Этот день в истории. 47 лет Сергею Бодрову
Сергей Сергеевич Бодров (27 декабря 1971, Москва, РСФСР, СССР — 20 сентября 2002, Кармадонское ущелье, Северная Осетия) — советский и российский актёр, кинорежиссёр, сценарист и телеведущий, кандидат наук по искусствоведению.
Исполнитель главных ролей в фильмах «Кавказский пленник», «Брат», «Стрингер», «Восток-Запад», «Брат 2» и «Медвежий поцелуй», ведущий телепрограмм «Марафон-15», «Взгляд» и первого сезона проекта «Последний герой».
Официально считается пропавшим без вести вместе со съёмочной группой во время схода ледника Колка в Кармадонском ущелье, где проходили съёмки фильма «Связной».
Сергей Бодров-младший родился в Москве и волею родителей стал тезкой своего отца, известного сценариста и режиссера Сергея Бодрова. С 1989 по 1994 учился на отделении истории искусства исторического факультета МГУ им.Ломоносова, с 1994 по 1996 — в аспирантуре. В 1998 г. на кафедре истории искусства МГУ защитил кандидатскую диссертацию по теме «Архитектура в венецианской живописи Возрождения». Работал в школе учителем, затем кондитером на фабрике «Ударница», журналистом и даже спасателем на пляже в Италии.
Впервые в кино Сергей появился еще в 1986 году в эпизоде в картине отца «Я тебя ненавижу». Но настоящий его кинодебют состоялся в 1995 году в фильме «Кавказский пленник», режиссером которого был также его отец. В роли стриженого солдата — первогодка Вани Жилина, угодившего в дымящейся кавказский котел, Бодров поставил в тупик всех, даже своего знаменитого партнера — Олега Меньшикова. Актер-непрофессионал, он был убедителен в любом жесте и интонации какой-то особой, животной органикой. Тем не менее, наградить Бодрова призом за лучшую мужскую роль на фестивале «Кинотавр» одного, обойдя Олега Меньшикова, оказалось невозможным. И приз поделили на двоих. Та же судьба постигла и «Нику» — приз Киноакадемии. Также Бодров удостоился за «Кавказского пленника» приза «За лучший кинодебют» на фестивале «Балтийская жемчужина» в Риге и приза Кинопрессы как лучшему актеру за 1996 года (вместе с Ф.Абдраимовым). Фильм собрал просто невероятный урожай призов: приз ФИПРЕССИ и приз зрительских симпатий МКФ В Каннах. Даже был номинирован на «Оскар» как лучший иностранный фильм! Прибыв на сочинский фестиваль никем, Бодров уезжал победителем.
Вскоре последовало предложение от Алексея Балабанова сняться в главной роли в фильме «Брат», по его собственному сценарию. Фильм собрал ворох призов: призы «Silver Hugo» МКФ в Чикаго и фестиваля «Кинотавр» — за «Лучшую мужскую роль». Кроме того Бодров был номинирован на премию «Золотой Овен-97» в категории «Лучший актер». «Брат» сделал Сергея фигурой сверхпопулярной, чуть ли не культовой, а фразы из фильма стали крылатыми. Пресса называла его «лицом поколения», с чем он сам категорически не соглашался. Однако, в отличие от «Пленника», новый фильм был принят критикой отнюдь не на «ура». После «Брата» началась бодровская телеэпопея: на правах соведущего он стал работать с Любимовым во «Взгляде». По большому счету «Брат» «Взгляду» скорее мешал, чем помогал. В помещение входил улыбчивый и слегка застенчивый Сергей Бодров, а казалось, врывается Данила Багров с обрезом… В общем через три года роман с телевидением Сергею наскучил, и он ушел, как всегда — вдруг, объяснившись второпях и как всегда невнятно.. На телевидение он еще раз вернется в 2001 году, приняв участие в качестве ведущего в съемках телешоу «Последний герой».
В том, что бодровская органичность — это классно, но не каждый режиссер может с ней работать — убедил британский «Стрингер» (1998). Бодров играет молодого человека по имени Вадим, обладателя видеокамеры и охотника за скандальным. Здесь он смотрится тенью себя — скучен, неинтересен. Зато попав в руки к режиссеру Режису Варнье, пригласившему его на роль в «Восток-Запад» (1999), Сергей Бодров снова ожил и вполне убедительно выглядел молодым юношей из 50-х, влюбленным в соседку-француженку. Тем временем Балабанов решил взяться за «Брат-2», где бодровский Данила держит путь из Москвы в Нью-Йорк и далее в Чикаго. После фильма «Брат-2» популярность Сергея Бодрова, особенно среди молодежи, возросла еще больше. После такого успеха любой «секс-символ», каким к этому времени стал Бодров, обязательно хотя бы пол-года — год покупался бы в лучах славы. Однако он тут же засел за компьютер — работать над сценарием собственного фильма. В 2001 году Бодров выступил в качестве режиссера, сняв фильм «Сестры», где сам он сыграл в эпизодическую роль. В 2002 году Бодров снялся в фильмах Алексея Балабанова «Война» и своего отца «Медвежий поцелуй». «Медвежий поцелуй» был последним фильмом Сергея. В нем он сыграл медведя Мишу, силой любви превращающегося в человека. Роль главной героини исполнила шведская актриса Ребекка Лильеберг.
В том же году Бодров начал снимать фильм «Связной». Он являлся и автором сценария, и режиссером, и исполнителем главной роли. По сюжету герою Сергея бандиты прострелили когда-то колени, и ноги пришлось ампутировать. Он ходит на протезах и о том, что ног у него нет, никто даже не догадывается. Фильм задумывался как философско-мистическая притча. Большая часть фильма должна была сниматься в Москве, а съемочной группе в Осетии надо было отснять всего несколько эпизодов. Вечером 20 сентября 2002 года в Кармадонском ущелье произошла трагедия. Сошел ледник протяженностью пять километров, шириной 200 метров и толщиной от 10 до 100 метров. В результате стихийного бедствия пропали без вести 117 человек. Среди них и съемочная группа под руководством Сергея Бодрова, находящаяся в это время в ущелье. Тело Сергея так и не было найдено.