Крупнейшие провалы в истории разведки: операция «Золото»
Подобные мероприятия обычно тщательно разрабатывались специальными секретными отделами, сотрудники которых проходили неоднократную проверку и внедрялись в доверие к противоположной стороне, работая, как сейчас принято говорить, «под прикрытием». Данные о таких операциях долгие годы хранились в секретных архивах различных военных организаций и лишь с течением времени, утратив свою актуальность, становились достоянием средств массовой информации и общественности.
Одним из таких организованных разведкой США и Великобритании мероприятий стала операция «Золото» («Gold») или «Секундомер» («Stopwatch»), которая в Советском Союзе носила еще одно название – «Берлинский туннель». Эта операция по праву считается одной из самых масштабных в своем роде. Со дня раскрытия информации она привлекает к себе особое внимание журналистов, историков и просто заинтересованных лиц. Но, несмотря на подробное изучение материалов, которые были оформлены в виде восемнадцати научных исследований и одного кинофильма с участием главного действующего лица тех далеких событий, остаются открытыми еще многие вопросы.
Схожая операция под названием «Серебро» была благополучно проведена в 1952-ом году американцами, когда им удачно удавалось прослушивать все важные переговоры советских спецслужб на территории Австрии. Вдохновленные успехом, получив необходимый опыт и взаимодействуя на этот раз с коллегами из Великобритании, разведка США решила повторить проверенную схему, но теперь уже в Берлине.
Началу операции предшествовала длительная подготовка. Американцам было известно о том, что с конца 1940-ых советские спецслужбы, действующие на территории Германии и Австрии, решили отказаться от использования радиоканалов, сосредоточившись на воздушных и подземных кабельных линиях. С помощью сотрудников восточно-берлинского почтового ведомства, в число которых были внедрены агенты спецслужб, ЦРУ удалось заполучить подробные схемы расположения кабелей и информацию о порядке их использования. Недостающую информацию дала карта, содержащая указания на месторасположение кабелей, добытая в немецком министерстве почт и коммуникаций. Поиск и вербовка новых агентов в Дрездене и Магдебурге дала возможность узнать все нюансы о функционировании советских линий связи. На основании полученных сведений американцы, начиная с весны 1953-го, уже могли прослушивать интересующие их телефонные линии с 23 до 2 часов ночи. Однако этого им было мало, их прельщала перспектива осуществлять постоянный контроль за поступающей по советским каналам информацией.
Для достижения поставленной цели в августе 1953-го года на одобрение директора ЦРУ Аллена Даллеса был представлен план по строительству подземного туннеля, длина которого составляла 600 метров. Половина туннеля должна была пролегать под зоной советской оккупации. Даллес утвердил проект в январе 1954-го, а уже через три недели были начаты подготовительные работы по строительству объекта, начальным этапом которых стало возведение специального бункера, маскирующего вход в туннель.
Аллен Даллес являлся директором ЦРУ с 1953-го по 1961-ый годы. Именно он определил стиль работы этой организации и место в системе разведслужб Америки. После неудавшейся попытки вторжения на Кубу в 1961-ом году Даллес ушел в отставку. На пенсии он выпустил несколько автобиографичных книг. В 1969-ом Аллен Даллес скончался от воспаления лёгких.
Руководство ЦРУ не сомневалось в успехе начатого предприятия – все строительные работы проводились в условиях повышенной секретности, для осуществления плана выделялись достаточно большие средства, была приобретена суперсовременная английская техника. Ни один посторонний человек не допускался к проведению работ, а все наемные работники прибывали на территорию строительства в крытых грузовиках, чтобы не вызывать лишних подозрений. Меры секретности соблюдались при составлении планов строительства, круг людей, знающих об операции, был ограничен до минимума. Так на англо-американском совещании, проходившем в Лондоне в декабре 1953-го года, присутствовало лишь восемь человек. На заседании обсуждались вопросы дальнейшего сотрудничества американской и британской разведки, а также текущие проблемы строительства туннеля. Однако, несмотря на все вышеперечисленные меры безопасности, среди этой восьмерки, имеющей доступ к важной секретной информации, оказался человек, сотрудничавший с советскими спецслужбами. Его звали Джордж Блейк, и позднее он в столице Англии смог передать всю информацию об объекте, содержащуюся в протоколах совещания, резиденту КГБ Кондрашову. Впоследствии он достал еще немало полезных сведений о строительстве и ходе эксплуатации секретного туннеля, что позволило советским специальным службам находиться в курсе происходящего буквально из первых рук.
Согласно планам туннель копался на глубине пяти с половиной метров, а вход в него защищала огнеупорная железная дверь. Заканчивался он на советской территории в Восточном Берлине небольшой комнатой, из которой и происходило непосредственное подключение к каналам связи. Это помещение соединялось с залом, где была размещена специальная аппаратура для записи и обработки данных. Объект был введен в действие в середине 1955-го года. После завершения всех строительных работ было осуществлено подключение к интересующим американскую разведку линиям связи.
