скидкой 25%, которая выдавалась китайскими, японскими и другими вещами, как премия. Имелся в продаже сахар Бродского по заводской цене с премиями.
В «Одесском листке» за 20-е декабря 1912 года читатели видели такое объявление: «Дешево и приятно. Игрушки, ёлочные украшения в маг. Ал. Мих. Шиповой внутри Пассажа в углу».
В Пассаже можно было приобрести ювелирные изделия, часы, изделия из фарфора фабрики М.С. Кузнецова, галантерейные товары, книги, граммофоны и многое другое. Можно было перекусить в кафе и сфотографироваться. В Пассаже обосновалась «Придворная фотография «ПАССАЖ» Я. Белоцерковского.
Вот фото, которое было сделано в этой фотографии.
На оборотной стороне фотографии указаны все благодарности и награды, которые получил фотограф. Здесь высочайшие награды и благодарности императорских и королевских величеств: от короля румынского, короля итальянского, высшая награда от гор. Одессы, высшая награда одесского отдела императорского русского технического общества и многие другие награды.
С угла улиц Дерибасовской и Преображенской попадали в гастроном. Гастроном просуществовал чуть более 100 лет. Реклама 1948 года приглашала покупателей в гастроном, где имелся широкий выбор высококачественных товаров.
Совсем недавно профиль гастронома был изменен, и в помещении гастронома теперь продают ювелирные изделия.
А так здание «Пассажа» выглядело в 1926 году с улицы Троцкого (Преображенской).
Такой вот он – одесский «Пассаж», такова его краткая история…
Ю. Парамонов
Источники:
Г. Москвич. Иллюстрированный путеводитель по Одессе. 1909 г.
А.А. Дроздовский. Е.А. Краснова. Старая Одесса. Торговля и промышленность
О. Губарь. Пассаж. Дерибасовская – угол Преображенской
Источник: http://obodesse.at.ua/publ/passazh/1-1-0-54