С этого момента и началось самое интересное, когда инициаторы операции «Золото» жадно впитывали каждое слово, которое фиксировала аппаратура. Советская сторона, соблюдая секретность и желая сохранить инкогнито Блейка, не разглашала о своей осведомленности и подкидывала противнику малозначимую информацию. Во избежание утечки сведений ни один советский подданный из работающих на территории Германии людей не владел информацией о секретном туннеле. Аллен Даллес периодически сообщал об успехах операции, которая была очень плодотворной. Ежедневно с трех прослушиваемых кабелей, состоявших из тысячи коммуникационных каналов, половина из которых в любое время суток были активна, снимались данные со 121 телефонной и 28 телеграфных линий. Позже американцы рапортовали о 443 тысячах записанных переговоров, по результатам которых аналитическими отделами было составлено 1750 донесений.
Изучая добытую информацию, американская разведка сообщала о важных сведениях касательно ядерной программы СССР, местах базирования судов и прочих объектов Балтийского флота, о данных, рассекречивающих более трехсот офицеров, работающих на ГРУ СССР, а также о других фактах из деятельности советской разведки. В соответствии с регулярными отчетами проводимой операции американцы находились в курсе всех политических намерений советской стороны, как в Берлине, так и на других территориях. Что из полученных сведений являлось ложью, а что правдой установить сегодня довольно проблематично. Однако американцев никто не держал за дураков, и советская контрразведка периодически «сливала» им достоверную информацию.
Без устали трудились сотрудники центра по обработке телефонных переговоров, состоящего из 317 человек. Его основной целью было анализировать информацию, которая поступала потоком. Работники переписали на бумагу каждый телефонный разговор из записанных на двадцати тысячах магнитных бобин, вмещающих по два часа переговоров. Помимо прослушивания советской стороны под внимание специальных служб попадали и разговоры немцев, которые также фиксировались, но не подвергались столь тщательному анализу. Из зафиксированных семидесяти пяти тысяч разговоров немцев на бумагу была переложена лишь четвертая часть записей. Кроме перечисленного персонала над обработкой информации, поступающей по телеграфным линиям, трудились еще 350 сотрудников. Им приходилось ежедневно снимать данные с телеграфной ленты длиною более одного километра. Работниками этого центра были перенесены на бумагу данные с восемнадцати тысяч шестичасовых бобин с советскими и с одиннадцати тысяч бобин с немецкими телеграммами, часть из которых были зашифрованы. К слову сказать, работы по расшифровке продолжались вплоть до конца сентября 1958-го года, спустя два года со дня обнаружения туннеля.
Нетрудно представить какие материальные затраты были необходимы для обеспечения беспрерывной работы столь трудоемкого процесса в течение одиннадцати месяцев и одиннадцати дней, которые просуществовал туннель. Согласно сведениям, предоставленным самими американскими спецслужбами, в целом на операцию «Золото» было потрачено более 60 миллионов нынешних долларов, в то время это было приблизительно 6,7 миллионов долларов. Скорее всего, эти цифры занижены.
Весной 1956-го года руководство СССР принимает решение о предании гласности факт существования секретного туннеля. Это преподносится как вопиющий акт нарушения международного права, и, разумеется, сразу же ставит перед американцами вопрос о правдивости всей обработанной ими информации. По этому поводу мнения специалистов ЦРУ разделились. Одни считали, что поскольку советская сторона знала о существовании «прослушки», по каналам передавалась заведомо ложная информация. Другие придерживались мнения, что полученные данные были правдивыми, но не имели особого значения для СССР, поэтому их засекречиванию не уделялось должное внимание.
Проблем, конечно, у разведки США возникло множество, но среди них самым важным встал вопрос о том, каким образом в СССР узнали о планируемой операции. Лишь в 1961-ом по показаниям некоего Голеневского, который будучи сотрудником польской разведки, передал руководству ЦРУ сведения об агенте советской стороны в МИ-6, стало известно о причастности Джорджа Блейка к провалу операции. Блейку, находившемуся на тот момент в Бейруте, было приказано вернуться в Лондон, якобы для получения нового назначения. Но по прибытии в штаб-квартиру SIS он был арестован и допрошен, а неопровержимые улики заставили агента сознаться в сотрудничестве с советской стороной. Причем основной акцент Блейк делал на том, что передавал информацию исключительно исходя их идейных соображений, а никак не под давлением со стороны КГБ. Даже настоятельные уговоры следователей признаться в обратном, дабы упростить судебное разбирательство, не заставили его изменить решение. В мае 1961-го года состоялся суд, который стал настоящей сенсацией и получил широкую огласку, как в иностранной, так и в советской прессе. По его решению Блейк был приговорен к сорока двум годам заключения. И он мог всю оставшуюся жизнь просидеть за решеткой, если бы по истечении четырех лет, 22 октября 1966-го, группа товарищей не помогла ему устроить побег из тюрьмы Уормвуд-Скрабс, а затем не переправила его в Москву.
В это же время Михал стал сотрудничать с КГБ, работая на территории Швейцарии и Западной Германии. В 1958-ом году ЦРУ получило от Голеневского письмо с предложением стать двойным агентом. Несмотря на большой список советских разведчиков, выданных Михалом американским спецслужбам, руководство ЦРУ никогда не доверяло ему, считая по прежнему работником КГБ, «сливающим» второстепенных агентов для отвода внимания от действительно важных шпионов. Летом 1963 года Голеневский сумел добиться американского гражданства и покинул Польшу. За предательство у себя на родине его заочно приговорили к смертной казни.
Многие мотивы его поступков до сих пор остаются непонятными. Чего только стоит публичное заявление в 1960-ом году, что он является «цесаревичем Алексеем Романовым». В 1964-ом американская разведка отправила Голеневского в отставку, поскольку появились многочисленные свидетельства его психической неуравновешенности. Умер «цесаревич» в Нью-Йорке в июле 1993-го. Все последние годы он не переставал поливать грязью нашу страну и, особенно, православную церковь, так и не признавшую в нем потомка рода Романовых.
Сегодня мало кому известно подлинная биография Джорджа Блейка – удивительного человека, которого пресса когда-то окрестила «чемпионом разведки». Урожденный Джордж Бехар сменил фамилию, когда в 1942-ом ему срочно потребовалось перебраться в Англию, где он собирался продолжить свою борьбу с нацистами. Но, пройдя через всю территорию оккупированной Франции, Джордж был арестован во время пересечения испанской границы. Добившись освобождения, он все же попал в Англию, где в 1943-ем отправился добровольцем служить во флот. Позже он поступил в морское училище, а после его окончания был определен в подводники.
Жизнь Джорджа Блейка резко поменялась после того как в августе 1944-го года его перевели в британскую разведку, в голландскую секцию. По окончании войны, после капитуляции немцев, Блейк перебрался в Голландию для налаживания связей с заброшенными туда до войны британскими агентами. После войны основным объектом, интересующим британскую разведку, стал СССР, и уже имеющего опыт разведчика отправили в Гамбург, где Джордж сначала самостоятельно, а затем при содействии руководства изучил русский язык.
Резидентом SIS Блейк стал в октябре 1948-го года в Сеуле, где ему было поручено собрать сведения о восточных территориях Советского Союза. Но начавшаяся война в Корее нарушила планы и Джорджа вместе с другими представителями воюющей с Ким Ир Сеном стороны интернировали и отправили в лагерь. Весной 1951-го Блейку удалось передать через одного из корейских офицеров записку в посольство СССР, в которой содержалась просьба о встрече с представителем советской внешней разведки. Именно на этой встрече было сделано предложение о сотрудничестве, исходящее от Блейка, который сразу сообщил много ценной информации об английской МИ-6 и пообещал давать сведения обо всех разведывательных операциях, направленных против Советского Союза. Разве могло руководство советской разведки отказаться от столь лестного предложения?
По окончании корейской войны в 1953-ем году Джордж возвратился в Лондон, чтобы продолжить свою работу в секретной разведслужбе Великобритании. Вскоре его назначили заместителем главы отдела по разработке технических операций, функции которого состояли в организации секретного прослушивания за границей. Находясь на этом посту, Блейк передавал нашей стране ценные обзоры о разведке Англии, из которых, помимо прочего, советские спецслужбы могли узнать о том, насколько осведомлены политические противники о военных секретах Советского Союза. Когда в конце 1953-го на совместном секретном совещании ЦРУ и SIS, проходившем в Лондоне, было принято решение о начале операции по прокладке туннеля, Блейк сразу же поставил в известность Москву, которая решила ничего не предпринимать и использовать этот канал для дезинформации противоположной стороны.
В 1956-ом году существование секретного туннеля стало угрожать безопасности СССР. Хрущев принял решение о раскрытии этой информации для широких масс, чтобы дискредитировать противников на политической арене. Для этого были использованы неблагоприятные погодные условия, которые якобы случайно способствовали обнаружению загадочного кабеля в месте повреждения линий связи на территории Восточного Берлина.
Фактически провал столь крупной операции, на которую были потрачены миллионы, крайне негативно отразился на дальнейшей карьере не только самого Аллена Даллеса, но и членов его семьи, которые также занимали высокие государственные должности. На основе рассматриваемых событий Джорджем Блейком, полковником внешней разведки, были написаны две книги: «Прозрачные стены» и «Другого выбора нет». А в апреле 2012-го года на телеканалах России транслировался новый художественно-документальный фильм, символически названный «Выбор агента Блейка», в котором принял участие главный герой, разрушивший операцию «Золото» и вызвавший в свое время в мире широкий общественный резонанс.
11 ноября 2012-го года, в день своего 90-летия, кавалер многих почетных наград и званий, заслуженный разведчик Джордж Блейк получил множество поздравлений, среди которых было и приветствие от Владимира Путина. Президент Российской Федерации благодарил полковника за успешное выполнение поставленных перед ним задач в непростое для всего мира время.